Реализация ФГОС НОО
статья на тему

Гайфутдинова Гульфия Габдулловна

Реализация  ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_fgos_noo.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  ФГОС НОО в общеобразовательных организациях.

       Начиная с 1 сентября  2011 года, во всех  школах нашего муниципального района   реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).      

   Функция методического сопровождения введения ФГОС  возложена на  методический отдел Управления образования. Для решения вопросов организации методического сопровождения, были изданы  соответствующие приказы.  В соответствии  с Планом-графиком введения ФГОС НОО в систему образования, приказом начальника УО от 27.08.2010г.   № 1878 утвержден план методического сопровождения  введения ФГОС. В школах  разработан и реализуется общешкольный методический проект «Внедрение ФГОС НОО», дающий пошаговый алгоритм подготовки к введению ФГОС НОО.

   Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО   в общеобразовательных учреждениях осуществлялось через:

- создание рабочей группы по введению ФГОС НОО;

- координацию деятельности администрации школ, педагогического совета, заседания рабочих  групп учителей начальных классов, психологов .

- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС;

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, педагога дополнительного образования, классного руководителя, психолога);

- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательных учреждений: осуществление подбора и расстановки кадров; прохождение курсовой подготовки кадров;

-совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене;

- составление плана деятельности школ по внедрению ФГОС НОО;

 - разработку и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО;

-определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО;

 - разработку на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы  образовательных учреждений. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС являлось постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

При введении ФГОС была организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о  его целях и задачах, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Образовательные учреждения стали основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Особое внимание было  уделено повышению квалификации работников образования. С целью формирования информационной, научно-методической системы поддержки руководителей образовательных учреждений, заместителей   директоров по УВР, руководителей  школьных  методических объединений, курирующих начальную школу, учителей начальных классов образовательных учреждений при переходе на ФГОС НОО   были организованы ряд мероприятий: семинаров, конференций, совещаний.

      Проведены семинары  муниципального, регионального уровней,  конференции, совещания, мастер-классы и т.д.  Педагоги   участвовали    в Республиканских   семинарах   в г. Бугульме,  в г. Казани,  в г. Бавлах, в Зеленодольске, Самаре, в Санкт-Петербурге.  На  курсах повышения квалификации  по новым стандартам  обучались около 300 учителей   начальных классов,   56 руководителей (директора,  их  заместители).

    Были созданы методические рекомендации для заместителей  директоров по УВР, курирующих начальную школу, учителей начальных классов. Проведены консультационные семинары для  руководителей  школ по проектированию  основной  образовательной  программы.  Осуществлялись взаимодействия с издательствами, создана информационно-образовательная среда (открытие раздела  ФГОС НОО на сайте Управления образования, образовательных учреждений)

   Управление введением ФГОС  начального общего образования   осуществлялось через:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Финансово-экономическое сопровождение.

3. Кадровую политику.

4. Информационное обеспечение.

5. Материально-техническое сопровождение.

В образовательных учреждениях проведена  инвентаризация материально-технической, учебно-методической, информационной базы с целью определения её соответствия ФГОС и выявления необходимых потребностей. Все учителя  начальных  классов  обеспечены ноутбуками, состоят  в  педагогических  Интернет-сообществах,  умеют  пользоваться  электронной  почтой,  для уроков составляют  компьютерные  презентации. Дидактический инструментарий, справочники, методическая литература, аудиомагнитофон, аудиокассеты, ноутбук, мультимедийный проектор, мобильные классы эффективно используются  учителями начальных классов  в учебно-воспитательном процессе

Во всех  школах   разработана основная образовательная программа, отражающая специфику школы  и учебно-методического  комплекта, по  которым  занимаются  обучающиеся в начальных классах.  Выявлены  потребности  участников  образовательного   процесса. Она заключается  в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно), задана  интеграция учебной и внеурочной деятельности.

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Педагоги совершенствовали свои  знания на семинарах по деятельностному методу.
СОШ №23 «Менеджер» является экспериментальной  площадкой  Центра  системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»АПК и ППРО г. Москвы. Они участвуют в эксперименте «Механизмы  реализации  ФГОС и ФГТ  на основе  деятельностного  метода Л.Г.Петерсон  с позиций  непрерывности  образовательного процесса  на ступенях  ДОУ - начальная школа-средняя школа». Данная школа  является  стажировочной  площадкой ИРО РТ  по повышению квалификации педагогов. На базе  этой проводились  курсы повышения квалификации  по теме: «Реализация технологии деятельностного  метода обучения    в  условиях  внедрения ФГОС НОО»

   Для определения  формирования  универсальных учебных действий, предметных и метапредметных   результатов, в школах ведется мониторинг, проводится диагностика. Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в  классах проводится   стартовый мониторинг готовности к обучению. Оценка процесса адаптации  в 1 классах проводилась через:

   -анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его диагностической работы в рамках УМК;

  - анализ вводной диагностики готовности учащихся 1 класса;

   -восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

   -восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Входные диагностики в 1 классах были направлены на выявление состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные  использовались  для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода  к ребенку.

 Текущие показатели, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении приобретённых   умений и навыков  по основным предметам,   записывались учителями  в «Портфолио». Благодаря умелой организации учебного процесса, учащиеся  1 классов школ включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном. В конце года  в каждом классе проводятся  комплексные работы, которые помогают определить  читательскую грамотность, умение  работать с информацией, определить  сформированность  универсальных учебных действий.

           Наши образовательные учреждения  стараются  создать  комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников, высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

        Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

     При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Именно так   ставится   вопрос  в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном  процессе. Стандарт   предполагает  реализацию в образовательных учреждениях как урочной, так и внеурочной деятельности.  Внеурочная   деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, общественно-полезное, патриотическое, проектная деятельность).
Содержание занятий должно формируется   с учетом   пожеланий   обучающихся   и   их родителей (законных представителей).Во внеурочную деятельность  входят:  индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные), экскурсии, кружки,  секции,  круглые  столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
    Для ребёнка система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.  Внеурочная  деятельность  должна  обеспечить каждому ребёнку необходимые для его развития и социализации условия, при которых он смог бы научиться преодолевать барьеры, позитивно выстраивая своё будущее. Учитывая ряд неблагоприятных факторов, осложняющих процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, кризис, возрастающую занятость родителей, рост девальвации ценностей, повышение социальной напряженности, тревожности, конфликтности, школы целесообразно  вводят ряд программ внеурочной деятельности, которые помогут  устранить вышеперечисленные неблагоприятные факторы.

     Содержания  внеурочной деятельности отражаются  в основной образовательной  программе  образовательных  учреждений. На  основании  Писем МО и Н РФ  от 12.05.2011 года  № 03-296  «Об организации  внеурочной деятельности», от 19.04.2011г. №03-255 «О введении ФГОС»  в  школах определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся, взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.

Внеурочная  деятельность в школах реализуется  через дополнительные образовательные программы  самого образовательного  учреждения, через  образовательные программы  учреждений  дополнительного образования, также через учреждения культуры и спорта, через классное руководство,  в группах продленного дня  и т. д.  

В Альметьевском муниципальном районе  в  15  школах  реализуются программы   внеурочной занятости  в рамках ФГОС  с использованием  ресурсов УДО, это 23,4% от количества школ в районе.  Школы взаимодействуют  со следующими учреждениями:  

 -Муниципальное  образовательное  учреждение  дополнительного образования детей  - Станция юных  техников;

-Муниципальное  образовательное  учреждение  дополнительного образования детей - Специализированная  детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;          

-Муниципальное  образовательное  учреждение  дополнительного образования детей - Центр  детско-юношеского творчества;

-Музыкальная школа;

-Подростковые клубы «Метеор», «Ротор»;

-Теннис-сити;

- Шахматный клуб;

-Бассейн «Дельфин»;

-Спортивный комплекс   «АЛНАС»

-Фитнес-центр и т.д.

 Реализуются такие  программы: «Хореография», «Художественно прикладное творчество», «Конструирование  «Оригами», «Теннис», «Музыкальная студия», «Секреты мастеров», «Умелые ручки», «Я вхожу в мир театра», «Начальное техническое моделирование», «Волшебный  лоскуток», «Учимся  плавать», «Акробатические танцы», «Механическая  игрушка», «Художественно-эстетические занятия», «Юный  шахматист», «Юные  инспектора  дорожного  движения»,  «Легкая атлетика»,  «Обучение плаванию» и т. д.

    Наиболее востребованными  являются  занятия спортивно-оздоровительного направления: хореография, плавание, спортивные занятия.  

 Наиболее   интересный опыт взаимодействия   школы и УДО.

 В течение  многих лет  МБОУ  СОШ №2  взаимодействует  с Муниципальным  образовательным  учреждением  дополнительного образования детей  - Станцией  юных  техников. В школе  работают  юные инспектора  дорожного движения. Они  знакомятся  с правилами дорожного движения, активно участвуют  в конкурсах, учат других детей  правилам дорожного движения.

  В МАОУ «СОШ №7»  Муниципальным  образовательным  учреждением  дополнительного образования детей  - Станцией  юных  техников  организован кружок «Механическая игрушка». Дети участвуют  в различных конкурсах  художественного творчества  на  муниципальном,  республиканском и всероссийском уровнях, систематически организуют  выставки творческих работ.

 Многие школы  тесно взаимодействуют с Муниципальным  образовательным  учреждением  дополнительного образования детей - Центром  детско-юношеского творчества. Организуются  кружки, студии.

Проблематичным является вопрос  организации внеурочной деятельности  силами УДО в сельских  школах. Однако, в нашем муниципальном районе решается данная проблема  путем  открытия в сельских школах  филиалов  музыкальных и художественных  школ.

    Вся система внеурочной деятельности в школах призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты. Внеурочная деятельность в  школах также  реализуются через кружки, группы продленного дня, экскурсии, классные часы и т.д.В таких кружках, как «Юные патриоты», «Я и мой мир», «Мой родной край», «Моя родословная», «Моя малая родина», у детей формируются патриотические чувства. А кружки «Школа актерского мастерства», «Ритмика», «Театр и дети», помогают в детях  развивать сценическое мастерство. Интеллектуальное развитие получают дети  посещая кружки «Умники и умницы», «Занимательная грамматика», «Пифагорики», «Логика», «Эвристика», «Веселый английский» и т.д. Кружки спортивно-оздоровительного направления помогают  укреплять здоровье детей.

           Активно привлекаются к организации  внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 2011-2012 год совместно с родителями  в школах были проведены такие мероприятия как: «Приём в гимназисты», «Праздник Азбуки», «Новый год» и др.            

Одним из ключевых направлений развития общего образования, согласно новым стандартам, является здоровье школьников. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Как свидетельствует медицинская статистика, здоровье детей и подростков существенно ухудшается в период обучения в школе.

Целесообразность работы данного направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей.  Поэтому к главным задачам современного учителя относится формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем педагоги  школ большое внимание уделяют здоровьесберегающим технологиям: веселые физминутки, работа по предупреждению утомляемости глаз, дыхательная гимнастика, мероприятия с детьми и родителями по формированию навыков здорового образа жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Она направлена на обеспечение  у детей духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.