Главные вкладки

    Жаворонки- традиционный народный праздник встречи весны
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Кудасова Ольга Александровна

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеурочной деятельности

    «Многовековые культурные и кулинарные традиции русского народа»

    Познавательно – развивающее мероприятие

    Тема:

    «Жаворонки – традиционный народный праздник встречи весны»

    Описание: Картинка 23 из 47411

    Цели: 

    - формировать представление о народных культурных традициях;

    - ознакомить с одним из обычаев встречи весны;

    - развивать  познавательный интерес к историческому прошлому русского народа;

    - систематизировать полученные  ранее представления о птицах,

    - формировать творческий подход к выполнению учебно – трудовой задачи;

    - научить лепке объемных фигур по технологии тестопластики;

    - развивать  интеллектуально – творческие способности, инициативу, находчивость;

    - способствовать воспитанию любви к природе и Родине,

    - стимулировать у учащихся стремление быть самостоятельным и успешным.

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация со слайдами, иллюстрация птицы со словами на крыльях, Птица – Солнце – объемная игрушка из дерева, национальные русские костюмы, готовое тесто, подкладные деревянные доски, мука, изюм, стаканчики с взбитым яйцом, кисть для смазки готового изделия, противень, испеченные птички из теста.

    Описание: http://www.ljplus.ru/img4/t/i/tivergrad/zhavoronki2.jpg

    Ход мероприятия

    Учитель (У) К нам прилетела особенная птица. Из мифологии известно, что весна прилетает на землю на крыльях птиц. Эта птичка принесла нам на крыльях слова. Прочитаем их.

    Дети (Д) Творчество, игра, труд, удовольствие.

    У. Это именно то, что ждет вас сегодня. Составьте предложение или несколько предложений с этими словами. (Будем трудиться в игровой форме и получим удовольствие от совместного творчества).

    У. А почему именно птица прилетела? (предположения детей) Да, конечно, мы сегодня посвятим наше мероприятие пернатым друзьям. В течение всего года мы не раз уже говорили о них. Изучали жизнь птиц на «Окружающем мире», на уроках технологии лепили фигурки птиц из пластилина, выполняли аппликации, создавали коллажи и составляли мозаики (презентация работ).

    У. Мастерили птиц из бумаги квадратной формы. Кто помнит, как называется этот вид деятельности?

    Д. Оригами.

    У. В какой стране возникло это искусство?

    Д. В Японии.

    У. Фигурка – талисман, какой птицы является символом мира и приносит счастье?

    Д. Журавлик.

    Описание: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=141904561-46-72

    У. Так же мы посвятили серию уроков русской птице - счастья. Какое второе название есть у нее.

    Д. Птица – Солнце (слайд презентации).

    Описание: Картинка 4 из 52052

    У. Вспомним, с какой целью делали этих птиц мастера (сообщение ученика с показом объемной птицы).

    Д. Издавна эти птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и природа севера. Мастера не наделяют их пестрым опереньем, но, сколько полета в их расправленных крыльях, сколько красоты в нерасписанном дереве. Однако Птица – Солнце не просто красивое украшение дома, у неё есть еще одно назначение. В современном жилище эта птица – память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее, а может быть, и оберегает, приносит счастье. В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Эта птица золотистым оперением, окружной формой крыльев и хвоста напоминает нам солнце. Солнце в народном представлении – податель света и теплоты, плодородия земли и оживатель природы. А будет плодородной земля, будет счастье у человека, поэтому еще одно название такой птицы – птица – счастье.

    У. Конечно же, мы с вами почувствовали, как тесно связана жизнь людей с птицами. Художники изображали их на своих картинах (показ слайдов: Рылов «В голубом просторе», Саврасов «Грачи прилетели», Толстой «Букет цветов и птичка»). Писатели и поэты делали птиц героями самых разных произведений. Даже на гербах некоторых стран и городов изображены птицы (слайды).

    У. Ну а в народном календаре не счесть дней и праздников, связанных с птицами. Скажу только о нескольких весенних днях. 9 марта день обретения головы Иоана Предтечи – это день обретения птицей своего гнезда. «Птичье потенье – гнезд обретенье» - так говорили в народе. 17 марта - Герасим – грачевник, прилетает первая птица – грач. По дню определяют, какой будет весна, и пекут хлеб в виде грачей. 7 апреля – Благовещенье. Птица в этот день гнездо не вьет, а девица косу не плетет. Да, скажу вам, почему кукушка осталась без гнезда: она его на благовещенье свила. 9 апреля – Матрена – чибисница. «Чибис воду принес, покинь сани, возьми воз». 17 апреля – Иосиф – песнопевец. С этого дня даже журавль голос подает. А вот очень занимательный праздник сорока мучеников в народе «Сороки» сегодня и славен он тем, что в этот день считалось, что прилетают 40 разных птиц и первая из них -  жаворонок. Поэтому еще этот праздник называют «Жаворонки». Деревенские дети выбегали с самого утра на пригорки, на проталинки и, сбившись в кучу, кликали птиц.

    У. Жаворонки, прилетите к нам

    Принесите нам лета теплого

    Хлеба доброго!

    Описание: Картинка 17 из 43231

    У. Заклички в разных губерниях отличались  друг от друга, хотя и одновременно были похожи. Послушаем (дети в костюмах).

    Д. В орловской губернии так:

    Жаворонки, жаворонки,

    Прилетайте к нам!

    Тук кисели толкут,

    Тут блины пекут.

    А в саратовской вот как приговаривали:

    Жаворонки -  прилетите!

    Красну весну -  принесите.

    Нам зима – то надоела.

    Весь хлеб у нас поела.

    Нет ни хлеба,

    Ни картошки

    Самовар стоит в окошке.

    Чай я выпил, сахар съел,

    Пустой бачок на кол одел.

    А в рязанской вот так:

    Уж ты пташечка, ты залетная.

    Ты слетай на сине море.

    Ты возьми ключи весенние

    Замкни зиму!

    Отомкни лето!

    В нижегородской губернии слышались такие заклички – песенки:

    Жаворонки, жаворонки!

    Летите из – за моря.

    Несите здоровья

    Кому крошку, кому ложку,

    А мне целую лепешку!

    У. А теперь, после того как заклички спели, заглянем в деревенскую избу (оформлена часть класса). С самого утра заботливые хозяйки в домах уже напекли жаворонков и куличков, приготовили их ребятишкам раздавать. Жаворонков и ели, и насаживали на шесты, отдавали скоту, усаживали на кусты и деревья, даже в землю зарывали. А кто постарше  и гадали: запекали в птичку: кольцо, монету, щепку, уголек. Кольцо – свадьба, монеты – богатство, щепка – гроб, и т. д.

    У. Вот сегодня я вас хочу научить жаворонков мастерить. Но сначала встанем все и скажем слова приветствия для птиц и хозяйки дома.

    Подними ладони выше

    И сомкни над головой.

    Что же вышло?

    Крыша вышла!

    А под крышей мы с тобой!

    Подними ладони выше

    И сомкни перед собой.

    Что же вышло?

    Мостик вышел!

    Мостик ровный и прямой!

    Подними ладони выше

    И, скрестив их, помаши.

    Что же вышло?

    Птички вышли!

    Птички очень хороши!

    Мастер - класс

    У. К нам на праздник пришел повар – профессионал. Он научит нас мастерить из теста весенних птичек – жаворонков.

    Изображение 052

    Описание: Картинка 94 из 569    Описание: Картинка 76 из 569    Описание: Картинка 87 из 569

    Теперь приступаем к работе над созданием птички. Чтобы было проще работать, повар приготовил нам картинный план действий. План вы видите на экране (презентация).

    У. Хозяйки готовили различное тесто, смотря какой в доме был достаток. Наше тесто уже готово. Приступаем.

    План работы

    1 Лепим птичку.

    2 Выделяем глазки из изюма и смазываем яйцом.

    3 Выкладываем на противень и отдаем печь.

    У. Пока наши птички поспевают в печи, мы угостимся готовыми жаворонками. Пусть эти птички принесут вам много радости и счастья, только верьте в это!

    Люблю природу русскую,

    Бескрайние поля.

    Люблю леса могучие,

    Крутые берега.

    Люблю сады вишневые

    Люблю я синь небес.

    И облака пушистые,

    И жаворонка песнь.

    У. Мы совсем чуть – чуть прикоснулись к старине, истории, народной культуре. Но я думаю, вы, мои милые дети, почувствовали, как это прекрасно: знать и понимать обычаи, традиции, быт и праздники своего народа.

    Описание: Картинка 12 из 569


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фольклорный праздник "встреча Весны"

    В третьей четверти 3 класса мы с классом начали работу над проектом "встреча Весны"( традиции, обряды, произведения устного народного творчества и др.).Работа проводилась в рамках работы школьного муз...

    Праздник "Встреча весны"

    2 классПраздник "Встреча весны" расказывает учащимся 2 класса, что весна приходит к нам 3 раза.Разучивание игр....

    Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»

    Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...

    Праздник "Встречаем весну"

    Стихи русских поэтов о весне, птицах, зверях. Песни о весне....

    Сценарий праздника «Встреча Весны».

                                      Сценарий праздника «Встреча  Весны».Цель: привить любовь к национальн...

    Статья. Проведение праздника «Встреча Весны» в МКДОУ детский сад №5 «Тополёк».

    Статья.Проведение праздника «Встреча Весны»в МКДОУ детский сад №5 «Тополёк».Наступление весны ждали во все времена. После суровой  холодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на...

    Праздник встречи весны "Весенний солнцеворот или Сороки"

    Праздник проведен для начальной школы в  марте 2015 года в рамках Программы "Возвращение к истокам". Ведущими и главными артистами были мои воспитаники, которые занимаются по этой программе с 1 к...