Системно — деятельностный подход
методическая разработка на тему

Аветисян Татьяна Алексеевна

обобщение опыта работы по УМК Гармония

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно — деятельностный подход

Аветисян Т.А.

1 сентября 2012 года первоклассники нашей школы, как и все малыши РФ начали учиться по новым стандартам. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  строится на системно -деятельностном подходе. Это главное условие реализации ФГОС. Нашей стране нужны такие люди, которые могут самостоятельно принимать правильное решение, найти выход из нестандартной ситуации. Они должны уметь сотрудничать, общаться, видеть конечный результат. Ведь будущее поколение – это строители нашей жизни. От них зависит судьба России. «Мы вместе должны  сделать Россию крепкой, сильной!» В.В.Путин.

Системно — деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Для меня, пожалуй, это самое трудный момент в обучении. Не всегда ученики сделают правильные  выводы, медленно будут думать. А у учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской работе. Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов. В китайской мудрости есть слова: «…я делаю — я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и применили на практике полученные знания. Учитель как дирижёр: он направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности.

Из опыта

  1. 1.     1 класс. Раздаю детям монеты.

Задание: как разными способами набрать 8 рублей?  Ученики через учебную деятельность повторяют состав числа 8 и сложение.

1+1+1+1+1+1+1+1=8

2+2+2+2=8

5+2+1=8

5+1+1+1=8 и т.д.

2. 3 класс.  Детям раздаются карточки со словами:  парта, яблоко, стол,   туман, иней, мороз, снежинка, поле, солнце, туча. Ученикам нужно построиться в 3 ряда:

1 ряд – со словами мужского рода;

2 ряд — со словами женского рода;

3 ряд — со словами среднего рода.

Игра «Рыбки».

Ученикам раздаются слова на листочках в форме рыбок. Нужно прочитать слово, узнать склонение и падеж, а затем положить «рыбку» в соответствующее «ведро»:

1 « ведро»- слова  1 склонения;

2  «ведро» — слова 2 склонения;

3 «ведро»- слова 3 склонения.

Деятельностный метод обучения — это обязательное и необходимое условие овладения знаниями.   Я думаю, что в будущем ученики научатся самостоятельно добывать знания,  применять их на практике,  смогут найти правильное решение  любой жизненной задачи.

         Одна из технологий деятельностного метода обучения - развитие критического мышления школьников.

Развивать мышление – значит развивать умение думать.

  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

   Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).  Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

    Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

   Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

 Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

- синквейны;

- чтение с остановками;

- приём «Верите ли вы, что…»;

- мозговой штурм;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

- логическая цепочка;

- уголки;

- кластер.

   Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов.      

    Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                        

   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

   Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

   Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  

   Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

   Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Применение данных приемов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Описание дидактической системы работы по  УМК «Гармония»

учителя МОУ «Сёминская ООШ» Аветисян Т.А.

  Четыре года назад передо мной встал вопрос, по какой программе учить будущий класс. После долгих раздумий выбрала УМК «Гармония». Одной из главных задач авторов этого комплекта явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

«Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления,- более осознанное, продуктивное и результативное.

Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность заключается в том, что в нём нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно ориентированный подход к процессу обучения).

   Ещё одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли.

  Реализованные в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребёнком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

Среди этих мер авторы учебников отмечают:

  • ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;
  • формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;
  • использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы; включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологические характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

  Также специфика содержания учебных предметов находит отражение в методике обучения.

      Комплект обеспечивает:

- целенаправленное формирование приемов умственной  деятельности;

- приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении  содержания;

- понимание ребёнком изучаемых вопросов;

- условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»;

- деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

       В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника целенаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной.

       Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает умение строить собственные высказывания, анализировать суждения других людей.

   В своей работе использую следующие современные технологии:

  • проблемное обучение;
  • обучение в сотрудничестве;
  • разноуровневое обучение;
  • здоровьесберегающие технологии.

Что же такое проблемная ситуация?

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

 На уроках  русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний  по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

  Однако в какой бы форме ни создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания полученные результаты необходимо озвучить фронтально («Посмотрим, как вы справились с заданием»), чтобы разброс мнений стал очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением.

  Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог. Для осознания учениками противоречия педагог произносит следующие реплики: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?». Далее сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске. На этом этап постановки проблемы завершается.

   Поиск решения начинается с предъявления классу языкового материала, на котором будут выдвигаться и проверяться гипотезы. Необходимо отметить, что этот материал может варьировать. Иногда ученикам предъявляется «старый» языковой материал – те же самые слова или предложения, на которых создавалась проблемная ситуация с разбросом мнений, но, разумеется, в правильном виде. Однако чаще всего классу предлагается совершенно новый набор слов или предложений.

    Следует заметить, что для русского языка наиболее характерен последовательный вариант выдвижения гипотез, при котором каждая ученическая гипотеза проверяется сразу же. Значит, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог обычно выглядит следующим образом. Учитель начинает диалог общим побуждением «Какие есть гипотезы», после чего ученики чаще всего высказывают первую ошибочную гипотезу. Ее вполне допустимо проверить устно, поэтому учитель подает реплику: «Вы с этой гипотезой согласны? Почему нет?». Если ученики приводят точный контраргумент, первый диалогический цикл заканчивается. Если же ребята молчат или высказывают неадекватные доводы, учитель вынужден продолжить диалог подсказкой к контраргументу или даже сообщить его сам. В любом случае проверка первой  ошибочной гипотезы завершается констатацией: «Эта гипотеза не верна, потому что…».

   Описанный диалогический цикл «выдвижение / проверка ошибочной гипотезы» повторяется вплоть до появления решающей гипотезы. В теории этот процесс может идти сколь угодно долго. Однако на реальном уроке не следует провоцировать учеников выдвигать ошибочные гипотезы до бесконечности. После первых двух ошибочных гипотез надо подвести к решающей гипотезе, а если подсказка не сработает – самому её сообщить. Следует помнить, что ученики выдвинут решающую гипотезу быстрее и легче, если начать урок с этапа актуализации тех знаний, которые будут наталкивать на нужную гипотезу.

   Решающую гипотезу, в отличие от ошибочной, лучше проверять не устно, а практически. Поэтому текст побуждающего диалога немного меняется. Сначала учитель подает общее побуждение «Как проверить эту гипотезу?». Если ученики предлагают верный план, сразу переходим к его реализации. Если же ребята молчат или предлагают нечто неадекватное, учитель вынужден продолжить диалог подсказкой к плану или даже сообщить его сам. В любом случае, действуя по плану, ученики доказывают решающую гипотезу: «Это так, потому что…».

   Завершается этап поиска решения озвучиванием нового знания (вывода урока) и сравнением этой ученической формулировки с текстом определения или правила в учебнике. Однако в том случае, когда учитель для постановки проблемы использовал проблемную ситуацию со столкновением мнений, а для выдвижения гипотез – «новый» языковой материал, придется вернуться к началу урока и исправить ученические ошибки, допущенные при создании проблемной ситуации.

      Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланирован свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2.  самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные способности.

      Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С») но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

-делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям)
-разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
-оценивании деятельности учащихся
    Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А»)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа « С»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
      Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

      Не секрет, что уже в школу приходят дети с испорченным зрением, осанкой. Наша задача и можно сказать заповедь – «Не навреди!». Если мы не в силах  исправить ситуацию, то, по крайней мере, нужно постараться ее не ухудшить – это в наших силах.

    Большое значение имеет организация урока. Стараюсь строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

    Индивидуальное дозирование объема домашних заданий, учебной нагрузки и рациональной распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:

  • Учет периодов работоспособности детей:
  1. Период врабатываемости
  2. Период высокой продуктивности
  3. Период снижения продуктивности (утомление)
  • Смена видов деятельности:
  1. Опрос
  2. Письмо
  3. Чтение
  4. Слушание
  5. Рассказ
  6. Рассмотрение наглядных пособий
  7. Ответы на вопросы
  8. Решение заданий, примеров
  9. Индивидуальные задания
  • Наличие мотивации:
  1. Интерес к знаниям
  2. Стремление больше узнать
  3. Радость от активности
  4. Интерес к изучаемому материалу
  • Каждую четверть менять местами учащихся (рядами) и др.

   На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий в школе.

В 1-м классе у меня оказались ученики разной подготовки. Некоторые уже умели хорошо читать, некоторые знали всего несколько букв, а были и такие, которые знали только одну букву «А». На уроках моей первой помощницей  стала «Азбука». Уроки были очень интересными, все с удовольствием слушали друг друга, знакомились с буквами, со звуками, вместе разбирали новые слова. В «Азбуке» и «Прописях» чётко  просматривается идея интеграции.

На уроках литературного чтения использую различные формы работы с  текстами: слушание, заучивание, совместное чтение учителя и учащихся, хоровое чтение текстов, работа по их осмыслению в парах и группах с элементами театрализации. Часто организую «Радиотеатр».

При работе по учебнику русского языка все уроки строю, стараясь строго следовать методическим рекомендациям. Конечно, бывает очень трудно. Приходится долго готовиться к урокам, обдумывать каждый шаг, отказываться от многих стереотипов.

Мои ученики любят уроки русского языка, об этом говорят написанные ими сочинения-письма. Им нравится позиция активного участника в открытии «тайн» русского языка, стал пробуждаться интерес к родному языку, появились свои вопросы. Достоинством учебника является его ориентация на речевое развитие школьников. За годы обучения учащиеся освоили жанры- рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись, этюд, зарисовка, записка, поздравление, текст инструктивного характера.

Для стимулирования познавательных процессов включаю учащихся в творчество, организуя развивающие игры на уроке.

При изучении темы «Имя прилагательное» предлагаю задания:

  • Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Тёплый, нежный, мягкий, серебряный, звонкий)
  • Какой запах у счастья?
  • За минуту подбери как можно больше имён прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

Кто больше скажет друг другу добрых слов? и др.

Тема «Глагол» .

  • Напишите сочинение «Я через 20 лет», используя глаголы будущего времени.
  • Напиши правила поведения в общественных местах, употребив глаголы с частицей НЕ.

Чтобы хорошо овладеть диалогической речью, необходимо упражняться в

этом, поэтому основная форма работы у меня на уроке – это «учебный диалог». Для его организации мне как учителю приходится многого «не знать», чтобы включить детей в дискуссию. Диалог предполагает равноправие партнеров, участвующих в нём. Лишь по мере освоения учебной деятельностью каждый ребёнок становится её индивидуальным субъектом. Но он впитывает в себя её изначально коллективный, всеобщий характер. Так постепенно диалог приобретает формы развёрнутого учебного общения. Учащиеся высказывают самостоятельные суждения, обосновывают их. Каждый имеет право на свою точку зрения, каждый ответ проверяется как возможный вариант решения учебной задачи. Учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который приобретает характер совместной

распределительной деятельности.

Начинается учебный диалог с целеопределения, постановки учебной задачи. Я использую несколько приемов активизации мыслеречевой деятельности на этом этапе урока.

2 класс. Бывает ли буква одна, а орфограмм две?

- Отгадайте загадку (написана на доске):

С окна зеленый е[жы]к

Не убе[жы]т:

Нет но[жы]к.

- Спишите загадку, решая орфографические задачи.

Появляется несколько вариантов решения:

Ежик, ежек, ежык.

Ножек, ножик, ножык.

Убежит, убежыт.

А некоторые ребята признаются, что не смогли решить задачи в словах «ежик, ножек».

- Каких вариантов быть ни в коем случае не должно? Почему?

Ребята выбирают слова с сочетаниями жы, так как знают правило: жи пиши с

гласной и.

- Почему в остальных словах мы не можем смело применить это правило?

- А почему появился такой выбор?

В словах выставляется ударение и определяется, что гласный безударный.

- Так бывает ли буква одна, а орфограмм две?

- Когда это бывает?

2 класс. Тема – «Родственные слова».

Предлагаю на доске ряд слов: белеть, белый, побелеть, белка.

- Какое слово лишнее? Почему?

Ребята в ходе беседы выясняют, что «лишнее» слово «белка», так как, хотя во

всех словах есть общая часть бел-,  но слово «белка» они не могут объяснить при помощи слова «белый», у них разное лексическое значение, поэтому это не родственные слова.

- Легко ли в таких случаях ошибиться в определении родственников?

- Чему же мы сегодня будем учиться?

Русский язык. 3 класс. Тема – «Неопределенная форма глагола».

- Что вам известно по этой теме?

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что

сделать? и обозначает действие предметов.

Глаголы изменяются по числам (единственное и множественное), по

временам (настоящее, прошедшее, будущее).

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

- Что вы узнаете сегодня?

Что такое «неопределённая форма глагола».

На какие вопросы она может отвечать.

Как правильно находить эту форму.

По каким приметам в самом слове можно отличить начальную форму

глагола от других его форм.

Фрагмент урока. 3 класс. Тема – «Прошедшее время глагола». Предлагаю

схему: _______^л^

- Что можете рассказать об этом слове?

Это глагол прошедшего времени, на это указывает суффикс л^. Действие

происходило до момента речи. В нем есть еще один суффикс.

- А что можно сказать об окончании?

Здесь есть четыре варианта написания окончания: -а, -о, -и, нулевое

окончание.

- От чего оно будет зависеть?

От существительного, с которым оно связано.

- Определите тему урока.

Прошедшее время глагола.

- Посмотрите еще раз внимательно на схему слова. Если бы мы записывали

буквами это слово, в каком месте у нас могли возникнуть вопросы?

В написании суффикса перед суффиксом л^.

- Поставьте учебную задачу. Так чему сегодня мы будем учиться?

Правописанию суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Фрагмент урока. 2 класс. Тема – «Знакомство с изменением слов по числам»

Даны слова:

Полы - … Нора -…

Столы - … Нога -…

Холмы - … Страна -…

- Что объединяет все слова?

Обозначают названия предметов, отвечают на вопрос «что?».

- Чем похожи слова каждого столбика?

В первом столбике обозначают один предмет, во втором – несколько.

- Измените слова первого столбика так, чтобы они обозначали один предмет.

- Измените слова второго столбика так, чтобы они обозначали несколько

предметов.

- Как мы изменяли слова?

По числам.

- Что сегодня на уроке мы будем наблюдать?

Изменение названий предметов по числам.

Фрагмент урока.1 класс. Тема – «Алфавит. Закрепление».

Даны слова: альбом, воробей, девочка, заяц…

- Что вы заметили?

- Каким будет следующее слово? Выбери подходящее: пенал, красиво,

тетрадь.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Мы будем изучать алфавит.

Учебники Н. Б. Истоминой «Математика» обеспечивают поддержание постоянного интереса на уроках математики. Система заданий учебника помогает организовать процесс учебной деятельности, включая мотивационный аспект, конструктивное общение на уроке, вариативность рассмотрения математического материала.

Продумывая уроки изучения нового материала, я всегда организую деятельность учащихся так, чтобы они осознали учебную задачу, проявляли  больше самостоятельности в её решении, активно использовали  ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались обосновать их.

Большое внимание уделяю развитию у детей способности находить разные основания группировки и классификации разного рода объектов.

Программа и   учебники О. Т. Поглазовой  по курсу «Окружающий мир»  позволяют организовать интересные уроки с обсуждением проведённых опытов, разнообразные задания позволяют осуществлять смену видов деятельности на уроке, целенаправленно и систематически проводить наблюдения за природными объектами и явлениями. Учащимся приходится много работать с дополнительными источниками информации.

Использую различные формы организации повторения. Так в 1-м и 2-м классах провожу графический или цифровой диктант. В 3-м классе чаще провожу тесты с выбором ответа, тесты на соответствие, словарные диктанты, задания типа «найди  «лишнее», «дополни список», «объедини по смыслу», «найди ключевое слово, решив крестословицу» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы творческой группы по теме "Системно-деятельностный подход"

план работы творческой группы по теме системно-деятельностного подхода МОУ "СОШ №8" города Усть-Илимска...

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Материал поможет  использовать системно-деятельностный подход в работе...

Системно - деятельностный подход при организации урока.

Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....