Программа надпредметного курса "Мир деятельности"
рабочая программа (3 класс)

Виноградова Елена Юрьевна

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadpredmetnogo_kursa_mir_deyatelnosti.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию универсальных учебных действий

у учащихся 1−4 классов

1. Пояснительная записка

1. 1. Цели, задачи и структура курса

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1].

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)[2].

Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они применяют уже сознательно, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода обучения. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.

И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).

1. 2. Организация образовательного процесса

Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации[3]. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

8. Включение в систему знаний.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС.

Опыт выполнения универсальных учебных действий, полученный учащимися на предметных уроках в ТДМ, дети обобщают в ходе уроков по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы выполнения УУД. Затем они их закрепляют и отрабатывают на уроках по разным учебным предметам − математике и русскому языку, окружающему миру и чтению, что обеспечивает системность и надежность формирования умения учиться.

1. 3. Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

1. 4. Диагностическая база

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  1. тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
  2. выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
  3. наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;

Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.

1. 5. Оценивание работы учащихся

Требования к формированию положительной познавательной мотивации учащихся:

Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.

  1. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  2. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.

Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года, как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

2. Учебное содержание курса «Мир деятельности»

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч  

Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.

Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания.

Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств,  умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.

Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.

Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

Диагностика (4 часа).

Резерв (10 часов).

Метапредметные результаты освоения курса

«Мир деятельности», 3 класс

Основные требования к метапредметным результатам 

к концу третьего года обучения

Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.

Знать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

Знать правила понимания информации, уметь их применять.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения, уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные приёмы эффективного запоминания и приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.

Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.

Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.

Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.

3. Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности», 1–4 классы

3 класс

1 ч в неделю, всего 34 часа

дата

№ п/п

Тема, цель

I гр

II гр

I четверть (9 часов)

1

2

Тема: «Личностные качества: вера в себя»

3

4

Тема: «Учусь запоминать»

5

Урок диагностики знаний № 1

6

7

Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

8

Тема: «План»

9

Тема: «Учусь составлять план»

II четверть (8 часов)

10

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

1112

Тема: «Учусь сравнивать»

13

Тема: «Учусь обобщать»

14

Тема: «Учусь моделировать»

15

Тема: «Учусь наблюдать»

16

Тема: «Секреты успешного выступления»

III четверть (10 часов)

17

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

18

Тема: «Учимся дружно. Я − критик»

19

Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог»

20

Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание»

2122

Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

23

Тема: «Как научиться применять новое знание без ошибок»

2425

Тема: «Как самому оценить свою работу»

26

Тема: «Чувства – мои помощники в учебе»

IV четверть (7 часов)

27

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

28

Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба»

29

Урок диагностики знаний №2

3031

Урок диагностики умений

32–34

Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею»

Резерв  (2 урока)

4. Методическое обеспечение курса

«Мир деятельности» для 1–4 классов

начальной школы

Комплект для ученика включает в себя:

  1. «Мир деятельности». Учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
  2. «Мои открытия». Эталоны к курсу «Мир деятельности» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.

Комплект для учителя включает в себя:

  1. «Мир деятельности». Методические рекомендации / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
  2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности». – М.: Национальное образование, 2013.
  3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности».– М.: Национальное образование, 2013


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

[2] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

[3] Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа надпредметного курса "Мир деятельности"

Программа надпредметного курса "Мир деятельности"для обучающихся 1 - 4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

ПРОГРАММА надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы....

Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» 1 класс

Рабочая программа надпредметного  модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МИД)» ДЛЯ 1, 2 КЛАССА

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культу...

Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир»

В данном пособии представлена авторская программа надпредметного курса "Я-исследователь, я познаю мир" для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа надпредметного курса "Мир деятельности" (1-4 кл.)

Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон...