Технология безотметочного оценивания
статья по теме

Добычина Ольга Борисовна

В материале описываются типовые задачи безотметочного оценивания. Даны примеры применения их в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типовая задача «Технология безотметочного оценивания»

1 сл В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в первом классе обучение должно осуществляться без отметок, выбор способов организации текущего контроля и индивидуальный учет освоения обучающимися образовательных программ является компетенцией образовательной организации.

        Контроль и оценка – это важнейшие и неотъемлемые составляющие любой деятельности человека, особенно учебной деятельности.

2 сл        Цель применения технологии безотметочного оценивания – развитие у младших школьников рефлексивной самооценки. «Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: 1) способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; 2) способность анализировать собственные действия

«Безотметочное оценивание» показывает, что оценивание присутствует, но не сводится к выставлению отметок учителем, а раскрывает перед учеником способы контроля и оценки, выявление критериев, соотнесение результата и действия с образцом, поиск причин появления ошибок.

3 сл ФГОС требуют внедрения в практику технологии безотметочного оценивания, которая обеспечит формирование регулятивных УУД – контроля, коррекции, оценки и познавательной рефлексии, и достижение метапредметных результатов.

        Существуют обязательные условия применения технологии безотметочного оценивания.

Во-первых, приемы безотметочного оценивания должны использоваться системно, то есть применять на всех уроках и во внеурочной деятельности, совпадать с оценочной политикой семьи, при этом принципы оценивания результатов в дошкольном, начальном и основном общем образовании – должны быть преемственны.

Во-вторых, у всех участников образовательных отношений должна возникнуть потребность в применении технологии безотметочного оценивания, обеспечивающей развитие умения учиться на протяжении всей жизни.

4 сл _        Чтобы учебная самостоятельность появилась, а применение приемов безотметочного оценивания не стало формальностью необходимо соблюдать «правила оценочной безопасности». К ним можно отнести следующие:

- как можно чаще хвалить исполнителя, при оценивании критиковать исполнение;

- ставить перед учеником конкретные цели, при этом перед первоклассниками не более одной задачи;

- уметь находить элементы успеха даже в больших неудачах.

5 сл При оценке в первом классе не используются готовые шкалы, они должны быть построены вместе с учениками, самооценка должна предшествовать учительской оценке, а несовпадение этих оценок обсуждаться, и это обсуждение становится основой для выработки критериев.

 Критерии могут быть только объективными (высота буквы соответствует строке), но не субъективными (красивое написание буквы).

Самооценка должна быть дифференцирована, то есть любая выполненная работа оценивается как сумма элементарных критериев, а не как «правильность выполнения задания в целом».

 Например, распространенное задание – в конце урока первоклассников просят оценить свою работу с помощью знака – противоречит правилам оценочной безопасности, так как оценка в данном случае будет недифференцированной, критерии оценки ученику не предлагаются, получается формальное действие, не обеспечивающее формирование действий контроля и оценки. Оценить в полном объеме работу на уроке может только ученик четвертого класса, который в ходе урока оценивал каждое задание, сравнивая выполнение с эталоном и сопоставил результат с критериями оценки. Чтобы это действие стало привычным необходимо с первого класса на каждом уроке использовать задания, обеспечивающие формирование действий контроля и оценки.

        Существует несколько приемов безотметочного оценивания, которые обеспечивают формирование у младших школьников регулятивных УУД.

6 сл Взаимоконтроль устных ответов

На первых уроках в первом классе учитель с обучающимися, принимают правило совместной деятельности – слушать друг друга. Для того чтобы показать, что мы слышим и понимаем друг друга, нужно научиться выражать свое согласие или несогласие с ответами одноклассников.

Знаки выбираются совместно с учениками, это могут быть карточки со знаками «+»/«–», а также жесты, наряду с этим вводятся словесные формулировки, которые необходимо использовать при оценке ответов товарищей: «Как сказал (имя), …»; «Давайте проверим…»; «Я согласна с (имя), что …»; «(Имя), повтори еще раз, пожалуйста, я не совсем понял твое объяснение…» и т. п.

Методика введения этого приема в практику описана в пособии Г. А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».

7 сл Ретроспективная самооценка письменных работ 

Ретроспективная самооценка – это оценка выполненной работы, ее формирование целесообразно начинать с использования «линеечек успеха»

 Работа с «линеечкой успеха» включает несколько этапов: учитель проверяет письменную работу, исправляя ошибки, на полях рисует «линеечку успеха», затем ученикам предлагается оценить себя, учитель либо соглашается с самооценкой, обводя крестик поставленный ребенком, либо корректирует – выставляя свой вариант.

Следует обратить внимание, что использование этого приема будет эффективным, если соблюдается правило оценочной безопасности – самооценка предшествует учительской оценке, в противном случае «линеечка успеха» превратится в аналог балльной оценки, которую выставляет учитель, не раскрывая критерии оценки.

8 сл        При введении этого приема сначала проводится подробный инструктаж: «Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху «линеечки», если все элементы на строке не выходят за ее границы, в самом низу, если все элементы вышли за границы строки». Проходя по классу, учитель оценивает выполнение задания, проводит индивидуальную работу с детьми с завышенной и заниженной самооценкой.

Положительный эффект данной работы будет достигнут при соблюдении нескольких условий:

– объем работы, подвергающейся оценке, увеличивается постепенно (на первых этапах достаточно одной строки в прописи, одного задания по математике); – учащимся должен быть предложен эталон для проведения контроля (сравни ответы, с записанными на доске, оцени выполнение задания с помощью «линеечки успеха»);

– критерии и показатели оценки должны быть предельно ясны ребенку (неправильно – оцени, красиво ли записаны буквы; правильно – с помощью кальки найди на строке буквы, которые ты написал правильно, подчеркни их, оцени себя по «линеечке успеха»);

- правильная самооценка поощряется.

9 сл        Наряду с «линеечками успеха» могут использоваться и другие формы выражения оценки – таблицы, лесенки успеха, знаки «+»/«–» и т. п.

Систематическое использование данного приема на всех уроках и во внеурочной деятельности обеспечит к концу четвертого класса оптимальный уровень сформированности действий контроля и оценки и по результату.

10 сл Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом

Способность оценить полученный результат это первый шаг в формировании рефлексивной самооценки, но его недостаточно при освоении сложных навыков, включающих заданную последовательность учебных действий и требующих осуществления пошагового самоконтроля. На этапе освоения алгоритма в условиях большого класса возможно использование парной работы.

Прием включает несколько этапов: распределение ролей, выполнение действия по алгоритму одним из учеников, осуществление пошагового контроля и выставление оценки вторым учеником, смена ролей.

11 сл        Можно использовать игру «Научи меня»: паре учеников предлагается выполнить задание, при этом один из них должен выступить в роли «учителя» (рассказать последовательность действий, проконтролировать правильность исполнения и оценить действия ученика), а другой в роли «ученика» (слушает объяснение, задает вопросы и выполняет действия, если «учитель» допускает ошибку, «ученик» может заметить «ловушку» и исправить ошибку).

Пошаговый контроль при работе с алгоритмом позволяет не только зафиксировать количество ошибок в полученном результате, но понять причины их возникновения (какое из действий было пропущено или еще не освоено). От взаимоконтроля при работе в паре осуществляется переход к самоконтролю, при этом учащимся необходимо показать, что при осуществлении пошагового самоконтроля количество ошибок значительно снижается.

Проверь себя

В конце урока, на котором учащиеся выполняли письменную работу, выделяется время для проверки работы. Самостоятельное исправление ошибок поощряется либо словесными высказываниями, либо письменным поощрением (запись «Молодец!», поощрительный знак).

Гибкая система балльной оценки 

При проведении письменных работ, в том числе самостоятельных, учитель совместно с учениками определяет максимальное количество баллов, которые можно получить за выполнение того или иного задания. При оценке работы учитель или ученики (это зависит от уровня подготовки класса) выставляет(ют) максимальное количество баллов за работу и через дробь количество баллов, набранное учеником. Гибкая система балльной оценки открывает ученику критерии выставления оценки (это не всегда возможно при использовании фиксированной балльной шкалы), а также позволяет продолжить работу, с целью выявления проблемных зон.

12 сл        Комментирование устных ответов

Данный прием используется в тех случаях, когда учащимся необходимо представить развернутое речевое высказывание или рассуждение по алгоритму. Требования к речевым высказываниям должны быть предложены учащимся заранее, например, в «речевых картах».

«Речевые карты» на первых этапах предлагаются учителем, затем могут разрабатываться совместно с учащимися. В процессе освоения работы с «речевыми картами» можно предложить детям тренировочные упражнения по оценке высказываний и заполнению карты.

Пример речевой карты для 1 класса

Прослушай высказывание своего собеседника.

Отметь знаками «+»/«–» следующие качества его высказывания

Выразительно рассказывал ___

Использовал подходящие слова ___

Высказывание получилось понятным и законченным ___

Оцени высказывание своего собеседника с помощью «линеечки успеха» 

Данный прием включает несколько этапов: ответ учащегося, индивидуальное заполнение «речевых карт» всеми учениками класса, обсуждение полученных результатов. Выход на учебный диалог обязателен, так как итоговая оценка ответа ученика появляется в ходе коллективного обсуждения.

13 сл        Прогностическая самооценка

Прогностическая самооценка формируется у младшего школьника на основе ретроспективной самооценки. Перед проведением самостоятельной работы учитель предлагает оценить свои возможности, ученики на полях записывают условный знак или «линеечку успеха». Например, при использовании знаков «?», «!» ученики уверенные, что выполнят задание без ошибок ставят на полях «!», сомневающиеся – знак «?».

Прогностическую самооценку целесообразно сопровождать ретроспективной самооценкой, сравнение двух самооценок позволяет учащимся научиться адекватно оценивать свои возможности.

Праздник успеха

Прием, предложен Г. А. Цукерман, – повторное написание самостоятельных и контрольных работ через достаточно большой промежуток времени (месяц или четверть). Сравнение качества выполнения позволяет ученику увидеть уровень своего продвижения, выявить, какие способы деятельности он смог освоить за прошедшее время. Повторение контрольной работы (учитель может незначительно изменить со-держание, но не формулировки заданий и уровень сложности) позволяет ребенку поверить в успех.

Сл Определение трудности задания

Данный прием используется, когда у учащихся сформирован достаточный уровень ретроспективной и прогностической самооценки. Вводятся условные знаки «Л» – легко, «Т» – трудно, «С» – сомневаюсь, что все выполняю правильно, «Н» – не знаю, как выполнить задание.

Перечисленные знаки можно изобразить на карточках, поднятием карточки ученик может запросить помощь у учителя или одноклассников. Также их можно ставить на полях тетради, сначала эта работа проводится под руководством учителя, затем дети могут при желании самостоятельно оценивать выполняемую работу. Понимание возникающих у учеников проблем помогает учителю своевременно вносить коррективы в образовательную деятельность.

        Использование приемов безотметочного оценивания может быть дополнено применением учебно-познавательных (учебно-практических) задач. Описание этих задач было представлено в примерной основной образовательной программе основного общего образования, но они могут эффективно использоваться и в начальном общем образовании.

        Приемы безотметочного оценивания могут быть использованы на любом учебном предмете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология безотметочного оценивания СанПиН 2.4.2.2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Слайд 2

Цель применения технологии безотметочного оценивания – развитие у младших школьников рефлексивной самооценки. .

Слайд 3

Технология безотметочного оценивания Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Приемы: «Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом», «Прогностическая самооценка», «Взаимоконтроль устных ответов», «Ретроспективная самооценка», «Комментирование устных ответов», «Гибкая система бальной оценки»

Слайд 4

Правила «оценочной безопасности»: - как можно чаще хвалить исполнителя, при оценивании критиковать исполнение; - ставить перед учеником конкретные цели, при этом перед первоклассниками не более одной задачи; - уметь находить элементы успеха даже в больших неудачах.

Слайд 5

В 1 классе: - не используются готовые шкалы; - самооценка должна предшествовать учительской оценке; - критерии могут быть только объективными; - самооценка должна быть дифференцирована.

Слайд 6

Взаимоконтроль устных ответов - Знаки +, - - Словесные формулировки: «Как сказал (имя), …»; «Давайте проверим…»; «Я согласна с (имя), что …»; «(Имя), повтори еще раз, пожалуйста, я не совсем понял твое объяснение…»

Слайд 7

«Ретроспективная самооценка письменных работ» «Линеечка успеха»

Слайд 8

«Линеечка успеха» : - объем увеличивается постепенно; - предложен эталон; - критерии и показатели оценки должны быть ясны обучающимся; - поощрение.

Слайд 10

«Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом» Этапы: - распределение ролей - выполнение действия по алгоритму одним из учеников; - осуществление пошагового контроля; - выставление оценки вторым учеником; - смена ролей.

Слайд 11

Игра «Научи меня» Приемы: «Проверь себя» «Гибкая система бальной оценки» «Праздник успеха»

Слайд 12

«Комментирование устных ответов» Пример речевой карты для 1 класса Прослушай высказывание своего собеседника. Отметь знаками «+»/«–» следующие качества его высказывания Выразительно рассказывал ___ Использовал подходящие слова ___ Высказывание получилось понятным и законченным__ Оцени высказывание своего собеседника с помощью «линеечки успеха» Этапы: - ответ учащегося; - индивидуальное заполнение «речевых карт» всеми учениками класса; -обсуждение полученных результатов.

Слайд 13

Прием: «Прогностическая самооценка» «Выполню без ошибок» - ! «Сомневаюсь» - ? Прием: «Праздник успеха» Прием: «Определение трудности задания» Легко - «Л» Трудно - «Т» Сомневаюсь - «С» Не знаю - «Н»

Слайд 14

Технология безотметочного оценивания Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Приемы: «Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом», «Прогностическая самооценка», «Взаимоконтроль устных ответов», «Ретроспективная самооценка», «Комментирование устных ответов», «Гибкая система бальной оценки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями

Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС....

Безотметочное оценивание учебных достижений

В статье дается описание такой организации безотметочного обучения в первом классе ,при которой переход к выставлению отметок во 2-м и последующем классах становится естественным и объективным....

Технология критического оценивания и безотметочное обучение в начальной школе

Технология критичекого оценивания и безотметочное обучение в начальной школе позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности...

Безотметочное оценивание в начальной школе

Психологи  установили, что современные дети отличаются от тех, кто подрастал 50, 20 и даже 10 лет назад. Они меньше зависят от взрослых, у них масса источников информации о мире. Они нуждаю...

Виды безотметочного оценивания в первом классе

           Чтобы человек стремился улучшить свои результаты, его работа должна быть оценена. Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но...

Безотметочное оценивание учебных достижений

Безотметочное оценивание учебных достижений...