Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
статья на тему

Горбач Татьяна Петровна

Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО.

 С 1 сентября 2011 года первоклассники начали обучение по ФГОС второго поколения. Образовательные стандарты рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.

 Переход на новые стандарты обучения обусловлен рядом проблем первой ступени школьного образования: обновление содержания образования, методик и технологий обучения, системы оценивания учебных достижений младших школьников.

 Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, большинство из которых являются развивающими. Изменения, произошедшие в содержании современного образования, влекут за собой и изменение системы оценивания. Как сказано в Письме Министерства образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» от 03.06.03 г. «Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания». Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся, связан с переходом от принципа оценивания по соответствию к некоторой норме к принципу оценивания образованности по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся. Оценка – это показатель качества работы и ее исполнения. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценка результатов образования является необходимым условием реализации требований образовательных стандартов. Традиционная система оценивания не дает полноценной возможности формирования оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения, является малоинформативной, часто имеет травмирующий характер. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и, возможно даже к ухудшению его физического здоровья.

Недостатком данной системы является и то, что оценочная шкала довольно узкая, и действует практически как трехбалльная, так как наиболее часто используют отметки «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать отдельные индивидуальные продвижения, оставляя ученика в рамках того же показателя: не поддерживая его позитивные усилия и не реагируя на постепенное ухудшение результата, пока он не пересечет пороговой черты соседнего балла. Часто, весьма условной. Малая информативность отметки оценивает преимущественно знания академического характера, их полноту и системность. Освоение способов деятельности, успешность в какой-либо области чаще остается вне объекта оценки.

 Вот какое отношение к оценке высказывает В. А. Сухомлинский: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».

Успех, как известно рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

В 2003 году Министерство  образования выступило инициатором перехода на безотметочное оценивание в начальной школе. Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося, но и его творчество и инициатива во всех сферах школьной жизни. При безотметочном обучении предлагалось использовать такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка и не провоцируют учителя на сравнение детей между собой.

Недавно принятый стандарт предполагает расширение задач и инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Оцениваться должны не только предметные, но и метопредметные и личностные результаты обучения.

 

В 1х классах введено  безотметочное обучение . Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно – познавательную деятельность первоклассников. Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся. Эта работа проводится в несколько этапов:

 1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.

 2. Самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

 3. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Каждому заданию приписывается «цена» - балл.

 Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:

  • Оценивать свою работу по заданным учителем критериям;

  • Соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • Договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

  • Обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

 В своей практической деятельности  использовала различные приемы оценивания учебных достижений первоклассников такие, как «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке, если учитель согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше.

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов. Красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. Упражнение «Комплимент»  используется во время устных ответов учащихся: «Умница! », «Молодец! », «Отлично! », «Хорошо.  Тебя было интересно слушать.  Не огорчайся, У тебя всё получится.  Смотри, оказывается ты можешь!  Ведь получилось же!

Использование конвертов для «медалек» - «За тягу к чтению», «За успехи в математике», «За умение дружить», «За старание», «За любознательность».

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно».   Или  Я – Узнал.  Научился.  Расскажу дома .

         Для 2-4 классов. Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы:

1.Сегодня на уроке я узнал        что?______________

2. Сегодня на уроке я научился   чему?_________________

3.Сегодня на уроке научился делать лучше      что? ______________

4.Самым неожиданным для меня сегодня стало   что? ___________________

5.Сегодня на уроке я мог бы сделать лучше      что сделать?   ______________

6. Осталось непонятным   что? _______________________

7.Сегодня на уроке я был каким учеником ?

Самооценка конкретного задания:

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _____________
  2. Наиболее трудным  мне показалось  _______________
  3. Я думаю, это потому что ____________________
  4. Самым интересным было ______________________
  5. Если бы я выполнял ещё раз эту работу, то я бы  по- другому сделал следующее ______________
  6. Я бы хотел попросить своего учителя _____________

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении результатов. Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

ПОРТФОЛИО –новая форма оценивания учащихся .Оно учитывает результаты достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности : учебной , творческой ,коммуникативной, социальной и др.сферах.

 Портфолио  как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно – ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.

 Новая система оценивания позволяет учителю:

  • Получить информацию (оценка – цель)

  • Составлять список планируемых результатов

  • Опираться на уровневую дифференциацию обучения (требования к базовому уровню – требования к повышенному уровню обучения)

  • Использовать критерия относительной успешности ученика (динамика успешности ученика)

  • Внедрение оценки индивидуального прогресса учащихся

  • Включение разных видов контрольно – оценочной деятельности

  • Проводить зачетную систему контроля (тематический контроль). Задача учителя увидеть пробелы ученика, помочь ему пересдать то, что не выполнил.

  Надо отметить что:

два раза в год в 1-4 классах проводятся диагностические работы по  проверке сформированности метапредметных умений у младших школьников. Цель проведения: выявить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для понимания общих тенденций обучения ученика, класса, школы, региона и уточнения плана коррекции.

  Приём дифференцации наиболее активно используется  на этапах закрепления, повторения  , в дом.задании. Учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое или более трудное. В зависимости от цели - работа может проходить в группах или индивидуально.

         ! Так в контрольных работах с1 по 4 класс по математике автор Н ,Б. Истомина работы даны  3х уровней .1 уровень базовый.

 

 Из всего выше сказанного следует, что учитель в обновляющейся школе должен не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

 Литература:

 А. В. Баранников «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения». Н. ш. №8, 2003, с. 3-8.

 В. А. Сухомлинский «О воспитании», 1975.

 О. В. Дылюк статья «О безотметочном обучении в начальной школе».

 Т. Пакулова статья «Поиск и апробация новых систем оценивания в условиях безотметочного обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»

эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы.

В соответствии  с ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов, система оценки должна:1. Фиксировать цели оценочной деятельности:а) ориент...

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...

Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»

Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ Хойтобэе»

ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «СОШ Хойтобэе»...

«Новый подход в системе оценивания в начальной школе по ФГОС»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...