Формирование коммуникативных УУД в 4 классе.
статья (4 класс)

Работа по формированию коммуникативных УУД у учащихся выходит на новый уровень. Учащиеся должны уметь анализировать текст. Сравнивать художественные, научные, деловые тексты. Проводить анализ научного текста. Самостоятельно составлять план, конспект, писать реферат, отзыв, инструкцию, словарную статью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_uud_v_4_klasse.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД в 4 классе.

Работа по формированию коммуникативных УУД у учащихся выходит на новый уровень. Учащиеся должны уметь анализировать текст. Сравнивать художественные, научные, деловые тексты. Проводить анализ научного текста. Самостоятельно составлять план, конспект, писать реферат, отзыв, инструкцию, словарную статью.

Для написания конспектов и рефератов хорошо подходят уроки окружающего мира. На уроках русского языка и литературного чтения ученики пишут аннотации и отзывы. Написанию инструкций уделяется большое внимание, так как этот вид речи формирует не только коммуникативные УУД, но и регулятивные и познавательные.

Темы инструкций:

  • Как готовить домашнее задание
  • Как ухаживать за комнатными растениями
  • Как дарить подарки
  • Как написать письмо
  • Как купить нужную книгу
  • Как принимать гостей
  • Как написать исследовательскую работу
  • Как подготовиться к сочинению

Важное место в работе по развитию коммуникативных умений учащихся отводится изложениям, которые не только закладывают основу для дальнейшего обучения написанию конспектов и рефератов, но и являются компонентом федерального стандарта, с которым ученики должны уверенно справляться.

Изложения

1 Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была

больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг дался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать

Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня

промолчал. (83) (По В. Осеевой.)

Вопросы к тексту.

1. Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

2. Чего хотел каждый из мальчиков?

3. Что случилось однажды в лесу?

4. Как повели себя мальчики?

5. Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

6. Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

7. Как вы теперь ответите на вопрос, который стоит в заглавии текста?

Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

Словарно-орфографи ческая подготовка

Назовите слова, которые следует писать с большой буквы.

Объясните написание пропущенных гласных в словах:

бр_дячий, б_льная, выск_чили, пов_лили, схв_тил, защ_щать, приб_жал, озв_ревших, пром_лчал.

Объясните написание пропущенных согласных в словах:

несчас_ный, ярос_ный, мес_ный, мгнове_о, дли_ую, вле_, мали_ик.

Обратите внимание на написание слов: хозяин, овчарки, поинтересовался.

Если детям трудно передать содержание текста, его можно попробовать пересказать.

2. Творческое изложение

Задание: изменить текст так, чтобы был хороший конец. (Барри должен остаться в живых)

Памятник собаке

В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели, во время спасения сорок первого - погиб»

Как же это произошло?

Сенбернары - это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первой помощи: одеяла, продукты.

Если собака не в силах откопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей.

Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своим дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил.

История сенбернара взволновала весь мир, и люди собаке по кличке Барри в Париже поставили памятник.

Анализ

Если рассказ называется «Памятник собаке», о чем он?

За что собаке можно поставить памятник?

Где, кому и за что поставили этот?

Как помогают людям сенбернары?

Что случилось с Барри?

Как отреагировали люди?

Что нужно изменить в тексте, чтобы был хороший конец?
(Надпись на памятнике, 3 и 4 части)

Примерный план (Его можно составить коллективно или самостоятельно):

Памятник в Париже

Сенбернары - горноспасатели

История Барри

Умной собаке от благодарных людей.

Трудные слова:

доблестный, лизать, очнулся, не в силах откопать, селение.

Слова для справок (разобрать устно):

Пьедестал, сенбернар, собаки-горноспасатели, приторочены, пострадавшего.

Знаки препинания: перед что, чтобы, но, который всегда ставится запятая.

3. Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули. У скал лежал красный снег! Песец протрусил, а за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали и красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега - розовый! Скатились на лыжах с горки, а позади полосы красные. Хоть глазам не верь

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег зацвел! Только - то и всего.

(По Г. Гладкову)

Лексическая подготовка

О чем будет рассказ с таким заголовком?

От чего снег может покраснеть? (Вопросы задаются перед чтением текста)

Вопросы после чтения текста:

  • Где происходит действие рассказа?
  • Когда?
  • Что вы знаете о песцах и куропатках? Как понимаете слово протрусил?
  • Почему полярники не поверили глазам?
  • Что явилось причиной красного снега?

Пересказ рассказа

Орфографическая подготовка

Устная работа

Разбери по составу, подбери проверочное слово.

Высадились, наследили, пробежали, скатились, слепили, разрослась, зацвел. Знаки препинания (!, запятая перед а, но и другими союзами)

Слова для справок:

только-то и всего полярники

протрусил песец

куропатки не верь водоросль

4. Изложение текста, воспринятого на слух, по самостоятельно составленному плану.

Ежик

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал еж. На иголках у него были зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал.

Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро опять вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. Еж опять направился к своему тайнику. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Все повторилось и на следующий день. Ежик приносил то яблоки, то груши.

Лексическая подготовка

1.Анализ текста

Когда и где происходили события?

Что привлекло внимание автора?

Как хозяйничал ежик?

Объясните значение слов: шорох, копошился, тайник, фыркнул.

Что вы можете сказать о ежике?

Для чего он таскал яблочки?

2..Составление плана

Шорох в кустах

Как ежик хозяйничал

На следующий день

Пересказ

Орфографическая подготовка

Пунктуация в сложном предложении, при однородных членах.

Предлоги с местоимениями.

Подбор проверочных слов. Объяснение орфограмм:

рассвет, зашелестел, хрустнула, пробежал, вернулся, добыча, глядел, оттуда, приносил, наколотыми.

4.Слова для справок:

неподалеку шорох будто

копошился кто-то куда-то

удивленно из-под

5 Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули

из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не

шевелилась, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под

куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не

видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (82 слова)

(По В. Сухомлинскому)

Вопросы и задания к тексту:

  • Что девочки делали в лесу?
  • Что заставило их заслушаться?
  • Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.
  • Кто из девочек вам больше понравился? Почему?
  • К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу,

подберите слова с противоположным значением.

  • Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?
  • В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?

Примерный план.

1. Во время обеда.

2. После соловьиной песни.

3. Стыдно.

Словарно-орфографическая работа.

Укажите знакомые орфограммы в словах:

Д_р_га, по_дедать, хле_, с_л_вей, зав_рнула, ск_рлу_ки, кро_ки, спр_сила.

Разбери слова по составу:

завернула, прекрасно.

Запомните, как они пишутся.

Запиши раскрывая скобки:

(не)шевелились_____________________, (не)видит _________________________

К слову прекрасная подбери близкие по значению сова.

7. Изложение (сжатое) текста, воспринятого на слух.

Проделки попугая

Было раннее утро. Михалыч поставил клетку под старую яблоню и открыл ее.

Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу. Не прошло трех минут - он был уже на верхушке. Там от радости захлопал крыльями и издал такой потрясающий вопль, что сидевшие в кустах воробьи, как горох, посыпались в разные стороны.

Я проснулся довольно поздно. Мы пошли навестить нашего веселого баловника. Вошли и обмерли. Вся земля под яблоней была укрыта спелыми яблоками. А сам виновник хлопотал на опушке. Он пробирался к висевшему яблоку, срывал его, брал в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом их ел, а яблоко бросал вниз на траву.

Результат его деятельности мы видели на земле.

(По Г. Скребицкому)

Анализ текста

Вопросы до чтения рассказа:

О чем может быть рассказ с таким названием?

Какие проделки может выкинуть попугай?

Вопросы после прочтения:

Как вы думаете, почему попугая вынесли в сад?

Что сделал попугай?

Зачем он портил яблоки?

Как вы думаете, что потом стали делать люди с яблоками и с попугаем?

Составление плана

Выделите главное, о чем вы будете писать, и составьте план.

Пересказ по плану самому себе. (Ученик вполголоса пересказывает)

Пересказ содержания от 3 лица

Орфографическая подготовка

1) Знаки препинания

2). Как выделять сравнения: ,как акробат, ,как горох,

Слова для справок:

Михалыч, вперевалочку, акробат, карабкаться, потрясающий вополь, сидевшие, баловник, обмерли, подбирался, результат его деятельности

Материал для изложений - миниатюр

1. Озаглавь

В древности соль была очень дорогой. За нее платили мехами, золотом, слоновой костью, янтарем.

Египтяне собирали соляные пласты у соленых африканских озер. Римляне выпаривали морскую воду в прудах. Жители севера добывали соль в подземельях и варили в горшках над кострами. В России соляные варницы дали названия городам Соликамск, Усолье, Сольвычегодск.

Что вы знаете о соли?

Что нового вы узнали из этого рассказа?

Почему соль так высоко ценилась?

Как добывали соль египтяне? Римляне? жители севера?

Какие города в России названы в честь соли?

Как можно озаглавить?

Слова для справок:

египтяне римляне

соляные пласты африканские озера

подземелья соляные варницы

Соликамск, Усолъе, Сольвычегодск

2. Озаглавь

Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом.

Наливное, восковое, румяное, золотое яблочко нередко упоминается в сказках. В русской сказке яблоко наделено чудесной волшебной силой.

О чем этот рассказ?

Что нового вы узнали из него?

Кто такой Ярослав Мудрый?

Как можно озаглавить этот рассказ?

Слова для справок:

яблоневый сад на Руси

Ярослав Мудрый нередко

3. Воспитанный человек

Воспитанность - это не только хорошие манеры. Воспитанный человек с глубоким уважением относится к другим людям. Быть воспитанным - значит быть внимательным, скромным, тактичным человеком.

Какого человека можно назвать воспитанным?

Что значит с уважением?

Кого мы называем скромным и тактичным? Приведите примеры

Что значит быть воспитанным?

Слова для справок:

манеры воспитанность

Сочинения:

В 4 классе сочинения являются видом литературного творчества, средством самовыражения. Ученики сами выбирают жанр и стиль своего сочинения. На тему, заданное учителем, ученики могут написать обычное сочинение, рассказ, сказку, детектив, научное исследование или научно-популярную статью.

Темы для сочинений:

1. Что мне нужно для счастья.

2.Самые нужные профессии.

3.Самая интересная книга.

4.Все, что я знаю о … (компьютере, посёлке Краснооктябрьский, нашей школе и т.п.).

5. Удивительная история.

6.Мой любимый день недели.

7.О чем я мечтаю.

8.Моя семья.

9.Я живу в России.

10.Советы будущим первоклассникам.

11.Чему я научился в начальных классах.

12.Города, в которых я бывал.

13.Мой самый любимый школьный предмет.

14. Расскажу вам о … .

Сочинение - уникальное средство развития личности, средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта. Творческие работы развивают мышление учащихся, их речь, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, позволяют осознать необходимость владения родным языком в устной и письменной речи, формируют основы коммуникативной компетентности, которые будут развиваться на следующих ступенях образования. Творческие работы дают возможность индивидуально работать с каждым учеником, понять его внутренний мир, помочь раскрыться и реализоваться. Создавая работы, ученики постигают мир, окружающий их, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, познают себя, как личность.

Основные условия работы над сочинениями: от спонтанно написанных работ без предварительной подготовки - к составлению плана, к сознательному предварительному сбору материала, становится возможным за счет нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей формирования ключевых компетенций.