Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Шек Татьяны Станиславовны
опыты и эксперименты на тему

Татьяна Станиславовна Шек

работа с одарёнными - благодарное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti_shek.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

Индивидуальная программа

по работе с одарёнными детьми

учителя начальных классов

Шек Татьяны Станиславовны

2013 – 2017 учебный год

Программа составлена на основе Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Пр-827 от 3.04.2012), постановления Правительства Саратовской области о долгосрочной областной целевой программе «Одаренные дети Саратовской области» на 2011 - 2013 годы (от 29.11.2010) 

Актуальность разработки программы.

В связи со вступлением образовательной системы во ФГОС проблема работы с одарёнными детьми становится чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы:         

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
  • произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Этапы реализации.

    Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2013 по 2017 годы.

Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в 2013 – 2014 учебном году (1 класс).

Второй этап – деятельностный (с 2014 – 2015 учебного года по первое  полугодие 2016 – 2017 учебного года, 2 – 4 классы) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.

Третий этап  - констатирующий (второе полугодие 2016 – 2017 учебного года, 4 класс)

Формы работы с одаренными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам, создание школьных стенных газет, организация поисковых отрядов.
  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, спортивные соревнования.
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  3. Развитие потенциала детей.
  4. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
  5. Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Структура работы с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в трёх направлениях:

  • выявление одарённых детей, детей с признаками одарённости, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
  • работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время;
  • ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности;
  • переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы:
  • учитывать одаренность как сложное явление;
  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
  • создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;
  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

  1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в  первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения их реализации.
  2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
  • групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
  • соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.
  • команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей  и не было постоянных неудачников; критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.

3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более  одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.

4. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

План работы по выявлению уровня  творческих и индивидуальных возможностей, личностных качеств, а также интересов и способностей ученика на этапе его поступления в школу и адаптации (1 класс).

Характеристика класса.

В классе 14 учеников, 10 мальчиков и 4 девочки. 10 учеников 2006 года рождения, 4 ученика 2007 года рождения. Состав сформировался 2 сентября 2013 года. Поступив в школу дети показали себя в качестве неорганизованной группы недружных детей, которые  без конца ссорились. В беседе ребята высказывают только своё мнение и совершенно не слушают  собеседника; не умеют  соотносить свои интересы с интересами одноклассников, классного коллектива, учителей.

Увлечения учеников в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к куклам, к нарядам. Мальчики интересуются техникой. Большой интерес ребята проявляют к спортивным занятиям, танцам, рисованию, пению, ручному труду.

Дети в классе в основном подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью. Преобладает мотивация к учению среднего уровня, где интересы учащихся направлены на учебную деятельность и на развлечения (на игру).

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одарённых детей.

  1. Дети с  высокими общими интеллектуальными способностями.

И. Александр

  1. Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями.

Д. Малика

С. Максим

Ш. Абдубекрим

  1. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Д. Малика

С. Максим

Л. Абдурахман

Я. Леджар

И.Александр

  1. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

И.Александр

  1. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Щ. Кирилл

И. Аль-Амаль

К. Ирина

Направления  работы:

  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мыслительных способностей;
  • развитие творческого мышления.

План диагностико-прогностической работы по выявлению одарённых детей 1 класса.

Мероприятие

Сроки

Участник

Результат

1

Тест Керна - Иерасека.

май

11

Высокий – 0

Средний – 4

Ниже среднего - 7

2

Диагностика развития произвольности (умение слушать, понимать, чётко выполнять указание взрослого, действовать в соответствии с правилом)

сентябрь

14

Высокий уровень – 6 человек

Средний – 2 человека

Ниже среднего – 6 человек

3

МЭДИС - Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников (словарный запас, количественное и качественное соотношения, логическое мышление, математические способности)

сентябрь

14

Высокий – 0

Средний – 1

Ниже среднего -1

Низкий – 12

4

Участие в празднике Осени учащихся, посещающих танцевальный кружок «СТУДИЯ – Пластик»

Октябрь

11

Танец «Осенние листья»

5

Первичная диагностика по выявлению одарённости учащихся

ноябрь

14

Проявили себя в высокой  степени – 3 человека, в средней – 4 человека.

6

Родительские исследования (анкета)

декабрь

14

7

Участие  в школьном  новогоднем представлении учащихся, посещающих танцевальный кружок «СТУДИЯ – Пластик»

Декабрь

13

Танец «Снежки»

8

Участие в школьном конкурсе рисунков «70-летие блокады Ленинграда»

Январь

3

Рисунок «Неизвестный солдат»

9

Методика диагностики одарённости младших школьников (Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета)

январь

14

10

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Второе полугодие

7

«Я-исследователь» - Диплом (конкурс проектов)

«Всероссийская олимпиада по русскому языку» Диплом

11

Заполнение карты «Мои интересы»

февраль

14

Спорт – 80%

Творчество – 75%

Танцы, вокал – 56%

12

«Цветик семицветик» занятие для обучающихся первого класса

Апрель

14

План деятельностной работы с одарёнными детьми 2 класса

Мероприятие

Сроки

Участник

Результат

1

Распределение по интересам в кружки, студии, занятия.

Сентябрь

15

Танцевальная студия (СДК) – 60%

Вокальная студия (СДК) – 25%

Словесный кружок «Культура речи» (СОШ) – 100%

Занятия по подготовке призёров олимпиад (СОШ) – 40%

2

Участие в проектах различного уровня

В течение года

15

5

Проект «Рыжая осень бродит по свету: Осенние традиции русских и дунган» (сценическая презентация) – общешкольный (ноябрь)

Проект «Венок Победы» к 70-летию Великой Победы (театрализованное представление) –муниципальный (декабрь)

3

Участие в конкурсах различного уровня

В течение года

3

2

Русский медвежонок  - всероссийский

КиТ  - всероссийский

4

Участие в олимпиадах различного уровня

Февраль, апрель

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми в начальных классах.

В работе описывается собственная система развития талантливых детей....

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарён...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми.

Программа по работе с одарёнными детьми расчитана на 4 года (1-4 класс)....

План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве...

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов:

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универс...