Эссе "Я-учитель"
статья на тему

Чебаткова Ольга Никитична

Эссе для конкурса "Учитель года Кубани - 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Утро…Родная станица просыпается. Начинается новый день. Тридцать-сорок минут домашних утренних хлопот, и вот уже в голове проносится сотня мыслей-дум…Что, с кем, во сколько, на каком уроке, на какой странице, не забыть, напечатать, позвонить, предупредить…  По-другому у учителя быть и не может, ведь каждый новый день – это время новых открытий, время осуществления новых проектов, это уникальный день в единственной и неповторимой жизни учителя и ученика.

  Звенит звонок,  начинается моя школьная сказка-быль.  Почему «сказка-быль», спросите вы? Сказка – это волшебный мир, это чудо. Школьная сказка-быль – это волшебный реальный мир, светлое чудо, в которое верят дети: уроки-открытия, проекты-преображения, чарующая сила учительской доброты, которой должно хватить на сотни детей, чтобы помочь найти ученикам счастливый путь, а иначе мне нет места в этой сказке!

Почему я выбрала именно этот путь, путь учителя начальных классов? Ответ  очень прост: я открываю утром дверь в мир волшебства, таинственности, доброты и счастья… Вот они, мои герои-волшебники, мои гениальные ученики. Ещё немного сонные, задумчивые, чем-то встревоженные. Но достаточно одного ласкового слова, приветливой улыбки, и они преображаются и улыбаются в ответ. Волшебство, не правда ли?      

      Каждый  дорогу в жизни выбирает по-своему… Мой выбор  был более чем сознательным. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?!», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас, по мнению общественности, не самая престижная или «модная» профессия. Я очень часто задумываюсь: что для меня значит «учитель»?  Ведь моё отношение к профессии  с годами менялось. И осознание своей роли в этой деятельности пришло тоже не сразу.

      Как я воспринимала своих учеников, впервые переступив школьный порог в качестве учителя? Ученик – это объект, которому я должна дать знания, развить у него умения, сформировать навыки. Уверена была, что все будут знать предметы на «5», ведь не зря я выучила столько технологий, методов и приёмов. А поэтому достаточно правильно сформулировать свои требования, выработать командный голос, научиться «держать» дисциплину – и всё, качество будет обеспечено. И наивно считала себя умнее своих ребят…

Немного поработав, я поняла, что не учитель главное действующее лицо на уроке, а ученик. Я могу в совершенстве владеть материалом, учесть все методические тонкости урока, но результата может не быть. Пришло осознание, что нужно прислушиваться, присматриваться, советоваться с теми, кого на первых порах я считала всего лишь «объектом» своей деятельности.

          Сейчас я понимаю, что и тогда  ошибалась.  Передать знания, которыми владеешь, – это не должно быть целью и задачей учителя. Помочь своим ученикам познать  мир, людей и самих себя – вот главная миссия учителя в сегодняшнем моём понимании. И моя учительская работа  – это общий путь восхождения ученика и учителя, только вместе мы сможем покорить каждый свою вершину. Учительство – это мой образ жизни с достижением успехов и побед, преодолением трудностей и препятствий рука об руку с моими учениками.

           Учитель для меня - это призвание, состояние души,  это  моя философия…   И сам собой отпадает вопрос: а правильно ли я сделала свой выбор? Могу с уверенностью сказать:

        Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Я могу назвать себя мамой с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них уже заканчивает 11 класс, кто-то находится на моем попечении в начальной школе – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. И этим я счастлива!

       Я – любящий человек! А это во много раз чудесней, чем быть любимой. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Как говорил Л. Н. Толстой,  «любить - значит жить жизнью того, кого любишь».  В этом  и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям.

      Я – созидатель! Ведь не зря детей называют «цветами жизни», а учителей – «садовниками». И действительно, труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно из них любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Так и в моей работе - каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в душах детей, самых прекрасных сокровищ на Земле! Я – Учитель! Я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.

          Меняются дети, меняюсь и я  вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире с позиции детей. Находить в этом радость и удовлетворение.  Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то -  пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который  нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Какими я хочу видеть своих ребят? Отзывчивыми и честными, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, яркими индивидуальностями. Возможно, кто-то завтра станет знаменитым политиком, известным учёным, успешным спортсменом. Но для меня важнее, чтобы каждый в будущем стал хорошим семьянином и заботливым родителем, трудолюбивым и квалифицированным специалистом, верным другом, настоящим гражданином и патриотом своей Родины!

Я снова и снова проживаю каждый день чудесные, сказочные моменты: вместе с моими ребятами смеюсь, восхищаюсь, сомневаюсь, спорю, извиняюсь, учусь… И в который раз задумываюсь: как не дать исчезнуть озорному огоньку в глазах героев моей сказки-были? Как не потерять их доверие? Как поддерживать неподдельный интерес к учебе? Я уверена, что детей надо любить такими,  какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг них. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Чему  учить ребят? «Жить – вот ремесло, которому хочу учить детей», - это цель и задача моей настоящей учительской жизни. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Что смогу передать им? То, что ценю сама: любовь к людям, к своей Родине, уважение к закону, милосердие, сострадание, искренность,  жизнерадостность. И когда я вижу, как в детях «прорастают»  важные для меня ценности, – это свет волшебства, радость рождения Человека в человеке. С раннего детства формирую такие черты характера, которые помогут  стать человеком и гражданином общества. Воспитываю любовь и уважение к родной Кубани, к школе, к родителям.  Формирую чувство гордости за достижения нашей страны и президента, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Развиваю у детей интерес к доступным для его возраста явлениям общественной жизни. Особое внимание во внеурочной работе я уделяю семейной тематике, стремясь научить детей уважительному отношению друг к другу и к своим родителям. Развитие толерантности очень важно в современном мире, когда люди могут оскорбить человека только за то, что он с ним не согласен. И  очень приятно, когда твою работу положительно оценивают не только дети, но и их родители.

        Быть учителем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, умение и желание постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше. Я горжусь, что причастна к становлению личности, оказанию помощи родителям в адаптации детей к дальнейшей жизни в современном обществе. Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировалось и мое педагогическое кредо, в основу которого положено отношение к детям. Ребенок - это для меня самая главная ценность,  и я несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.

        Я согласна с тем, что есть педагоги с большой буквы. Это не всегда обозначает высокий профессионализм, здесь огромную роль играют ещё и человеческие качества.  Мне близка и понятна позиция Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель», «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

        Почему-то молодые педагоги постоянно ждут за свою работу благодарностей, почестей. Но разве это правильно? Если за свой труд ждать благодарности, то работать в профессии не стоит. Никто никому ничего не должен, тем более дети. Могу ли я назвать себя учителем с большой буквы? Я считаю, что это звание должно складываться из отзывов родителей и, конечно же, наших детей, которых я даже не могу назвать учениками, а только так: мои дети! Но важно даже не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог школы, встречает ли тебя с улыбкой, если он уже учится в старших классах, – вот наивысшая оценка для любого учителя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда – любовь детей!

Вот и ещё один день моей школьной жизни  подходит к концу. И снова в нём были волшебство и реальность, таинственность и очевидность, приводящие к большим и малым открытиям. Всё как в сказке-были! Только конец у неё, я уверена, будет ещё не скоро. Впереди 1 сентября 2015 года, мой очередной сентябрь. Каким он будет? Обязательно неповторимым, следовательно, удивительным, полным новых открытий, преобразований и чудес. Я снова  встречусь с героями-волшебниками моей сказки-были, с которыми вместе, рука об руку мы отправимся в удивительный мир познания, чтобы пройти волшебный  путь – путь творения ЧЕЛОВЕКА.

И у меня ещё много планов на будущее:  учиться видеть необычное в обычном, узнавать новое и искать ответы на вечные вопросы: «Могу ли я?», «Достойна ли я?», чтобы снова 1 сентября войти в класс, где меня встретят десятки горящих глаз,  произнести с улыбкой  «Здравствуйте, дети!» и  ощутить себя той ниточкой, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Это ли не сказка-быль?!.