Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»
опыты и эксперименты по теме
Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное образование Кондинский район
Управление образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»
Период формирования и функционирования педагогического опыта:
2010 -2015 годы
Адрес педагогического опыта: МБОУ Междуреченская СОШ, Кондинский район, ХМАО-Югра
Автор:
Романова Надежда Юрьевна
первая кв. категория
гп Междуреченский 2014г.
I Формальные параметры.
1.1 «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»
1.2 Автор-разработчик педагогического проекта –Романова Н.Ю.
1.3 Тип и вид представляемого образовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа (МБОУ Междуреченская СОШ)
1.4 Этапы работы. |
Работа над проектом с состояла из нескольких этапов: 1-й этап – начальный (констатирующий) 2-й этап – основной (формирующий) 3-й этап – заключительный (контрольный) Анализ результатов. 1.5 Диапазон опыта Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Проект тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом. Предусматривается на этапе обучения в 1 – 4 классах. 1.6 Продолжение реализации проекта будет проходить в рамках внедрения ФГОС в начальных классах на базе МБОУ Междуреченская СОШ. Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п.г.т Междуреченский, МБОУ Междуреченская СОШ |
II.Условия становления опыта.
Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации…
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
• недостаточный уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
• неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Для решения этих проблем необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебно-исследовательская деятельность, которая занимает ведущую роль в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.
Цель проекта – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучить проведению учебных исследований младших школьников;
- развить творческой исследовательской активности детей;
-стимулировать у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
- привлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Объектом исследования является: процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза: использование учебно-исследовательских методов обучения на уроке и внеурочной деятельности повысит качество усвоения программного материала и способствует развитию и совершенствование исследовательских способностей и навыков у младших школьников.
Прогноз возможных негативных последствий
Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, могут возникнуть следующие негативные последствия:
- возникновение сопротивления новому, на преодоление которых потребуются какие-то дополнительные ресурсы;
- возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности.
Существует множество «педагогических ключиков» к решению перечисленных проблем и один из них - использование на уроках и во внеурочной деятельности исследовательского подхода. Именно эта тема заинтересовала меня и была проработана в 2010году. Официальная педагогика и психология утверждает, что использование исследовательских методов обучения поможет обеспечить развитие навыков исследовательского поведения учащихся, способность мыслить творчески и нестандартно, позволит учащимся занять активную позицию в образовательном процессе, включиться в увлекательный поиск неизвестного, активизирует их личностный потенциал, а значит, повысит качество образования младшего школьника. А это именно то, что мне нужно!.
Ожидаемый результат:
- повысить качество усвоения программного материала;
- освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, овладеть специальными знаниями, умениями (правильно задавать вопросы, строить гипотезы, отбирать нужный материал и выделять главное, анализировать, выявлять причину и следствие, делать умозаключения и выводы и т.д.), овладеть методами исследований, необходимыми для исследовательского поиска;
- повысить уровень познавательных потребностей;
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Это врожденное качество, присущее всем живым существам, а младший школьный возраст – это возраст, когда окружающий мир воспринимается с большой радостью и неподдельным интересом. Младшие школьники готовы к всевозможным открытиям, исследованиям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Главное -заинтересовать, вовлечь в атмосферу совместной деятельности. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Согласно утверждениям доктора психологических наук А.И.Савенкова, динамику поисковой активности человека можно представить следующим образом:
- Безусловный рефлекс младенца «Что это такое?»
- Любопытство дошкольника-почемучки
- Любознательность младшего школьника
- Познавательный интерес подростка
- Активная жизненная позиция как мировоззренческая установка личности взрослого
Но такая четкая последовательность выстраивается, к сожалению, не всегда, нередко развитие поисковой активности затормаживается. Исследовательское обучение является одним из средств, предупреждающим возникновение такой ситуации.
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения - формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Механизм учебного исследования отличается от механизма научного только тем, что в процессе учебного исследования ученик открывает знания, уже известные науке, т.е. «исследование для себя».
Своих учащихся, я включаю в исследовательскую деятельность, и проходя все этапы исследования, я имитирую путь учёных-исследователей, логику научного познания, осуществляю познавательную деятельность на основе применения методов исследования. В этом случае мои ученики становятся первооткрывателями, так как они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами.
Организуя учебный процесс на основе исследовательской деятельности я применяю такие методы научного исследования, как моделирование, проведение экспериментов, наблюдение, анализ литературных источников. Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другие формы: исследовательская экскурсия, консультирование учащихся, научно-исследовательская конференция, семинары – во внеурочное время. Существенную роль в исследовательских умениях младших школьников играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека.
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Исследования бывают:
Теоретические. Анализ литературы, сравнение, моделирование – когда вывод делается на основе готового «чужого знания»
Эмпирические. Беседы, анкетирование, наблюдение, эксперимент, интервьюирование, опыты и т.д. – когда знание добывается самостоятельно.
Фантастические. Направленные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Проверяю это на практике.
Описание педагогического опыта педагогического опыта по организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе
Исследовательскую деятельность младших школьников я организую на трёх уровнях.
Уровень, форму, время исследования я определяю в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
1. Подготовительный этап
Я провела анкетирование родителей с целью определения значимости развития учебно-исследовательской деятельности детей и готовности родителей к сотрудничеству.
Оказалось, что 18 человек (70% родителей), разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают "за апробирование проектно-исследовательской деятельности", 19% родителей (5 человек) придерживаются мнения "мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети", 11% - З человека-отстранились от анкетирования,
Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся. Значит, при создании творческих мастерских учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.
III. Включение школьников в исследовательскую деятельность. (начальный этап)
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Я демонстрирую учащимся пример исследовательской деятельности, т.е. знакомлю их с элементарными исследовательскими действиями: сама формулирую проблему и исследовательскую цель, высказываю предположения о способах её достижения, показываю путь решения, делаю выводы. Учащиеся наблюдают за ходом познания и получают необходимые знания. Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка» .Для решения задач на первом этапе использую следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.. Частично-поисковый. (формирующий этап)
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под моим руководством и при помощи родителей. На третьем году учащиеся могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. С второклассниками и третьеклассниками чаще использую групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования.
Исследовательский. (контрольный этап)
В четвёртом классе исследование выходит на новый уровень, становится более аналитическим. В этом случае учащиеся самостоятельно формулируют проблему, исследовательскую цел, могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации и оформить работу самостоятельно. Четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Активно использую мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
Чтобы достичь третьего уровня, мне необходимо вводить систематическую обучающую деятельность с целью приобретения учащимися специальных знаний и развитию у них инструментальных умений и навыков исследовательского поиска:
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать, строить гипотезы;
- умение наблюдать за объектом изучения;
- умение проводить эксперименты и опыты;
- умения и навыки структурирования материала;
- умение классифицировать;
- умение работы с текстом;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение давать определение понятиям;
- умение доказывать и защищать свои идеи, корректно полемизировать с докладчиком на конференции и др.
IV.Структура учебного исследования
Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова , можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
1.Актуализация проблемы (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
2.Определение сферы исследования (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
2.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Как помочь школьнику выбрать тему для исследования? Самый продуктивный способ – идти за его интересами.На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу , анкетирование, соц.опрос и т.д) и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы ег проводим. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
3.Выдвижение гипотезы (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно.
4.Поиск и предложение возможных вариантов решения (где, у кого, как, какими методами будем пользоваться, чтобы проверить истинность гипотезы);
Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя». Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:
- планирование работы;
- работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с данными компьютера)
- интервью,
- опросы,
- обработка статистических и опытных данных.
5. Сбор и обработка информации (Зафиксировать полученные знания).
– Записи наблюдений делаются безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.
– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта заносятся в таблицу или выстраиваются в виде графиков и диаграм
6. Анализ и обобщение полученных материалов (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы). Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту.
7.Подготовка презентации исследования (сообщение, доклад, макет и т.д.);
Представить результат своей работы можно в разнообразных формах :
1.отчеты ( устные, письменные, с демонстрацией материалов в классе и на родительских собраниях, например в «Дневнике юного исследователя»);
2. презентации, фильмы, макеты, сборники и др.;
Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
8.Защита (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Свои работы дети представляют на школьных, районных конференциях ( на праздниках, выставках достижений) Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики,фото из проведения опыта всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
V.Десять факторов успешности исследовательской деятельности учащихся.
(по А.И.Савенкову)
- Соблюдение правил выбора темы исследования:
- тема должна быть интересна ребенку (и учителю) и выбрана добровольно;
- тема должна быть выполнима и значима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- тема должна быть оригинальной (элемент необычности активизирует эмоциональную сферу, создает яркие образы, что облегчает усвоение методологии научного познания);
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;
Кроме того, при выборе темы следует учитывать:
- одна и та же тема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины;
- желания и возможности участников исследования (есть ли необходимые для ее решения средства, материалы, литература и др).
- Создание предметно-развивающей среды в классе, школе:
- физическое пространство класса должно позволять ученикам свободно перемещаться, побуждать их делать выбор и активно учиться;
- наличие индивидуальных мест для хранения личных вещей;
- наличие широкого набора различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет и т.д.);
- обеспечение возможности расположения творческих работ детей класса так, чтобы их могли видеть все;
- расширение внешних педагогических ресурсов: сотрудничество с библиотеками, предприятиями, научными обществами, экспертами в различных областях и т.д.
- Исследовательская практика детей (наличие различного вида исследований: теоретических, эмперических, фантастических);
- Соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- Добровольность выбора темы исследования;
- Максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- Компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовате6льской работой;
- Уважительное отношение к исследовательской деятельности родителей и педагогов школы;
- Тренинг исследовательских способностей (тренировочные игры);
Наблюдения за продвижением каждого ученика.
VI.Оптимальность и эффективность исследовательской работы.
Если мы изучим внимательно планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), то обратим внимание , что именно исследовательская деятельность становится основой обучения .
К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:
-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;
-осуществлять действия по реализации плана;
-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
К числу познавательных:
-извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать необходимость нового знания;
-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.
-Коммуникативных:
-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции и взгляды;
-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.
VII.Результативность:
Подчеркивая таким образом актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги.
- Выполнение учебных исследований позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, сформировать адекватную самооценку, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных и способных применять в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.
- Мой опыт работы показал, что дети, участвующие в исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательностью, оригинальностью мышления. Под руководством учителя, вместе с родителями, больше частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Учащиеся становятся активными читателями школьной и районной библиотек. Посещение библиотек, беседы с людьми, очевидцами тех или иных событий даёт богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор.
- Важным показателем исследовательской деятельности является - овладение учащимися ИКТ и компьютером, умение работать в сети Интернет.
- К концу 4 класса, учащиеся могут уже самостоятельно добывать информацию.
- Выполняя исследования, мои ученики (и сильные, и слабые) имеют возможность развивать лидерские качества.
- Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Это можно заметить в динамике: 2010-2011 год-64%, 2011-2012г-72%, 2012-2013г-безотметочное обучение, 2013-2014г-76%
- Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы :
отметили :
- заинтересованность такой организацией обучения – 100%
- работа над исследованием помогает лучше учиться – 50%
- учит дружить и помогать друг другу – 70%
- позволяет показать, что ты умеешь делать – 50%
- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 50%
- проверить свои силы – 30%
- подружиться с ребятами из других классов – 30%.
- Учащиеся моего класса свободно владеют методами исследования. Ежегодно мною организовано участие детей как в конкурсах, проводимых в школе, так и в районе. (Научно практические конференции «Шаг в будущее»).
- Результативность участия в исследовательских конференциях:
Ф.И. учащегося | Название работы | место | Место защиты |
2010-2011год | |||
Карпова Дарья | «О вреде и пользе мороженого» | 3 место | Школьная научно-практическая конференция. «Шаг в будущее» |
Настенко Семен | Проект «Мы в ответе за тех-кого приручили» | 2 место | Школьная научно-практическая конференция. «Шаг в будущее» |
2011-2012год | |||
Стрельникова Татьяна | Проект «Моя семья-мое богатство» | 1 место | Школьная научно-практическая конференция. «Шаг в будущее |
Барабанова Валерия | Исследовательская работа «Олимпийские игры» | 1 место | Школьная научно-практическая конференция. «Шаг в будущее |
Чернышова Софья | Исследовательская работа «Елочка красавица» | 1 место 1 место | Школьная научно-практическая конференция. «Шаг в будущее» Районная экологическая конференция «Спасти и сохранить» |
2013-2014год | |||
Коллективный проект | «Где подстерегают нас опасности?» | 3 место | Школьная научно-практическая конференция. «Шаг в будущее» |
Видякина Елена | «Национальные праздники народов севера» | участник | Региональный конкурс «Угорское наследие» |
Чернов Максим | «Моя малая родина. 90 лет Кондинскому району» | участник | Региональный конкурс «Угорское наследие» |
Свой отчёт по проводимой исследовательской работе я представила на районном семинаре по теме «Формирование исследовательских умений дошкольников и младших школьников в рамкахреализации ФГОС»
-Неоднократно награждена благодарственными письмами и грамотами за подготовку учащихся школьной и районной конференции «Шаг в будущее», «Юный исследователь».
-В рамках проекта для одарённых детей «Алые паруса» (Социальная сеть работников образования) за публикации работ мои ученики получили сертификаты,а так же исследовательские работы и проекты моих учащихся публикую в сети интернет на сайтах: http://nsportal.ru/romanova-nadezhda-yurevna, http://romanjva.netfolio.ru/
Исходя из вышесказанного, замечу, что это очень интересная работа, но требует от учителя большой подготовки, огромного желания искать и подбирать интересный материал, много времени на претворение своих идей в жизнь и проведение с детьми индивидуальных занятий. Но если желаемый результат достигнут, то появляется непреодолимое желание творить, искать новые идеи и создавать новые проекты.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
2. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.
6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
8. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
9. Разагатова, Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.
10. Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.
11. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.
12. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
13. Разагатова, Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. - С 32-40.
14. Разагатова, Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.
15. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
16. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.
17. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.:Просвещение, 1989. –С.23.
18. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...
Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредством проектрной деятельности
Ведущее место среди различных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Под словом "проект" понимается специально...
"Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредством проектной деятельности"
Слайды - сопровожния к статье "Развитие потребности познания, творчества младших школьников посредстом проектной деятельности"....
Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль...
Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы
Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы...
Устный журнал Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС.
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
У ребенка в четвертом классе сменяется ведущая деятельность от учебно-познавательной деятельности до общения со сверстниками в общественно-полезной деятельности. Однако межличностное ...