Проектная работа учащихся 3 "А" класса по теме "Народы России"
проект (3 класс) на тему

Гильгирова Надежда Егоровна

В работе представлены цели. задачи, содержание годовой проектной деятельности учащихся по теме "Народы России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида

Народы России

                         

Автор:

 учащиеся 3 «А»

 ГОУ СКОШИ №20 г Москвы

Руководитель:

 Гильгирова Н. Е. (учитель 3 «А» класса.)

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение…………………………………………………………………                                                                                                                      

II. Обоснование проекта .................……………………………….

Ш Заключение…………………………………………………………    

IV.Литература……………………………………………………………  

V.  Приложение……………………………………………………………….

2011 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ТЕМА: Народы России

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Гильгирова Н.Е.

КОНСУЛЬТАНТ: Картежникова М. П., Лукашова Л. А.

СОСТАВ УЧАЩИХСЯ: 3 «А» КЛАСС

ТИП ПРОЕКТА: информационно – исследовательский, долгосрочный.

ЦЕЛЬ: Знакомство с традициями и обычаями народов России, познать как самобытна, разнообразна и интересна культура каждого народа.

ЗАДАЧИ: 

 Формировать у детей навык самостоятельной работы с большим объёмом информации.

 Развивать творческие способности учащихся, способность логически излагать, сопоставлять и сравнивать полученные данные.

 Способствовать воспитанию патриотических чувств, толерантного сознания и поведения, сплочённости коллектива класса.  

АКТУАЛЬНОСТЬ: Россия — страна многонациональная, этнически
многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность
формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.  Поэтому считаем, что толерантному воспитанию нужно уделять глубокое внимание уже в начальном звене школьного образования.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: аудиосистемы, компьютер, мультимедийная установка, наглядный материал, учебная и учебно-методическая литература.

                             

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Продумывание учителем темы проекта

Ознакомление с жизнью и бытом народов России. Виртуальное путешествие по России. Применяется в рамках уроков ознакомления и при проведении внеклассной работы в школе. Время проведения: во второй половине дня.

Выбор возрастной категории учащихся

Возрастная группа - учащиеся 3 класса, дети 9-10 лет (ученики начальной школы)

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

  Почему Россию называют многонациональной страной?

Формулирование дидактических целей проекта

Формирования навыка проблемно-исследовательской деятельности. Формирования навыка самостоятельной работы с большим объёмом информации. Формирование толерантного сознания и поведения Формирование сплочённости коллектива класса.

Формулирование методических задач

   Учить детей готовить доклады по теме и проводить защиту своей работы. Учить детей готовить и проводить театрализованные представления. Развивать познавательную деятельность учащихся. Учить детей пользоваться источниками информации (энциклопедиями, интернетом).  Учить детей проводить презентации проекта при помощи Microsoft PowerPoint. Узнать как можно больше о народах России.

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

  В чём проявляется самобытность народов России (русских, татар, калмыков, даргинцев и других)?  Обычаи, бытовые условия жизни и нравы народов России (по 4 - 5 минут на каждую тему доклада)

Выдвижение гипотез решения проблем

Россия - многонациональная страна, где каждый народ с самобытной культурой.

Определение творческого названия проекта

Путешествие по России.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

В проекте участвуют все дети класса. Все ищут материал по теме, готовят доклады, готовят выступление и участвуют в подготовке презентации. Итог работы: папки с материалом по республикам, выставка по Народам России (блюда национальной кухни, национальные костюмы, предметы быта)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

С детьми обсуждали, как найти источники информации по теме исследования (школьная библиотека, домашняя библиотека, сайты в Интернете). Детям говорили о том, как соблюсти авторские права.

Самостоятельная работа групп

Учитель помогал обрабатывать собранный материал, помогал при оформлении папок, помогал оформить выставку по народам России, помогал советами при подготовке костюмов к выступлению. Учитель помогал проводить защиту докладов и готовить презентацию. (Время подготовки - вторая половина)

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Над презентацией работают все учащиеся класса. Форма презентации –доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями. Подготовка выставки и буклета.

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.

Календарное планирование работы над проектом

№ п/п

Содержание работ

Сроки

1.

Вводный этап. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ. Основной замысел, примерная тематика и жанры проекта.

Сентябрь

2.

Стендовая информация о проектной работе.

В течении всего проекта

3.

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам ( темы, требования, сроки, график консультаций и пр.)

Сентябрь

Октябрь

4.

Консультации по выбору тематики и жанров учебных проектов. Формулирование основных идей.

5.

Формирование проектных групп, оформление заявок на существование проекта.

6.

Обсуждение идей будущих проектов. Составление индивидуальных планов работы над проектами.

7.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.

8.

Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.

Сентябрь-март

9.

Организационно - консультативное занятие: промежуточные отчёты учащихся,

( презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ).

1 раз в неделю

10.

Индивидуальные и групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.

Еженедельно по вторникам и пятницам

11.

Регулярные консультации по содержанию проектов, помощь в систематизации и обобщении материала.

В течении всего проекта

12.

Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.

Март- апрель

13.

Репетиционное - консультативное занятие : «предзащита»  проектов.

Март

14.

Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.

Февраль - март

15.

Подготовка к публичной защите проектов:

  • Определение даты и места.
  • Выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории ( включая независимую экспертную комиссию).
  • Определение программы публичной защиты, распределение заданий временным творческим группам
  • ( медиаподдержка, подготовка аудитории, фото-, видеосъёмка и пр.).
  • Определение списка гостей, приглашаемых на защиту, в т.ч. через анкетирование авторов проектов.
  • Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты.
  • Оформление пригласительных билетов.
  • Подготовка аудитории.
  • Приглашение гостей.
  • Стендовая информация о мероприятии.
  • Подготовка раздаточных материалов   бланков оценки проектных работ.

Март -  апрель

16.

Заключительный этап. Публичная защита проектов.

Май

17..

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

18.

Итоговый этап. Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материала).

Май

19.

Обобщение материала. Оформление отчётов о выполненной работе.

Май

I. ВВЕДЕНИЕ

 

  Мир, благополучие людей в большой степени зависит от взаимного согласия представителей разных народов поддерживать между собой доброжелательные отношения на принципах взаимного уважения к культуре друг друга. Поэтому идея поликультурного воспитания в настоящее время чрезвычайна актуальна. Мы считаем, что ее реализация может быть успешной, если она развертывается, начиная с младшего школьного возраста, и включает не только познавательный характер, но и эмоционально – эстетический компонент.

  Над решением проектной деятельности мы использовали разнообразные формы и средства поликультурного воспитания младших школьников, в том числе:

- рисование с натуры предметов декоративно – прикладного искусства, являющихся типичными для разных народов;

- выработка способности различать общие и отличительные элементы национальных орнаментов;

- ознакомление с образцами изобразительного искусства разных народов в процессе бесед о художниках и их произведениях;

- тематическое рисование по сюжетам народных сказок;

- ознакомление с содержанием      

- ознакомление с народными играми

II.  ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА

           Приступая к реализации общешкольного проекта «С чего начинается Родина?» перед нами встала задача, какую выбрать под тему, чтобы больше узнать о России. Определились с темой проекта «Народы России»  

ТЕМА: НАРОДЫ РОССИИ

ЦЕЛЬ: формирование представления о народах России

ЗАДАЧИ:      

  • познакомить учащихся с понятиями «народ», «многонациональная страна», «область», «республика», «край»;
  • познакомить учащихся с традициями, обычаями и самобытной культурой народов России
  • развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, расширять кругозор, повышать эрудицию;
  • развивать фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые;
  • развивать творческую инициативу у детей, умение анализировать, делать выводы;
  • обогащать активный и пассивный словарь;
  • развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение,

    обобщение,  

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать             выводы;
  • воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим;
  • привлекать к участию в школьной жизни членов семьи;
  • воспитывать любовь к своей многонациональной стране и толерантное отношение к их культуре, традициям и обычаям.  

                                                     

III. Заключение

            В целом работа над проектом прошла успешно, в ней приняли участие все учащиеся 3 «А» класса. Каждый ребенок был вовлечён в мыслительную и творческую деятельность по данной проблеме, приобрёл новые знания в ходе индивидуальной и групповой работы.

         В процессе творческой деятельности ученики получали полное и глубокое удовлетворение от практической работы. Развивалась также творческая активность, социальная позиция школьников. Дети что-то делали, у них рождалось множество идей и замыслов, они сталкивались с проблемами, преодолевали их, узнавали много нового, применяли свои знания на практике.

Данный проект явился значимым для учеников третьего класса, т.к. поддержал интерес к учению, способствовал развитию творческой личности, расширил представление о народах, проживающих в России.  

   IV. ЛИТЕРАТУРА

  1. Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г.
  2. Соломенникова О. А. “Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством” 2 изд. М. “Мозайка-Синтез” 2005 г.
  3. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. Н., Цыбина Т. М. Внеклассные мероприятия. 3 класс” 2 изд. М. “ВАКО”,2005 г.
  4. Начальная школа №24 2003 г. “С любовью к России” Т. Бойко
  5. Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г.
  6. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:

      7.Большая Российская энциклопедия, 1998.

      8.Русские обычаи и обряды. /Автор – сост. Н.А. Юдина. – М. 2005 г.                  

V.  Приложение

Отчет о проектной деятельности

на тему «Народы России»

 Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. (Учитель показывает на карте территорию России.) всего в состав России входят 89 субъектов

  Широка и необъятна наша страна. Но главное её богатство – люди.

Росса состоит из росинок,

                                      Туман из капельки пара.

          Песок из мельчайших песчинок

                                       Так Россия из россиян.

Кто же такие россияне? Чтобы ответить на этот вопрос мы определились с темой своего проекта. Наш проект называется «Народы России».

Издавна Россию населяли разные народы и в настоящее время на её территории проживают более 100 наций и народностей. Поэтому нашу страну называют многонациональной. Самыми многочисленными народами являются русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва.   (показ иллюстрации с изображением представителей разных народов в национальных костюмах.)

     - Чем же отличается каждый из народов?

        (Каждый из народов отличается от другого: языком, историей, культурой.)

Мы решили подробнее узнать историю и культуру некоторых народов нашей многонациональной страны. На начальном этапе определились с выбором, затем последовал информационный сбор. Информацию получали от взрослых, из литературы, интернета.

Егор … заинтересовался таким народом, как казаки. Он узнал, как зародилось казачество. Познакомился с обычаями и традициями этого народа. Обработав собранный материал, он выпустил стенгазету.

Маша … решила узнать о калмыках. В ходе исследовательской работы выяснила, что калмыки вели кочевой образ жизни, так как занимались разведением скота. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка. Имущество каждой семьи составляли самые необходимые вещи, приспособленные к частым перевозкам. Вся мебель и утварь - кадки для кумыса (кобыльего молока), блюда, чашки, ковши - изготавливались из дерева. Маша узнала, что Республика Калмыкия в 2009 году отметила свой юбилей (400 лет) вхождения в состав России.

            Олег … собрал информацию о Республике Дагестан. Дагестан в переводе с тюркского означает «страна гор». Дагестан - это не только "страна гор", но и "страна языков".  Потому что на территории Дагестана живет около 30 народностей - аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы, ногайцы и многие другие.   Традиции разных народов Дагестана практически не различаются. Незначительные различия есть между теми, кто живёт в горах, и теми, кто живёт на равнине или в долинах.

Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными качествами. Недаром, произведения, созданные дагестанскими златокузнецами, хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом.

              Лиза…  собирала материал о национальных костюмах этих народов. Она обратила внимание на самобытность и красоту этих костюмов, отметила их различие и некоторые сходства.

                Давида … заинтересовали народные игры. Отобрав понравившиеся игры, он разучил их с нами. В свободное время мы любим играть в эти игры.

                 В ходе проектной работы мы познакомились с национальной кухней, попробовали некоторые блюда, которые охотно приготовили бабушки и мамы детей.  

         Собранный материал мы оформили в папку.

          Работая над проектом нашли ответ на свой вопрос кто же такие россияне.

            Все живущие в России люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество – Россия.

Разнообразна и богата культура каждого народа. Мы поняли, что надо уважать и ценить не только свой, но и другие народы.

Автор проекта: 3 «А» класс.

     Руководитель: Гильгирова Н.Е.

21. 05. 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...

Проектная работа учащихся начальной школы.

Проекты- презентации учащихся 4 класса на тему "Ради этого стоит жить!"...

Проектные работы учащихся

Предлагаю вашему вниманию проектные  работы учащихся моего класса. 1 класс. Обучение грамоте  - "Мое имя", "Алфавит" 2 класс:  Математика - "Величины"...

Проектная работа учащихся 1 класса "Наша школа"

Актуальность:Знание истории  школы позволит учащимся ощутить чувство гордости за свою школу, осознать что они тоже причастны к нему. Цель проектной работы – получить первоначальные зна...

Таблица. Результаты окружных, городских и всероссийских конкурсов проектных работ учащихся (руководитель: Миронова Инна Александровна)

Таблица. Результаты окружных, городских и всероссийских конкурсов  проектных работ учащихся (руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Проектная работа учащихся "В мире волшебной сказки"

Цель работы: формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, делать выводы.Задачи проекта:1) развивать умение характеризовать персонажей сказок...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...