Использование метода игры на занятиях (уроках).
методическая разработка по теме

Крицкая Ольга Вячеславовна

В статье рассказывается о том, как использовать игру для повторения изученного, работы с новым материалм, как способ закрепления пройденного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода игры на занятиях.

О том, что детей, особенно младшего школьного возраста, следует обучать в игре – известно всем педагогам. Сейчас существует много разного рода пособий и методик, предлагающих с помощью игр освоить с малышами практически всю программу начальной школы. Помимо дошкольного и начального школьного образования принцип совместимости игры и обучения стал распространяться и на обучение в старшем возрасте, в дополнительном образовании. Но, к сожалению, далеко не все преподаватели используют данный метод на уроках и занятиях. Даже во внеурочной деятельности суть метода сводятся к использованию такой формы проведения игры как игра–путешествие.

Одним из основных последствий такого подхода к взаимосвязи игры и обучения стало исчезновение спонтанной, свободной, творческой игры не только из общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования, где, безусловно, гораздо больше возможностей для ее использования. Зачастую игры на уроке  лишь внешне бывают похожи на игру, но не имеют никаких (или имеют недостаточное количество) ее сущностных характеристик. Это связно в первую очередь с тем, что в деятельности, содержащей одновременно игровые и реальные (для обучения) характеристики, обучающемуся очень трудно их рефлексировать. Таким образом, страдает не только игровая деятельность, но и сам процесс обучения.

Место игры на занятии или уроке может быть отведено как в ходе повторения ранее изученного, закрепления, так и при изучении нового материала. А так же при проведении минут отдыха, как смена видов деятельности, как форма психологической разгрузки.

При условно названном «неосознанном» обучении игра может быть одним из видов деятельности, в которой это обучение происходит. Например, принимая участие в коллективных играх, человек, сам часто не подозревая, учится общаться с другими людьми, учится взаимодействовать с ними, учится подчиняться мнению других или, наоборот, быть содержательным лидером и руководить действиями других участников игры, он даже в такой деятельности может получить знания и навыки, касающиеся нового предметного содержания. В этом случае можно вообще игру и обучение не разделять, так как первая служит некоторым материалом, условием, деятельностью, в которой субъект принимает участие, а второе — некоторым следствием, результатом этой деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что для одних людей такое обучение оказывается более эффективным, а у других практически не приводит ни к каким значимым результатам (изменениям в себе).

Хорошо, если  на занятии или уроке педагог использует не одну, а несколько игр. У детей создается ощущение, что вся учебная работа заменена игрой благодаря умелому переходу от одной игры к другой. Это удобно делать, взяв за основу занятия одну тему («Мы сегодня знатоки», «Мы сегодня путешественники», «Сегодня день интересных вопросов» и т.д.) В ходе всего занятия следует обращаться к этой теме, напоминать игровые роли детей, поддерживать желание играть дальше. А для этого надо использовать разные виды игр.

В своей работе педагога дополнительного образования я использую разные игры. Их выбор для конкретного занятия зависти от темы занятия, его целей и задач, а так же настроения детей.  Для того, что бы у меня как у педагога всегда была возможность импровизировать на занятиях в плане выбора игр, я составила (и продолжаю пополнять) копилку игр для работы в кружке. Все игры в ней распределены по нескольким группам, каждая из которых имеет свои особенности, направлена на решение конкретных педагогических задач.

  1. Дидактические игры.

Дидактические игры, чаще всего понимаемые как игры, направленные на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство обучения и воспитания. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми.

  1. Словесные дидактические игры.

Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Кроме того подобные игры развивают логическое мышление, внимание, способствуют формированию умения анализировать и сравнивать, делать умозаключения.  

  1. Подвижные игры (в том числе игры малой подвижности)

Участие в подвижной игре позволяет сменить вид деятельности, помогает снять напряжение в мышцах.  Грамотно построенная игра может выполнять и образовательные функции, если в ходе игры дети чему-то учатся, узнают что-то новое.

4. Сюжетные игры.

Сюжетные игры играют огромную роль в решении задач всестороннего воспитания и развития детей, хотя и требуют более тщательной и длительной подготовки. Использование этого вида игр не может быть повседневным. Однако именно они могут помочь педагогу решить сразу несколько педагогических задач. Педагог заранее тщательно продумывает тему и ход игры, роли детей в ней. Распределение ролей в сюжетных играх – очень ответственный момент. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными.

  1. Коммуникативные игры.

Игры, относящиеся к данному виду направлены на развитие умений детей общаться, налаживать контакты, вступать в диалоги, служат для сплочения коллектива, создания комфортной обстановки для всех его членов. Не следует думать, что коммуникативные игры целесообразно использовать только в начале года, когда формируется детский коллектив. Они могут быть полезны для вовлечения в общение замкнутых, необщительных ребят, помощь по вхождению в коллектив которым требуется на протяжении длительного времени.

Использование игр на занятиях практикуют многие педагоги дополнительного образования в творческих коллективах разной направленности.  Программа работы кружка «Азбука общения», руководителем которого я являюсь, направлена в первую очередь на социализацию детей младшего школьного возраста и обучение их общению со сверстниками. Основная идея программы – организовать деятельность в кружке на основе различных игр (словесных, развивающих, настольных, игр малой подвижности, подвижных и других).

Как бы ни казалось на первый взгляд легким использование игры в обучении, этому следует учиться. Нельзя просто прочесть правила игры и слепо применять ее в нужном педагогу месте. Важно уловить суть той или иной игры, понять ее педагогические возможности (чему можно в ходе игры учить, что развивать, что воспитывать). Кроме того, считаю, что важно уметь придумывать самому варианты игры, видоизменять правила, ход для того, чтобы игра более органично вливалась в процесс обучения, а не была стоящим особняком этапом занятия. Ниже будут приведены несколько, на мой взгляд, универсальных игр, которые педагоги могут использовать на различных занятиях, в ходе различных этапов урока.

Авторская игра «Я знаю много…» Это одна из наиболее универсальных игр. Ее можно использовать на различных уроках, занятиях, внеклассных мероприятиях. С ее помощью можно подготовить детей к изучению новой темы, повторить и закрепить пройденный материал, провести психологическую разгрузку в то же время не теряя детское внимание и собранность.

Оборудование: мяч.

Условия проведения игры: лучше, если дети будут сидеть или стоять по кругу.

Ход игры: педагог (а в дальнейшем и сами дети) выбирает тему тура игры и задает ее с помощью слов «Я знаю много…» Далее следует выбранная область знаний, категория предметов и т.д. Например: овощи, мебель, гласные звуки, двузначные числа, животные леса, герои сказок и др. Игрок, получив мяч, называет слово и передает мяч далее. Можно играть на выбывание – в этом случае при затруднении ребенок покидает игру и в результате выявляется самый эрудированный член игровой группы. Можно играть с допусканием подсказок. Выбор варианта игры зависит от того, какие цели преследует педагог: подвести итог занятия, обобщить и закрепить знания, выявить уровень знаний, полученных в ходе урока, снять напряжение в группе, развлечь детей.

Игра «Волшебный сундучок». Эта игра способствует в первую очередь развитию памяти, внимания, воображения, учит слушать каждого члена группы, класса. Оборудование: лучше использовать какой-либо предмет (например, мяч), но можно проводить игру и без него. В данном случае предмет является средством концентрации внимания всей группы. Если играют старшие дети или игра хорошо знакома и дети неоднократно в нее играли, то можно отказаться от использования предмета.

Условия игры: лучше расположить игроков по кругу.

Ход игры: ведущий начинает игру словами: «Я достаю из волшебного сундучка…» Далее следует название какого-то предмета и передача мяча следующему игроку. Тот в свою  очередь повторяет слова ведущего, называет его предмет и добавляет свой. Каждый последующий игрок должен повторить все названные до него слова и добавить свое. Играть можно как на выбывание (в случае затруднения в повторении всех слов) или без выбывания в зависимости от возраста и подготовленности группы.

Игра «У меня такая новость…» Эта игра может быть использована в начале занятия как средство активизации детей, концентрации их внимания, создания положительной психологической атмосферы на занятии, а также как рефлексия по поводу изученного материала, физминутка.

Оборудование: как и в предыдущей игре возможно использование мяча.

Условия игры: дети могут располагаться как по кругу, так и за партами (в случае игры без мяча).

Ход игры: игрок сообщает какую-то новость (о себе, о мире, о выбранной области знаний и т.д.). Со словами: «А у тебя, (имя)?» игрок передает ход следующему игроку  (по кругу, или в произвольном порядке). Вариант с мячом и по кругу подходит для младших детей, в произвольном порядке и без мяча – для старших ребят.

Не смотря на свою простоту и незатейливость, приведенные выше игры очень нравятся детям. Обучение в таких играх завуалировано, не является столь явным, чтоб дети воспринимали их как этап процесса обучения. Но результаты, которые дает использование этих игр, меня, как педагога, очень радуют. Даже самые стеснительные дети начали включаться в игру; ребята знают, что у некоторых возникают затруднения в игре и готовят им подсказки заранее, что не ухудшает качество игры, а в некотором роде улучшает – более сообразительные, быстрые дети могут назвать не одно, а два слова (одно за себя, другое – подсказав товарищу). Ребята сами придумывают темы для игры, выбирают категории. Многие уже зная о проводимых играх, заранее готовят интересные варианты ответов и очень радуются удивлению товарищей и похвале педагога за находку. Таким образом, происходит стимулирование детей к получению новых знаний, пусть и не в больших объемах, закрепление проходит интересней и эффективней, на занятиях царит атмосфера доброжелательности и успеха. Ведь простота правил позволяет участвовать в игре и быть успешным каждому члену игровой группы.



Предварительный просмотр:

Сценарий

слета лидеров ученического самоуправления

«Лидер 2016»

Аудитория: старшеклассники города, учителя.

Автор – разработчик: Крицкая О.В. – методист.

Ведущий:  Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас на городском слете лидеров ученического самоуправления «Лидер 2016». В ходе сегодняшней встречи мы сможем обсудить важные вопросы, стоящие пред активной молодежью. А так же в рамках слета пройдет конкурс лидеров школьного ученического самоуправления, где ребята – активисты смогут продемонстрировать свои лидерские качества.

А так как основная часть слета – это конкурсная программа, то разрешите представить наше сегодняшнее жюри:

А участвовать в конкурсе будут следующие ребята – прошу их подняться на сцену:

ВАКАНТНОЕ МЕСТО – приглашаем смельчака из зала

Ведущий. У каждого игрока на груди номер, по которому сегодня жюри и будет его отличать от других ребят. Просим не путать номер участника и номер образовательной организации, они не связаны.

Итак, игроки могут занять места за столами согласно своим номерам:

1-5 – первый стол,

5-10 – второй стол,

11-15 – третий стол.

В ходе игры команды за столами будут меняться. Таким образом, у каждого из вас, ребята, будет возможность пообщаться со всеми участниками игры.

Сегодня оценивать лидерские качества наших конкурсантов смогут не только члены жюри, но и все зрители. При регистрации вы получили 1 лист для голосования на всех болельщиков одной школы. В этот лист вы можете вписать номер и имя понравившегося вам игрока, того, кто на ваш взгляд в наибольшей степени проявит сегодня себя как молодежный лидер. Вписывать можно только игрока, представляющего другую образовательную организацию, за своего игрока голосовать нельзя. По окончании будет назван «Лидер 2016» по мнению болельщиков. Правила игры ясны? Тогда начинаем.

Ведущий. В понимании многих ребят, а зачастую и взрослых два понятия – детское общественное объединение (организация) и ученическое самоуправление совпадают или подменяют одно другое. Хотя это не так. Начать нашу встречу предлагаю с четкого определения, что есть что, в чем разница и в чем схожесть двух этих понятий и форм работы с детьми и молодежью.

Кто поможет нам и даст определение ученическому самоуправлению?

(Ответы из зала)

Ученическое самоуправление — форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении определенных вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

А что же такое детское общественное объединение или организация?

(Ответы из зала)

Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет, объединившиеся для совместной деятельности, их деятельность выходит за рамки образовательного учреждения.

Что является целью детских общественных объединений?

Социально-активная деятельность, выходящая за рамки общеобразовательного учреждения.

А какова цель создания органов ученического самоуправления?

Вовлечение обучающихся в управление образовательным учреждением; самостоятельное принятие решений и их реализация в интересах ученического коллектива.

Надеюсь, мы внесли ясность в этот вопрос и можем переходить к первому конкурсу для наших лидеров, который напрямую связан с тем, о чем мы только что говорили.

  1. Конкурс «Будь в курсе дела»

Ведущий Участникам предлагаются ситуации для обсуждения и определения того, является ли деятельность учеников в данном конкретном случае проявлением ученического самоуправления.

Просим давать расширенные ответы, избегать односложных ответов «да» - «нет», обосновывать ответы.

  1. Ученики 8 класса создали в школе добровольческую группу по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

     Относится ли такая группа к органам ученического самоуправления?

Нет. Деятельность группы направлена на решение не проблем учеников, а проблем ветеранов, на решение социальной проблемы вне школы.

  1. Старшеклассники объединились в отряд вожатых, который работает с младшими школьниками. Можно ли такой отряд считать ученическим самоуправлением?

Да. Такой отряд можно считать ученическим самоуправлением, т.к. решает проблемы младших школьников и улучшает школьную воспитательную систему.

  1. В школе проведен День дублера. Докажите, что это является ученическим самоуправлением.

Если ученики данное решение приняли самостоятельно, а целью стало желание учащихся улучшить взаимоотношения с педагогами и создать благоприятный психологический климат, то такое мероприятие модно считать ученическим самоуправлением.

  1. Совет старшеклассников осуществляет деятельность по организации досуга учащихся. Можно ли такую деятельность считать ученическим самоуправлением?

Если эти мероприятия решают проблемы организации досуга учащихся школы, то можно.

  1. Ученики самостоятельно организуют дежурство в классах. Можно ли считать эту деятельность ученическим самоуправлением?

Нет. Это форма самообслуживания, является обязательной для школьников.

  1. При опросе ребята сказали, что их деятельность ведется по таким следующим направлениям: гражданско – патриотическое, краеведческое и экологическое. Идет ли речь о деятельности ученического самоуправления?

Нет. Деятельность ученического самоуправления направлено на удовлетворение индивидуальных  потребностей учащихся, направленных на защиту гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем в ОУ.

Ведущий Первый разминочный конкурс позади. Жюри может подвести первые итоги. Если ребята отлично справились с заданием, то все члены группы получают по 3 балла, если в ответах были неточности – 2 балла. Если часто ошибались – 1 балл.

Игроки меняют свои места:

1стол  – 1, 7, 3, 9, 5

2 стол – 2, 10, 4, 13, 15,

3 стол – 6, 12, 8, 14, 11.

Переходим к следующему конкурсу. Уже сегодня перед каждым из вас, уважаемые старшеклассники, остро стоит вопрос выбора профессии. Не важно, идет ли речь о получении высшего, среднего профессионального или начального профессионального образования, главное – найти в жизни свою дорогу. Чем вы руководствуетесь, когда думаете о своей будущей профессии?

(Ответы из зала)

На сегодняшний день курс профессионального образования в нашей стране взят на более широкое получение вчерашними школьниками рабочих профессий.  На государственном уровне признано, что высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – наиболее значительный сегмент производительных сил общества.

В одном из своих выступлений Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, нужно "повернуться к профессионально-техническому образованию." «Не так сложно закупить современное оборудование при наличии финансирования – гораздо труднее найти людей, которые умеют и хотят работать на этом оборудовании», - сказал он на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Чтобы повысить престиж не популярных, но остро востребованных городом специальностей, образовательные учреждения, колледжи и техникумы активно изучают конъюктуру рынка труда, ведут просветительскую работу среди школьников.

Вот и вас мы хотим подключить к такой работе. Следующий конкурс носит название «Все «за» и «против»

Тема – рабочие профессии. Команды вытаскивают карточки  - выбирают, какая команда отмечает +, и какая - . Команда + выбирает рабочую профессию, совещается, находит + и выступает с сообщением. Оппоненты критикуют, выступающие парируют.

Повар

Медсестра

Каменщик

По окончании выступлений – подведение итогов.

Игроки меняются местами:

1стол  – 1,7, 4, 13, 15

2 стол – 2, 11, 8, 14, 12

3 стол – 6, 10, 3, 9, 5.

Ведущий. «Игротека» О серьезных делах вам, молодым людям, говорить предстоит много – вы вступаете во взрослую жизнь. Но, как не странно, даже во взрослой жизни часто находится место игре. Деловые игры, тренинговые игры часто используются в различных коллективах уже даже взрослых людей. Только вот направленность у них более широкая, нежели детских игр. Сегодня предлагаем вам попробовать организовать и провести игру, которая будет направлена на:

- На знакомство.

- На сплочение коллектива.

- На развитие внимания и сообразительности.

Получив задание, обсудите в каждой группе игры, которые вы знаете и выберите наиболее удачную на ваш взгляд.

Пока команды готовятся, мы поговорим с вами, уважаемые болельщики, гости. В нашем городе на протяжении вот уже 8 лет ежегодно проходит акция «Объект детской заботы». Знакома вам эта акция? Какие дела в ходе этой акции вы сделали в этом году? Кто или что стал объектом вашей детской заботы?

(Ответы из зала)

Сегодня мы хотим показать наиболее интересные, грамотно составленные отчеты о проведении акции.

(Показ презентации)

Подведение итогов.  Игроки меняют свои места:

1стол  – 4,13, 6, 2, 12

2 стол – 8, 14, 1, 15, 7

3 стол – 3, 9, 7, 5, 10

Ведущий. Сегодня вы, уважаемые игроки, не просто случайные люди на сцене, вы – лидеры ваших школьных организаций. У вас пред глазами, возможно, есть пример старших ваших товарищей – тех, о ком с уверенностью можно сказать – «Он – лидер» и вы хотели бы быть на него похожи в его лидерских качествах.

В ходе следующего конкурса вам предстоит поразмышлять, обсудить с товарищами и рассказать собравшимся в зале - в чем секрет лидера?

«Секрет лидера состоит в том, чтобы...»

Команды составляют небольшое сообщение на заданную тему, выбирают одного или двух ораторов, которые будут освещать тему.

А пока команды готовятся – еще один положительный пример детской заботы, проявленной в ходе городской акции.

(Показ презентации)

Подведение итогов.

Перемена мест игроков.

1стол  –10, 14, 6, 8, 11

2 стол – 5, 1, 3, 9, 12

3 стол – 4, 7, 2, 13, 15

Ведущий. Последнее на сегодня конкурсное задание носит название «Мир, в котором я живу...»

В ходе конкурса предлагается выявить молодежные проблемы, которые существую в школе, районе, городе, постараться найти причины их возникновения и возможные пути их решения.

Проблемы:

  1. Экология города
  2. Организация досуга молодежи в городе
  3. Проведение мероприятий в школе

Команды получают листы с обозначенным направлением работы, определяют 2 основные проблемы и передают лист по кругу.

Следующая команда пишет коротко путь решения 1-ой проблемы и передает лист.

Следующая команда обозначает пути решения второй проблемы. Листы возвращаются командам, команда знакомится с предложенными путями решения и стараются в творческой форме представить свою проблему, направления ее решения и способы этого решения.

А вы снова обратимся к экрану и посмотрим еще одну презентацию, в которой представлен отчет о проделанных делах в ходе акции «Объект детской заботы».

(Показ презентации.)

Ведущий Все конкурсы позади. Надеемся, что сегодня почерпнули важную и нужную информацию не только игроки, но и все, кто пришел на слет лидеров ученического самоуправления «Лидер 2016».

Жюри подводит итоги. Игроки могут спуститься в зал.

Ведущий. У нас есть с вами несколько минут и предлагаю их провести с пользой. Недавно 1телеканал представил на суд зрителей новый проект «Жить». Вы знакомы с этим телепроектом? Очень сильный, можно сказать мощный жизнеутверждающий посыл идет от экрана всем, кто видит клип и слушает песню. Каждый находит свой смысл в увиденном и услышанном. Вам, молодым людям, входящим во взрослый мир тяжелее других переносить порой все его тяготы, сталкиваться с преградами на пути. Но чтобы не случилось в жизни – мы должны жить!

(Просмотр клипа)

Хочется закончить нашу встречу на такой жизнеутверждающей ноте! Надо жить, но не просто жить, а каждый день находить смысл для своей жизни.

Мы еще раз возвращаемся к городской акции «Объект детской заботы» и хотим вручить грамоты и благодарственные письма тем, кто принял в ней активное участие. Для вручения грамот на сцену приглашается _____________________.

(Вручение грамот)

А сейчас слово жюри

(Выступление членов жюри, награждение)

Ведущий Быть активным, позитивным молодым человеком – значит уже сегодня закладывать фундамент интересной, многогранной жизни. Умение общаться, находить друзей – прекрасные умения, которые обязательно пригодятся вам и в дальнейшем. Пусть сегодня вы участвовали лишь в игре, но, мы надеемся, она станет для вас в чем-то точкой отсчета или поворотным моментом в вашей жизни.

До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...

Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.

Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....

Статья "Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках"

В обучении и образовании интеллект - карты приобретают всё большую популярность. В данной статье я систематизировала свои знание о том, что такое интеллект-карта и привела примеры эффективного использ...

"Использование метода мини-проектов на уроках"

В этой статье я хотела бы представить свои идеи  использования метода мини-проектов на уроках.Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет ...

«Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках»

Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...

"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь  следующих результатов:...