Программа внеурочной деятельности познавательного направления «Мы – исследователи»
рабочая программа (2 класс) по теме
Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.
Задачи:
● создавать условия для развития ребёнка;
● формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности познавательного направления «Мы – исследователи» | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности познавательного направления
«Мы – исследователи»
Пояснительная записка
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому может в значительной степени способствовать организация исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.
Основные принципы реализации программы:
- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;
- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;
- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;
- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.
Задачи:
● создавать условия для развития ребёнка;
● формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;
● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Мы - исследователи» предназначена для детей 6-11 лет.
Сроки реализации программы: Программа курса рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения – 32 часа (1 час в неделю),2-4 год обучения 34 часа (1 час в неделю).
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультации.
Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны; Выполнять правила поведения на природе; знакомиться с историей, культурой родной страны; Уважать чужое мнение, определяя свою позицию | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно, искать средства и пути их осуществления; Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок | Определять, какая нужна информация; Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители; отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений; Оформлять и представлять полученную информацию. | Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.; прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией; при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации |
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
● расширяется кругозор в предметных областях;
● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
● наилучшим образом развиваются творческие способности;
● развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности учеников.
Тематическое планирование курса «Мы – исследователи»
3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение) | 2 |
2. | Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы. | 2 |
3. | Выбор темы, постановка цели и задач. | 2 |
4. | Выбор путей решения. Составление плана работы. | 2 |
5. | Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | 2 |
6. | Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | 2 |
7. | Составления анкет, опросников, интервью. | 1 |
8. | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | 2 |
9. | Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | 1 |
10. | Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 2 |
11. | Отчёт по собранному материалу. | 2 |
12. | Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | 2 |
13. | Обобщение материала. Правила оформления материала. | 2 |
14. | Оформление работы на компьютере. | 2 |
15. | Требования к оформлению работы. | 2 |
16. | Подготовка текста защиты проекта. | 2 |
17. | Подготовка презентации. | 2 |
18. | Защита проекта. Выступление. | 2 |
Содержание программы
3 класс
Что такое исследование? Кто такие исследователи? (2ч). Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.
Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (2ч). Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.
Выбор темы, постановка цели и задач (2ч). Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Выбор путей решения. Составление плана работы (2ч). План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами (2ч). Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия. Каталог. Работа с каталогами.
Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации (2ч). Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Обсуждение итогов работы, участия каждого члена кружка, индивидуальные достижения.
Составления анкет, опросников, интервью (1ч). Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч). Интервью, интервьюирование. Правила проведения опроса, интервьюирования.
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч). Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме (2ч). Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.
Отчёт по собранному материалу (2ч). Обработка информации. Оформление информации.
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию (2ч). Индивидуальные консультации. Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.
Обобщение материала. Правила оформления материала (2ч). Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Подведение итогов работы, составление портфолио.
Оформление работы на компьютере (2ч). Работа с компьютером. Презентация.
Требования к оформлению работы (2ч). Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.
Подготовка текста защиты проекта (2ч). Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.
Подготовка презентации (2ч). Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Защита проекта. Выступление (2ч). Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Свободное владение материалами исследования. Коллективное обсуждение результатов работы, портфолио учеников.
Литература:
1. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» Начальная школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания» // “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» Начальная школа 2003г. №2.
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» Начальная школа плюс До и После – 2005г.
16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После – 2004г.
Результаты года
2015-2016 | 3 класс | 15участников нпк | Бальчугова Лера,Володина Поля,Шишмарёва Света - 1 место по школе. Колодина Катя- 2 место(шк).Юдина Катя, Маосквитина Маша, Галсанова Вероника, Корнев Витя – 3 место (шк). | Русский язык(шк) 1место – Дылыкова Саша, 2м – Машеева Оксана. Русский язык (район) Призёр Машеева Оксана. Литературное чтение(район) Зайцева Диана – 1 место Экология(респ) 3 место- Машеева Оксана Математ. Чемпионат(респ) Призёры Машеева оксана, Юдина Катя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности познавательного направления
Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени р...
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Краткое описание работы и актуальность: Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка» разработана для учащихся начальной школы 3 года обучения. Существует тесная с...
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" для 4 класса...
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:ü формировать представление об исслед...