Статья "Выразительность речи"
статья на тему

Бассараб Светлана Николаевна

В статье рассмотрены основные составляющие образной речи: логичность, последовательность, точность, яркость и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-vyrazitelnost_rechi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 037

Бассараб Светлана Николаевна

учитель МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ

 E – mail: bassarab -sn@rambler.ru

Летошникова Светлана Анатольевна

учитель МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ

 E – mail: svetaleto@inbox.ru

Толмачева Виолетта Викторовна

учитель МБОУ «Гимназия №12»

г. Белгород. РФ

 E – mail:violetv31@mail.ru

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.

Аннотация.

Образная речь нагляднее выражает содержание мысли, она легко воспринимается на слух, доставляя эстетическое удовольствие слушателю и увлекая его.

Ключевые слова

Точность речи, логическая последовательность, выразительность, сила голоса, стилистическая окраска, образная речь, внимание слушателей.

ВВЕДЕНИЕ

Точность, краткость и логическая последовательность в изложении, правильное интонационное оформление фразы делают речь выразительной. Такая речь легко воспринимается слушателями, а содержание ее надолго запоминается ими.

С точностью речи тесно связано другое ее качество — краткость. Умение выразить глубокую и интересную мысль лаконично, экономными средствами языка всегда ценилось в народе. Если человек многословен, его плохо слушают. Сила воздействия на слушателей в значительной степени зависит от умения излагать свои мысли логически последовательно. Перескакивание с одного положения на другое сбивает с толку слушателя, ему трудно следить за ходом изложения материала. Легко и с интересом воспринимается такая речь, в которой смысловые связи между словами, сочетаниями слов и предложениями последовательны и понятны.[2,83]

Умение правильно пользоваться интонацией и паузами позволяет говорящему убедительно излагать свои мысли. Усиление и ослабление силы голоса, повышение и понижение его тона, ускорение и замедление темпа речи — все это делает речь живой, непосредственной, дает возможность выделять отдельные слова и предложения, наиболее важные по смыслу, задерживая на них внимание слушателей. Пауза — временная остановка, перерыв в речи — дает оратору короткий отдых и возможность вдуматься в смысл следующего предложения. Слушатель во время паузы получает возможность глубже понять услышанное и настроить свое внимание на восприятие следующей мысли: Правильное использование пауз позволяет оратору выразить намек на что-нибудь, выделить что-либо, возбуждая у слушателей активное отношение к содержанию речи.

Во время выступления важно выбрать такой темп речи, который соответствовал бы возможностям слушателей усваивать содержание речи без излишнего напряжения. Под темпом речи понимается степень быстроты высказывания. Слишком быстрый темп речи мешает слушателям думать над содержанием излагаемой темы, намеренно замедленный теми вызывает состояние пассивности у слушателей и надоедает им. Темп речи может замедляться при высказывании важных положений, глубоких и сложных мыслей. Замедление изложения и особая интонация в этом случае дают возможность слушателям сосредоточить свое внимание на выделяемой мысли, глубже понять ее. Положения, имеющие второстепенное значение в содержании лекции, доклада, а также всякого рода отступления от темы, пояснения высказываются в более быстром темпе.[3,91]

Детальное изучение фактического материала, предварительная подготовка к выступлению позволяют лектору найти правильную форму изложения материала, точно, последовательно распределить основные положения темы. Все это вызывает чувство уверенности в себе, а это в свою очередь позволяет выступающему правильнее пользоваться интонацией и паузами.

Выразительность речи в значительной степени зависит от умения удачно использовать в своих выступлениях фразеологию, идиомы, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, литературные образы и т. п. Все эти средства речи называются изобразительно-выразительными.

Образная речь нагляднее выражает содержание мысли, она легко воспринимается на слух, доставляя эстетическое удовольствие слушателю и увлекая его. Фактический материал беседы или выступления, изложенный образной речью, запоминается без особых усилий и сохраняется в памяти дольше.

Д. И. Писарев так характеризовал образную речь: «Удачное выражение, меткий эпитет, картинное сравнение чрезвычайно много прибавляют к тому удовольствию, которое доставляется читателю самим содержанием книги или статьи».

Образная речь вызывает переживание у слушателя, конкретизирует содержание речи. Однако употреблять образные средства следует осторожно. Метафоры, сравнения, эпитеты, крылатые выражения и т. п. своим значением и стилистической окраской должны гармонировать с содержанием и формой выступления или беседы. Образные средства в контексте речи не должны быть инородным телом, ее словесным украшением. Употребление образных выражений оправдано только в том случае, если они являются наиболее удачным средством выражения мысли.[4.92]

Нельзя допускать такое использование выразительных средств, которое рассчитано на внешний эффект, красивость. Напыщенная, банальная речь производит несерьезное впечатление. Излишнее употребление изобразительно-выразительных средств замедляет ход изложения содержания, утомляет внимание слушателей.

Из всех образных средств наиболее часто в речи используются образные сравнения, пословицы и поговорки. Удачно употребленная пословица или поговорка в нескольких словах, кратко и образно определяет существенную сторону какого-либо явления. Однако следует учитывать их стилистическую окраску, потому что очень многие из этих выражений придают речи разговорно-просторечный характер и не всегда совместимы с серьезным характером беседы или лекции.

Выразительность речи зависит не только от использования изобразительно-выразительных средств, но и от умения переносить слово, название с одного предмета, понятия или их качества  на другие, сходные. При этом возникает необычное сочетание слов, которое передаёт мысль лаконично, образно и, вместе с тем, выражает отношение говорящего к предмету.

Помогает восприятию речи ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Она создает короткий отдых для слушателей, возбуждает у них активность в восприятии содержания речи лектора. Немало важно помнить об риторических обращениях к слушателям  с вопросами, на которые говорящий после значительной паузы сам даёт ответы. Это настраивает внимание слушателей на содержание речи, заставляет их активно мыслить.

Список литературы:

  1. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. /[Текст] Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  2. Головин И.Б. Основы культуры речи. -  Санкт - Петербург: /[Текст] Слово-83 с.
  3. . Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. /[Текст] Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М. Знание, 91 с.
  4. Фармина Л.Г. /[Текст]   Учимся говорить правильно.- М.: Мир, 92с.
  5.  Формановская Н.И. /[Текст]   Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

©С.Н. Бассараб, С.А. Летошникова,  Толмачева В.В. 2017



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...