План работы с одарёнными детьми.
рабочая программа (1 класс) по теме

Одарённые дети требуют  особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и  с успехом развиваить положительные результаты в области знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odar_detmi.docx13.65 КБ
Файл sozd_usloviy_rab_s_odar_detmi.docx14.56 КБ
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

с одаренными детьми


№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

1

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

2

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей, анкетирование родителей.

Сентябрь

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы .

Сентябрь

4

Организация работы кружка «Знайка»

Сентябрь

5

Неделя эстетического цикла

Март

6

Предметные недели

В течении года, по графику

7

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

8

Работа кружка «Знайка»

В течение года

9

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

10

Создание в учебных кабинетах  материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

11

Подбор методической литературы по работе с одаренными детьми.

В течение года

12

Итоги работы с одаренными детьми. Задачи на следующий учебный год.

Май



Формы проведения мониторинга реализации модели.

 

Формы

Предметные олимпиады

Общешкольная конференция достижений учащихся

Предметные недели

Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

Внутришкольный контроль.

Творческий отчёт кружка «Знайка».

Тематические конкурсы, выставки.



Предварительный просмотр:

Создание условий и формы  работы

с одаренными детьми

в начальной школе


Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

Целью данного выступления является обобщение своего опыта организации работы с одарёнными детьми.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению


образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:

1. Урочная  деятельность (уроки по предметам).

2. Школьные декады.

3. Театрализованные праздники.

4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- задания творческого и нестандартного характера.

      Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовили и проводили КВН «Знатоки родного языка», познавательную игру «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие «Сказкоград».        

            Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.


Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

            Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

           Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных,  нестандартных задач и задач повышенной сложности. 

            Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.



Предварительный просмотр:

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

        Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок  и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

      Модель  развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода 

Период и этапы реализации модели образования

  • первый этап: 1 год обучения
  • разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели;
  • Второй этап: 2-3 год обучения
  • реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

Третий этап: 4 год обучения

  • анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.

 

Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Основные задачи

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  5.  Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  6. Организация разнообразной внеурочной деятельности;

     7.  Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • По окончании  начальной школы дети  должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним.
  • Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
  •  Участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, краевых и районных, )  способствующее позиционированию ОУ;

 

Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

 

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Модель одаренного ребенка:

  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или  придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей  в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнят задачи.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей  в обучении одарённых детей.  Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
  • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
  • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  
  • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
  • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
  • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
  • Научить детей прослеживать межпредметные связи.

        

План работы

с одаренными детьми

 

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

1

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

2

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей, анкетирование родителей.

Сентябрь

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы .

Сентябрь

4

Организация работы кружка «Знайка»

Сентябрь

5

Неделя эстетического цикла

Март

6

Предметные недели

В течении года, по графику

7

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

8

Работа кружка «Знайка»

В течение года

9

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

10

Создание в учебных кабинетах  материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

11

Подбор методической литературы по работе с одаренными детьми.

В течение года

12

Итоги работы с одаренными детьми. Задачи на следующий учебный год.

Май

Формы проведения мониторинга реализации модели.

 

Формы

Предметные олимпиады

Общешкольная конференция достижений учащихся

Предметные недели

Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

Внутришкольный контроль.

Творческий отчёт кружка «Знайка».

Тематические конкурсы, выставки.