Критерии и нормы оценки предметных знаний и УУД обучающихся начальных классов
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Щеголькова Елена Викторовна

Документ будет полезен учителям начальных классов и студентам педагогических ВУЗов и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки предметных знаний и УУД обучающихся

Характеристика цифровой отметки

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения: наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочётов по текущему учебному материалу; не более двух ошибок или четырех недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Осуществление контроля учебной деятельности по русскому языку

1. Контроль над уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, при наличии в тексте таких слов они заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т. п.

Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2–8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор – средство проверки степени понимания обучающихся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет процесс формирования навыка письменной речи; умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т. п.

Тестовые задания – форма проверки умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.

2.Ошибки и недочёты, влияющие на снижение отметки

В основе данного оценивания лежат следующие показатели – правильность выполнения и объём выполненного задания.

Ошибки:

-нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в слова;

-неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

-отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;

-на изученные правила по орфографии;

-существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

-отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

-употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочёты:

-отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

-отсутствие красной строки;

-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

-незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценивании контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на отметку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы не должно влиять на отметку. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык, а также количество и характер ошибок. Например, ошибка, допущенная по невнимательности, в меньшей мере влияет на отметку, нежели ошибки на изученные орфограммы. При оценивании изложения необходимо отметить полноту передачи основного содержания текста, наличие пропусков существенных моментов в тексте, искажение при передаче авторского замысла, отсутствие главной части повествования.

3.Оценивание письменных работ по русскому языку

Диктант:

«5» – за работу, в которой нет ошибок;

«4» – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки;

«3» – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок;

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две.

Грамматическое задание:

«5» – нет ошибок;

«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий;

«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий;

«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание:

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления;

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки;

«2» – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.

Словарный диктант:

«5» – без ошибок;

«4» – 1 ошибка и 1 исправление;

«3» – 2 ошибки и 1 исправление;

«2» – 3–5 ошибок.

Тест:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий;

«4» – верно выполнено 3/4 заданий;

«3» – верно выполнена 1/2 заданий;

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение:

«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления;

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления;

«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибок и 1–2 исправления;

«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.

Сочинение:

«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущены 1–2 исправления;

«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления;

«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, от 3 до 6 орфографических ошибок и 1–2 исправления;

«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и прочее, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, от 3 до 5 исправлений.

Примечание. Учитывая, что работа в начальной школе имеет обучающий характер, неудовлетворительные отметки выставляются только за контрольные изложения. За работы по развитию речи выставляются: во 2 - 4 классах - две отметки (первая - за содержание, вторая – за грамотность).

Осуществление контроля учебной деятельности

по литературному чтению

  1. Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

-навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

-умение правильно и выразительно читать текст, пересказывать его. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного языка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста;

-чтение наизусть стихотворения, прозаическое произведение.

Кроме сформированности читательских умений, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

С учётом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности и ориентировочный темп чтения количества слов в минуту:

-в 1 классе - проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

-во 2 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);

-в 3 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;

-в 4 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

  1. Виды контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.

Проверка сформированности навыка чтения про себя проводится фронтально или группами.

   

 3.Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

-не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы отметок по сформированности читательских умений соответствуют общепринятым.

Осуществление контроля учебной деятельности по математике

1. Виды контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; приёмы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности обучающихся подбираются несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, пример, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учётом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объём выполненного задания.

2.Ошибки, влияющие на снижение отметки:

-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

-неправильный выбор действий, операций;

-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

-несоответствие выполненных измерений и построений заданным параметрам.

3. Недочёты:

-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок (учителям следует обратить особое внимание на работу над математической терминологией - знание терминов и правильное их написание - поскольку в основной школе орфографическая ошибка, допущенная при написании математического термина, считается не недочётом, а ошибкой);

-неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

-отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. За грамматические ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы, отметка не снижается.

  1. Нормы оценивания работ по математике

Контрольная работа, направленная на проверку вычислительных умений.

«5» - без ошибок и недочётов;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Контрольная работа, направленная на проверку умения решать задачи.

«5» - без ошибок и недочетов;

«4» - 1 ошибка; 1 ошибка и 1 недочет; 2 недочета;

«3» - 2-3 ошибки (более половины работы выполнено верно);

«2» - более 3 ошибок.

Комбинированная контрольная работа.

«5» - без ошибок и недочётов;

«4» -1-2 ошибки, но не в задаче;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - более 4 ошибок.