Современные образовательные технологии.
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
Технология разноуровнего обучения
Основные принципы
- Всеобщая талантливость - нет бесталанных учеников;
- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получатся лучше, это что-то нужно искать;
- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Организационная модель школы
- Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;
- Внутриклассная дифференциация в среднем звене проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательно интереса учащихся; при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов);
- Профильное обучение в основной школе и старших классах.
Технология коллективного взаимообучения
Преимущество КСО
- В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- Каждый чувствует себя раскованно работает в индивидуальном темпе;
- Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате коллектива;
- Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
Варианты работы в парах
- Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»;
- Динамическая пара: выбирает четверых учащихся и готовит одно задание, но имеющие четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- Вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого.
Технология модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль – целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект – субъектную основу, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Технология полного усвоения знания
Категории обучаемых
- Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
- Талантливые, которым нередко по силам то, с чем не могут справится все остальные;
- Учащиеся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Иерархия целей познавательной деятельности
Цель | Действия ученика | Результат действия |
Знание | Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие) | Запомнил, воспроизвел, узнал |
Понимание | Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явления) | Объяснил, проиллюстрировал |
Применение | Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях | Применил и получил заданный результат |
Анализ | Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого | Вычленил части из целого |
Синтез | Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решение проблемы) | Образовал новое целое |
Оценка | Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели | Определил ценность и значение объекта изуения |
Технология проектной деятельности
Классификация учебных проектов:
- Проекты игр.
Цель – участие детей в групповой деятельности.
- Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
- Повествовательные проекты – целью которых является а получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной, музыкальной.
- Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта.
По составу участников проект может быть групповым и персональным каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Виды презентации проектов:
- Деловая игра;
- Демонстрация видеофильма;
- Экскурсия;
- Инсценировка;
- Театрализация;
- Игры с залом;
- Диалог персонажей;
- Спортивная игра;
- Путешествие;
- Реклама.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор, самостоятельностью учащихся.