Анализ УМК "Перспектива" и результаты его использования в 1 классе, обучающемся по ФГОС нового поколения
статья (1 класс) по теме

Кузнецова Люся Юрьевна

Основные задачи УМК "Перспектива" отражают современные требования общества к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

Чистопольского района РТ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Выступление

на зональном семинаре по теме

«Организационные и методические аспекты введения ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях РТ»

«Анализ УМК «Перспектива» и результаты

его использования в 1 классе, обучающемся

по ФГОС нового поколения»

Подготовила Кузнецова Л.Ю.

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

г. Чистополь 19 января 2011 г.

Основные задачи УМК «Перспектива» отражают современные требования общества к образованию. Всестороннее гармоничное развитие личности предполагает формирование орально-нравственных основ, которые определяют отношение к окружающим людям, природе и самому себе; приобщение к культурным ценностям. Развитие способности общаться предполагает формирование умения организовывать и осуществлять совместную деятельность.

Кроме того, каждый из предметов УМК «Перспектива», кроме приобретения общеучебных знаний, умений и навыков, способствует формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, умения учиться, выдвигать и проверять гипотезы, рассматривать разные пути решения проблемы, обосновывать свой выбор. Рассмотрим на примере учебника Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Азбука» как реализуется коммуникативный принцип построения образовательно-воспитательного процесса.

Наш первый урок назывался так же, как и первый раздел учебника «Давайте познакомимся». Дети в игровой форме входят в мир общения. Предмет разговора на уроке, задание из учебника отражают потребности первоклассника, разрешают его сомнения и тревоги: «С кем ты любишь общаться? Познакомься со своими новыми друзьями. Расскажи о себе...» С первого урока ребенок приходит к мысли, что основой жизни в обществе является общение во всем его многообразии. И учиться необходимо, чтобы уметь грамотно общаться с окружающим миром. Таким образом, ребенок мотивируется к обучению. Уже на первом уроке ученик получает знание о том, что решить задачу, найти ответ на поставленный вопрос можно в совместной работе, в тесном сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Обучение на коммуникативной основе применяется во многих программах и системах, но в УМК «Перспектива» коммуникативный принцип предполагает, что «процесс общения должен выступать, как предмет специального изучения». Ребёнок на практическом уровне получает представление о видах речевой деятельности.

На уроках обучения грамоте дети получают представления о различных партнерах общения: это родители, одноклассники, друзья, учитель, животные, книги, природа и даже бытовые предметы; решают речевые задачи: «Посоветуй, как мальчикам помириться? Какие слова им следует сказать друг другу?» (Азбука, часть 1, стр. 6); «Помоги Ктототаму успокоить обезьянку. Какие слова утешения надо ей сказать?» (там же). Учащиеся получают представление о целях общения и его результатах, которые зависят от того, какой способ общения выбран .Ребёнок знакомится со словом как двусторонней единицей языка. Ребёнок осваивает лексическое значение слов на основе литературных произведений и собственного опыта.

У ребёнка при изучении предмета формируются умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать. Ребёнок знакомится с различными способами получения информации

Культура общения и взаимоотношения детей, речевой этикет подробно

рассматриваются в рабочей тетради по развитию речи Л.Ф. Климановой и Т.Ю. Коти «Волшебная сила слов». Дети учатся вести себя в различных ситуациях общения: «У меня зазвонил телефон...», «Я захотел устроить бал, и я гостей к себе позвал...», с увлечением разбирают проблемные ситуации, внимательно слушают «советы- конфеты».

Учебник Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» имеет общую с «Азбукой» коммуникативно-познавательную основу. Обучение языку ведется с опорой на то, что овладение языком, правописанием необходимо для успешного общения с окружающими, для взаимопонимания. Поэтому введение и изучение новых понятий и правил проводится на основе коммуникативно-речевых умений младших школьников.

Коммуникативная направленность учебника способствует интереса к изучению языка, воспитанию внимания и уважения к слову. Работа над лексикой не ограничивается изучением отдельных тем. Она идет параллельно с изучением тем по другим разделам языкознания, проходит красной нитью через весь учебник и объединяет учебный материал одной идеей.

На уроках обучения грамоте и на уроках русского языка проводится очень важная работа над орфоэпическими нормами: введена тема «Говори правильно», где уделяется внимание правильной постановке ударения, произношению слов, их правильному употреблению в речи.

Коммуникативно-познавательная линия прослеживается до конца учебника. Задания на составление текста предлагаются в соответствии с потребностями в общении младших школьников. Например, задания на составление текста письма, записки родителям, приглашения на день рождения, умение вести диалог на заданную тему, применять правила речевого этикета.

Ребёнок учится составлять и записывать несложные тексты с помощью учителя и самостоятельно.

Отличительной особенностью УМК «Перспектива» является изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте. В учебниках Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука» и «Русский язык» содержится богатейший материал. Обучение ведется на лучших образцах классики детской художественной литературы. Здесь представлены произведения К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Заходера, А. Барто, Н. Сладкого, В.Бианки и других; жанры устного народного творчества: потешки, считалки, загадки, присказки.

Ребёнок учится осмысливать литературные произведения. Знакомится с литературными произведениями различных жанров.

Дети получают сведения о старинных азбуках, о том, как раньше учили читать. Авторы удачно используют материал из азбуки Кариона Истомина. У учителя появилась прекрасная возможность провести параллель между нравственными ценностями разных поколений. «Немного говори и привыкай более слушать. Не всё, что придет на ум, рассказывай, но всегда думай, о чём говорить намерен. Что взаймы взял, отдай; что обещал, исполни; что получил даром, благодари». В рубрике

«Семейное чтение» включены произведения из старинных азбук и книг для чтения. Это короткие рассказы К. Ушинского и Л. Толстого, воспитательное значение которых неоспоримо и сейчас. Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы может быть также адресовано и современным детям.

Во всех учебниках УМК «Перспектива» прослеживается реализация коммуникативного, исторического, гуманистического принципов и принципа творческой активности.

Структура учебников, подбор содержания, иллюстративного материала и организация учебной деятельности направлены на решение обозначенных задач.

Учебные пособия комплекта «Перспектива», создают все условия для развития и обучения ребёнка, позволяют учителю рационально организовать работу на уроке. УМК соответствует учебному плану, программе начальной школы, основному педагогическому назначению - обучить ребёнка, создать условия для всестороннего развития личности. Это - целостная система, объединённая единой методикой подачи материала, единым языком авторов, единой системой обозначений. УМК способствует успешной самореализации учителя в педагогической деятельности. Компоненты УМК тесно связаны между собой. Комплект очень красивый, продуманный; удобный в работе.

В комплекте предусмотрена целенаправленная работа по формированию у младших школьников представлений о проектной деятельности, что является успешным нововведением, способствующим развитию универсальных учебных действий (УУД). Учить ребёнка выделять собственные цели, соотносить поставленную цель с условиями её достижения, участвовать в коллективном обсуждении, рефлексировать коллективную и собственную деятельность, корректировать программу собственных действий - это и многое другое предусмотрено авторами в учебном содержании программного материала и способствует реализации новых требований ФГОС второго поколения.

Важнейшим условием приобретения знаний младшими школьниками, которые лишь начинают свое систематическое образование, является наглядность. В учебниках, входящих в комплект «Перспектива» она представлена очень широко. Причем рисунки занимают главное место в рабочих тетрадях, в них: можно раскрасить готовые рисунки и нарисовать свои, а также соединить рисунки с природными понятиями. В учебнике предпочтение отдается уже не рисункам, а фотографиям, которые более полно, подробно, с важными деталями представляют, изучаемый предмет, место.

Таким образом, основной способ изложения учебного материала в 1-ом классе - наглядный или пиктографический (с помощью рисунков и условных знаков). Содержание учебного материала опирается на небольшой, но очень ценный опыт первоклассника. Изучается то, что школьнику уже известно, близко и понятно, так что он может, опираясь на свой опыт, получить расширенные знания в данной области, сделать для себя открытие. Основная задача заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении свободно

оперировать приобретенными, пусть незначительными пока, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связи с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта. На современном этапе развития общества от образования требуется формирование не только целостной системы универсальных знаний, умений и навыков по предметным областям, но и становление ключевых компетенций обучающихся - развитие личной ответственности и их самостоятельной деятельности. Школьник должен стать личностью, способной к самосовершенствованию и саморазвитию, обладающей исторической культурой и культурой межличностного общения. УМК «Перспектива» нацелен на решение этих задач. Комплект сочетает современные требования к УМК с лучшими традициями и перспективой развития российского образования.

Подбор заданий в УМК нацелен на разный уровень развития и тип восприятия учащихся, на изучение окружающего мира и своей роли в нем, помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Например, «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» - высокий уровень обобщения. «Восстанови записи примеров по точкам» - задание на развитие кинестетики. «Чем похожи рисунки? Заполни пропуски числами» - задание на развитие абстрактного мышления на основе наглядно-образного (Рабочая тетрадь №1 по математике, стр.62-63) Учебник математики - это учебник развивающего типа. Он содержит основной набор сведений по математике, необходимых для полноценного усвоения курса и развития интеллектуальных и творческих способностей личности ребёнка. По структуре, стилю изложения и методическим подходам учебник во многом отличается от ныне действующих учебников по математике для начальной школы. Укажем на наиболее существенные отличия.

1.В учебнике последовательно реализован теоретико - множественный подход к введению основных понятий: «число», «фигура», «величина». С этой целью уже в начале 1 класса, после подготовительных уроков, вводятся понятия «множество», «элемент множества», устанавливается отношение равенства между множествами, рассматриваются задания на сравнение численностей множеств, действия с множествами.

2. Предложен особый подход к изучению приемов сложения и вычитания в пределах 10. Суть предлагаемой методики состоит в том, что дети практически сразу решают примеры в несколько действий с помощью числового отрезка. При этом демонстрируется не просто результат, но и сам алгоритм вычислений. «Шагая» по числовому отрезку и передвигая фишки, в соответствии с заданным маршрутом (это и стрелочное письмо, или набор граней игральных кубиков - красного и синего цветов), ребенок начинает предметно ощущать способ действия. Ученик легко понимает, какой способ вычислений удобней (прибавить 5 раз по 1 или прибавить 3, а потом 2), можно ли из 3 вычесть 4, сколько шагов между числами 8 и 10.

3. Предложена целостная система работы с текстовой задачей, которая включает в себя большую подготовительную работу. Само понятие «задача» вводится не сразу, а через длительный период подготовки. Сначала дети учатся составлять рассказы по картинкам. Вначале это парные картинки с вполне очевидным сюжетом: «Что было сначала», «Что изменилось и стало потом » Когда же дети научатся видеть действия и числовые данные, а также позна комятся с о знаками + - и первыми цифрами, появляется первая группа тройных картинок, на которые указывают ключевые слова. Было. Положили .Стало, или Было Улетело. Осталось

4.Для развития пространственных представлений учащихся введены специальные задания аппликации на составление картинок из фигур Приложения. Эти задания пронизывают весь курс, начиная с составления сюжетных картинок и до работы с геометрическим лото.

В УМК представлено большое количество развивающих заданий («Сравните, докажите, почему так, что вы знаете, подумайте, вспомните, найдите...»), что позволяет построить учебный процесс в проблемном и исследовательском ключе. На уроках по окружающему миру и дома каждый ученик сможет обобщить и дополнить свои знания, используя раздел «За страницами учебника», Атлас-определитель «От земли до неба», две книги для чтения «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».

Особая направленность учебников на развитие коммуникативной культуры и знакомство с историей России позволяет усилить нравственный аспект обучения. Это реализуется на содержательном уровне: использование фотографий музеев, городов, современных и старинных улиц, использование репродукций картин известных художников, произведений классической литературы и фольклора; подбор текстов в учебниках. На методическом уровне: большое количество заданий во всех учебниках нацелено на наблюдение, сравнение, обобщение за предметами и явлениями окружающего мира (семья, школа, улица, дом, природа) и особенностями построения устной и письменной речи. Именно такой подбор заданий позволяет осознать ребенку свою личную значимость в мире и вместе с тем увеличить знания о своем окружении и общей взаимосвязи предметов и явлений.

Наличие рабочих тетрадей по математике, окружающему миру, русскому языку, технологии позволяет увеличить темп урока и его продуктивность.

Учебники новой идеологии:

  1. Создают        условия для всестороннего развития личности ребёнка
  2. Позволяют учителю рационально и удобно организовывать работу для эффективного решения образовательных задач, используя как традиционные методы и формы обучения, так и инновационные технологии.

Интерес к урокам с использованием учебников Плешакова А.А., Дорофеева Г.В. и других авторов УМК «Перспектива» обусловлен многими факторами , это и современный дизайн, отличное качество полиграфии, «теплое» и «улыбчивое» иллюстрирование : «волшебный клубочек», «разноцветные страницы», «Знайка- Незнайка».; актуальное, соответствующее современным стандартам, содержание учебных пособий, системно и доступно изложенный материал

Это и многообразие интересных видов деятельности, как для самостоятельной поисковой работы: «викторины», загадки, логические задачи с участием героев мультфильмов, сказок, использованием геометрического и графического материала, таблиц, так и для сотрудничества с одноклассниками («выполни работу в паре»), с семьей («узнай у бабушки, «расскажи родителям»).

Особенно ценно то, что объединяет каждый учебник УМК «Перспектива» - желание авторов не просто дать сумму знаний, развить ту или иную способность, но и научить позитивно взаимодействовать с миром, воспитать гражданина, способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся.

Посредством ознакомления с миром людей, чисел, природы УМК «Перспектива» исподволь ,по-доброму формируют толерантную личность, Через принятие самого себя, осознание единства с семьей, с коллективом класса, школы, с гражданами своей страны.

Стабильно высокий уровень психологического комфорта, работоспособности в течение учебного дня, эмоционально положительное восприятие УМК «Перспектива» учащимися говорят о том, что данный УМК удовлетворяют требованиям здоровьесбережения. Богатство учебного и наглядного материала, разнообразие видов заданий, источников информации, их развивающая направленность, возрастная обусловленность дают возможность учителю широко применять на уроке коммуникационные, диалоговые, здоровьесберегающие и другие личностно-ориентированные технологии, что является в будущем залогом позитивных тенденций во всех сферах образовательного процесса.

Уже сейчас очевидно, что, выбрав УМК «Перспектива» для начальной школы, мы выбрали современный уровень базового образования, запустили механизм совершенствования профессиональных компетенций педагогов, сделали новый шаг к гуманизации школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"

Выступление на пед.совете  " Использование здоровье-сберегающих технологий  в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Использование здоровьеберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа» март 2013-2014...

ФГОС нового поколения. Основные виды учебной деятельности обучающихся по ФГОС

Новый подход к образованию основывается на современных знаниях в области психологии, а также использовании инновационных методов, что повысит эффективность работы педагогов в школе.Овладение уча...