Рабочая программа "Истоки" 1 класс 64 часа
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Винокурова Ксения Владимировна

духовно-нравственное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_1_raz_v_nedelyu_planirovanie_1_klass_-_64_ch.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Актуальность курса.  В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы  и  нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания  и  культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом,  и  особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть  и  безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое  и  бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

 Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное  и  нравственное развитие.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути  Истоков ;
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное  и  логическое мышление;
  4. Формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.

 Отличительная особенность.

            Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора  социокультурного   системного   подхода  в образовании  И . А .  Кузьмина , профессора Российской Академии естественных наук,  и  профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

 Социокультурный   системный   подход  в  образовании позволяет:

  • развивать  социокультурную  основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе;
  • создать  социокультурный  стержень в учебном процессе  и  развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя  социокультурным  инструментарием  и  эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

 Курс « ИСТОКИ » является одним из базисных курсов на основе  системного   подхода .

                 

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.

                В  1  -м  классе  дети приходят к пониманию сути  Истоков . Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ  и  Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная  среда развития)  и  мире внутреннем (духовно-нравственном).

                Во 2-м  классе  происходит знакомство с  истоками  ближайшей к ребенку  социокультурной  среды  и  основной деятельности в ней человека.

                В 3-м  классе  акцент переносится на  истоки  ценностей внутреннего мира человека.

               В 4-м  классе  осуществляется знакомство с  истоками  русских традиций как важнейшим механизмом сохранения  и  передачи из века в век базовых  социокультурных  ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий  и  ценностей в начальной школе.

  

 Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал))   и  практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

 Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и  внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации обучения предлагаются:

• использование эмоционально положительных  и  архетипически значимых образов;

• опора на непроизвольное запоминание;

• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

• использование эвристических методов обучения;

• организация занятия по правилу смены деятельности;

• диагностика  и  своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;

• организация самостоятельной работы в парах  и  группах;

• тематическая связь с другими предметами.

         

 Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения  и  утомления  и , как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся.

           Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения  и  моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги  и  буквы. При таком  подходе  изменяется главная задача: ребенок не учит буквы  и  слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать  и  видеть ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.

           Развитие духовно-нравственной основы личности.

Одной из важнейших задач  Азбуки  является развитие духовно-нравственных ценностей ребенка  и  присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей  социокультурного  развития личности – приобщение к  Истокам .

           Азбука  состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ  и  Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены  системно  в алфавитной  и  содержательных частях.

Материал учебных страниц  Азбуки  содержит важнейшие образы  и  понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор  социокультурного  развития личности.

             Одна из основных задач  Азбуки  – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной  и  мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием  социокультурного  развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.

Место курса в учебном плане

                 Внеурочная деятельность обучающихся кружка "Истоки" в рамках духовно-нравственного  направления планируется 2 часа в неделю (64 часа) в соответствии с учебным планом. Курс предназначен для преподавания в  1 -4-м  классах  начальной школы.

Планируемые результаты освоения курса

 В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов :  

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

                                                                   Содержание программы

МИР

  1 . Солнышко, мама  и  папа (А   М)

Знакомство с « Азбукой   истоков ». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название  и  все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П   Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

3. Истоки и школа (К   О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ,

слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

4. Дар (Рождество) ( Е    Ё)

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5.  Истоки  и радуга (И   Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои  истоки . У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

6. Сказки А.С. Пушкина (Ш   С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка.Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7. Родной край (Й)

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ   Г)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9. Святыни России. Илья Муромец (У   Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

 

СЛОВО

 1 . Слово (Х   В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

2. Весна и слово (Н   Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

3. Золотое сердечко (З   Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.   

4. Серебряное копытце (Д   Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

5. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч   Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

6. Слово о родителях (Э   Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

7. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь   Ъ)

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

8. Чаша жизни (Ж   Ц)

 Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

 

ОБРАЗ

1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

2. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

3. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

4. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

 КНИГА

 1 . Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить.  И  у каждой из них своя задача  и  свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции  и  т.п.).

2. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья

Кирилл  и  Мефодий – создатели славянской  азбуки   и  письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

3. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

4. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

 

 

Контроль и оценка планируемых результатов

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями  и  умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

 Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4  классе  изучение социализированности личности учащихся (автор М. И .Рожков), проведение  праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.

Учебно-методическое и техническое обеспечение

Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2013.

• портреты великих русских поэтов:

            Александра Сергеевича Пушкина,

            Михаила Юрьевича Лермонтова,

            Федора Ивановича Тютчева,

            Сергея Александровича Есенина;

• иконографические изображения  и  портреты великих людей России:

            Святого князя Владимира,

            Святого князя Александра Невского,

            Михаила Илларионовича Кутузова,

            Александра Васильевича Суворова.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Интерактивная доска Interwrite;

Проектор Epson

Рабочее место учителя, оборудованное компьютером;

Музыкальный центр

Электронные пособия

                                                    Список литературы

1.Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

2. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.

3. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.

4. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.

                                              Календарно-тематическое планирование 1 классе (64 часа)        

№ занятия

Тема

занятия

Количество часов

                                                Формируемые УУД по теме

 Форма занятия

Дата по плану

Дата фактическая

1

МИР (20ч.)

Введение в предмет.

2

Личностные результаты:  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Вводное занятие

2

Ресурсный круг

Солнышко, мама и папа

3-4

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

2

Ролевая игра

5-6

Истоки и школа

2

Работа в группах

7-8

Дар

(Рождество)

2

Работа в парах

9-10

Истоки и радуга

2

Работа в группах

11-12

Сказки

А.С. Пушкина

2

Литературная викторина

13-14

Родной край

2

Ресурсный круг

15-16

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец

2

Работа в группах

17-18

Святыни России.

Илья Муромец

2

Работа в группах

19

Память

1

Работа в парах

Дидактическая игра

20

Обобщающий урок

1

21-22

Слово (10 ч.)

Слово

2

Личностные результаты:  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ресурсный круг

23-24

Весна и слово

2

Работа в парах

25-26

Золотое сердечко

2

Работа в группах

27-28

Серебряное копытце

2

Творческий конкурс

29-30

Честное слово. Добрыня Никитич

2

Ресурсный круг

31-32

Слово о родителях

2

Ресурсный круг

33-34

Святое слово. Алеша Попович

2

Работа в группах

35-36

Чаша жизни

2

Ресурсный круг

37-38

Внимание

2

Дидактическая игра

39

Обобщающий урок

1

Работа в группах

40

Экскурсионно-тематический урок.

1

Экскурсия

41-42

Образ (11 ч.)

Родник

2

Личностные результаты:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Работа в паре

43-44

Образ Родины

2

Работа в группе

45-46

Образ защитника Отечества

2

Ролевая игра

47-48

Образ праздника

(День Победы)

2

Литаратурный конкурс

49

Мышление

1

Работа в группах

50

Обобщающий

урок

1

Викторина

51

Экскурсионно-тематический урок.

1

Экскурсия

52-53

Книга ( 6ч.)

Книга

2

Личностные результаты:  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ресурсный круг

54-55

Книга книг

2

Работа в группе

56-57

Живое слово книги

2

Творческий конкурс

58-59

Первая книга

2

Литературная игра

60

Мир книги

1

Работа в парах

61

Речь

2

Работа в группе

62

Обобщающий урок

1

Работа в группе. Ресурсный круг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 часа физической культуры (Ритмика).

Данная программа дана в помощь учителям третьего часа физической культуры, на основе которой, можно интересно  и плодотворно проводить уроки в младших классах....

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 3-4 классах

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку в 3-4 классах...

Рабочая программа дополнительного часа по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"

Дополнительный час выделен с цельюликвидации пробелов в знаниях и более глубокого изучения ключевых тем  основной программы...

Рабочая программа дополнительного часа русского языка

Рабочая программа дополнительного часа русского языка в 4 классе...

Рабочая программа дополнительного часа по английскому языку (1 класс)

Рабочая программа дополнительного часа по английскому языку (1 класс)...