Я в мире - мир во мне
проект на тему

Сапунова Татьяна Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panchenko_statya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Т. В.Панченко, Т.А.Сапунова

Гимназия № 9, Омск

Реализация программы «Я в мире - мир во мне" во внеурочной деятельности БОУ города Омска «Гимназия № 9»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

 Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию - удовольствию от умственного напряжения.  Для них нет предела в познании. Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.

Интеллектуально одаренный ребенок – ребенок, отличающийся

остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью,

проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и

на длительное время погружающийся в то или иное занятие,  выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли.

Большинство психологов признаёт, что характер развития одарённости - это всегда результат сложнейшего взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка. Особое значение имеют собственная активность ребёнка и психологические механизмы саморазвития личности. Память, мышление и воображение являются наиболее важными познавательными психическими процессами, без которых немыслимо полноценное формирование личности. Попытки развивать эти функции от случая к случаю, эпизодически, не могут привести к хорошему результату. Развитие мыслительных способностей и умения запоминать информацию следует осуществлять системно.

Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направлений, поскольку именно этот путь открывает возможность для осуществления идеала целостности развития, позволяет школе стать местом развития одаренности ребенка. Для того чтобы школа стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть построено с учетом всех требований к программам для одаренных детей. Научившись различным способам смыслового запоминания, приемам творческого воображения и мышления, дети смогут применить свои «творческие умения» при изучении различных предметов и в широком жизненном контексте.

С этой целью в гимназии разработана комплексная программа "Я в мире - мир во мне", которая направлена на создание благоприятных условий для творческой самореализации личности ребёнка. Программа ориентирована на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени.

Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования . Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом.

5. Предложенная программа имеет ярко выраженную психологическую направленность, предполагает дальнейшее углубление психологические процессы памяти, мышления и воображения.

4. В основу оценки личностных результатов освоения программы, положены методики, предложенные А.Р.Лурия, С.Я.Рубинштейном и др.

При создании программы "Я в мире, мир во мне " мы опиралась на программу учебного курса  "Психология" под редакцией И.В.Дубровиной. Однако программа "Психология" предполагает изучение познавательных процессов последовательно.  В программе "Я в мире, мир во мне" процессы памяти, мышления и воображения изучается в течении года комплексно, одновременно. Это вытекает из природосообразности психологических процессов, обусловлено сенситивным периодом развития младшего школьника.

            Программа состоит из трёх модулей, что позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося. Программа ориентирована на свободный выбор направления того модуля, который более интересен ребёнку. Он может посещать все модули или выбрать те, которые более ориентированы к его личностным особенностям.

Работа с обучающимися строится на основе индивидуального подхода и включает в себя следующие направления:

1. Модуль "Мир памяти" ориентирован на развитие основных процессов памяти, умению использовать различные способы запоминания в жизненных ситуациях.

2. Модуль "Мир логики" ориентирован на развитие смыслового и ассоциативного мышления, способность к самонаблюдению, рефлексии. Способствует развитию  умения выделять и формулировать проблему, предлагать возможные пути решения , делать умозаключения.

3. Модуль "Мир фантазии" ориентирован на развитие творческого и воссоздающего воображения, умению воспринимать ребёнком неоднозначные вещи и изобретать что-то новое. Способствует развития творческого потенциала: увидеть знакомое с неожиданной стороны.

Именно познавательные психические процессы - мышление , воображение и  память обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.

В программе используются самые современные, яркие и оригинальные для младших школьников методы и приёмы запоминания, которые они могут использовать в учебной деятельности в рамках школы, а также за пределами учебного заведения в определённых жизненных ситуациях. Особо значимыми являются методы организации деятельности обучаемых, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий , в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. В результате таких занятий у учащихся увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, творческое мышление, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

По итогам программы педагогам передается широкий психолого–педагогический инструментарий  и рекомендации по развитию различных видов памяти, мышления, воображения у младших школьников. Это помогает перенести «живые» результаты работы в учебную деятельность, поддержать достижения и результаты ребят.

Программа позволяет ребёнку:

- познать себя как личность, развивать в себе лучшие качества;

- реализовать свои творческие способности;

- сформировать и развить навыки саморегуляции.

Программа предоставляет учителю возможность :

- составить психологические характеристики одарённых детей;

-  применить  описанные в программе методики  для организации учебного процесса.

Личностно-ориентированный подход в обучении, реализуется  через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммкуникативных, игровых технологий и технологии Портфолио".

Данные технологии позволяют спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

          Применяя  игровые технологии на занятиях мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя.

Здоровьесберегающие технологии формируют ответственное отношение к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

Использование информационно-коммуникативных технологий во внеурочной  деятельности, обеспечивают возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить о творческих и коммуникативных достижениях.

Современные образовательные технологии на уроках обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только то, что они узнали или чем овладели, но и то, что им понравилось или не понравилось. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Список литературы

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка -М.; Роспедагентство, 1994.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах. - М.: Сфера, 2004. - 256 с.

3. Выготский Л.С Выдающаяся память // Хочу все знать. 1930. № 19. С. 552-554.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991. - 155с.

5. Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"

В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....

Урок окружающего мира "Как жить в мире людей?" 4 класс

Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о ...

Технологическая карта урока оружающего мира "Путешествие по странам мира. Соединённые Штаты Америки."

К уроку заранее готовятся "перья" из цветной бумаги и бумажные ободки на каждого ребёнка. По ходу урока "перья" раздаются детям по мере их активности, после чего у них образуются индейские ободки....

Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.

Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...