Работа с детским портфолио
статья

Брага Наталья Вениаминовна

В данной статье рассказывается об основных этапах работы с детским портфолио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детским портфолио

 при организации контрольно-оценочной деятельности

в дидактической системе

 развивающего обучения Л.В. Занкова.

Тезисы.

            Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, т.е. обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка. деятельность учителя направлена прежде всего на формирование у ребенка умения учиться,

              Современный подход к  контролю знаний характерен тем, что контроль рассматривается, как необходимая, закономерная и неотъемлемая часть  учебно - воспитательного процесса. Контроль знаний только тогда может считаться органичным элементом процесса усвоения, когда он будет выполнять ряд функций, связанных с решением общих задач обучения и воспитания.

               С целью создания возможности каждому учащемуся простроить свой путь саморазвития и добиться собственного успеха, а также формирования самооценки  ученики ведут тетрадь «Что я знаю и умею», создают «Портфолио учебных достижений».  

              Особое внимание  было обращено на личностное развитие каждого ребенка, на достижение им поставленных целей. Для этого в плане воспитательной работы особое внимание уделялось  включению каждого ребенка в воспитательный процесс в зависимости от его интересов и потребностей.

              Мое стремление обеспечить успешность каждому ученику лежит в основе образовательной среды, когда каждый ребенок: имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности; осознает мотивы  своей учебной деятельности; планирует свою учебную деятельность; несет ответственность за правильность выбора темпа изучения материала, уровня  знаний.   Создание доверительных отношений на уроках, в системах «учитель – ученик», «ученик – учитель», отсутствие чувства неуверенности, веру в свои силы и успех, постоянную возможность вовлечение всех и каждого в совместную учебную деятельность с учетом интереса  каждого обеспечивает успешность обучения.      

Работа с детским портфолио

 при организации контрольно-оценочной деятельности

в дидактической системе

 развивающего обучения Л.В. Занкова.

                    Давно стало крылатым высказывание Л.С. Выготского о том, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, т.е. обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка.

              В ходе работы по дидактической системе Л.В. Занкова приходится постоянно отвечать на вопросы: как научить детей способам самостоятельного постижения знаний, как сформировать адекватную самооценку ученика, в какой мере развивающая система обучения должна обеспечивать психологический комфорт каждому ребенку в процессе контроля и оценивания его знаний.

           Начиная с начального этапа обучения педагогическая деятельность учителя направлена прежде всего на формирование у ребенка умения учиться, одним из составляющих которого является умение на разных этапах   обучения (вначале совместно с учителем, затем в кооперации со сверстниками, а потом и индивидуально) определять границу собственного знания и незнания, т.е. умение оценивать себя. Без оценочного компонента, оценочных суждений, оценочной познавательной деятельности учение ребенка блуждало бы в потемках. Ученику необходимо знать, что ему удается, какие пробелы в своих знаниях и умениях ему следовало бы восполнить и как. Выпадение оценочного компонента делает учебную деятельность неполной.  Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной  методики контроля.  Современный подход к  контролю знаний характерен тем, что контроль рассматривается, как необходимая, закономерная и неотъемлемая часть  учебно - воспитательного процесса. В этой связи считается, что организация управляемого обучения невозможна без обратной связи, Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь «учитель - ученик», зависит результат учебной деятельности детей, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности.

               Как известно, в школе действие контроля и оценки относится исключительно к компетенции педагога. При такой ситуации у учащегося нет мотивов к выполнению этих действий. Учащиеся не владеют инструментом для контроля и оценки своих знаний и умений.  Ребенок, не умеющий оценивать свои учебные возможности, не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств, и поэтому постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Учение, лишено контролирующего и оценивающего компонентов, лишено и внутренней мотивирующей и направляющей основы. С самооценки, со способности понять, что это я уже умею и знаю, этого я еще совсем не знаю, это я немного знаю, но надо еще разобраться, начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться. (Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения.- М.: Русская энциклопедия,1998).Поэтому необходимо последовательно,  системно вести работу по формированию у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний и умений, учить детей оценивать результаты учебной деятельности.    

                   Опираясь на основные принципы безотметочного обучения, были выделены и охарактеризованы уровни готовности к контрольно-оценочной деятельности с целью выявления изменений в психическом и личностном развитии. Надо заметить, что такая готовность не формируется самостоятельно и стихийно. Поэтому процесс целенаправленного её формирования необходимо осуществлять благодаря созданию и включению ученика в специальную систему педагогических условий, позволяющих качественно изменить личность учителя начальных классов и сформировать профессиональную компетентность.

Контроль знаний только тогда может считаться органичным элементом процесса усвоения, когда он будет выполнять ряд функций, связанных с решением общих задач обучения и воспитания.

                    Контрольно-оценочная деятельность в системе развивающего обучения Л.В.  Занкова  это действие, состоящее из соотнесения операций собственного и модельного. Контроль и оценка могут быть проявлены при организации учебной деятельности. Есть деятельность - есть и оценка.  Контроль имеет диагностирующую и корректирующую функции. Диагностирующая функция отражает уровень контроля на входе, выходе, промежутках,  определение места расхождения с образцом (место объекта по отношению к образцу), организация совершенствования того или иного умения.                                                               В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые побуждают к творческой работе. Один из них – программированный тестовый контроль – оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, восполнение пробелов. Правильно составленные задания, умелое применение их на занятиях, приучают детей к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность, оказывают стимулирующее действие. Ученики приучаются рассуждать, сопоставлять, анализировать, самостоятельно добывать знания.

           Виды контроля -  операционный – отслеживающий  действия пошагово,  осуществляемый в процессе протекания учебной познавательной деятельности;

периодический – рубежный, осуществляемый по окончанию изучения темы или раздела;

 констатирующий – итоговый, рефлексивный, прогностический (что хотелось бы …), результативный.

             С целью создания возможности каждому учащемуся простроить свой путь саморазвития и добиться собственного успеха, а также формирования самооценки  ученики ведут тетрадь «Что я знаю и умею», создают «Портфолио учебных достижений». Эта тетрадь, которая станет впоследствии частью Портфолио, есть у каждого ученика. То, что изучается  детьми в данный момент, моделируется или записывается с одной стороны тетради, с другой стороны – оценочная линеечка. Уровень овладения конкретным умением фиксируется на оценочной  линеечке крестиком. Дети научились пользоваться оценочной линеечкой во время занятий по курсу «Введение в школьную жизнь» (Г.А. Цукерман). Чем выше положение крестика, тем выше уровень усвоения материала, уровень овладения каким-либо умением. Такой способ оценивания позволяет ученику видеть свое продвижение,  свои успехи или пробелы в знаниях,. Определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. У ученика возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе, т.е. вырабатывается способность к действительной самостоятельности в учении.  У учащихся формируется навык контроля и самоконтроля, а учителю позволяет не только выявить определенный результат в предметных знаниях и умениях, но и прежде всего наглядно увидеть процесс формирования этого предметного знания или умения, а также обеспечить своевременную и целенаправленную коррекцию.  Результаты, зафиксированные в такой форме, позволяют сделать отметку содержательной, и  для ученика, и для его родителей.  Такой способ оценивания показывает ученику его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной.

Здесь происходит более углубленное понимание себя; более корректное понимание партнеров по деловому общению; более ясное понимание того, как партнеры воспринимают самих себя; более открытое понимание того, как партнеры воспринимают тебя самого. Межличностные конфликты возникают именно потому, что сотрудники ложно понимают партнеров по деловому общению; не понимают, как партнеры воспринимают самих себя; не понимают, как и почему именно так партнеры воспринимают их самих.

               Классным руководителем – мною - были проведены психологические исследования каждого ребенка по выявлению его индивидуальных склонностей и способностей. Через проведение деловой игры «Путь к успеху» была разработана карта индивидуального развития ребенка. Работа с картами осуществляется 1 раз в четверть. На основе полученных результатов  исследований (с помощью классного руководителя) учащиеся определяют  цели собственного развития на каждую четверть  и план их реализации в соответствии с цепочкой целеполагания. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: образовательный процесс, общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление и т.д. В результате каждый ребенок в классе имеет свое портфолио.

                     Особое внимание  было обращено на личностное развитие каждого ребенка, на достижение им поставленных целей. Для этого в плане воспитательной работы особое внимание уделялось  включению каждого ребенка в воспитательный процесс в зависимости от его интересов и потребностей.

Карта индивидуального развития «Путь к успеху»

  1. Чего я хочу достичь к концу учебного года?_______________________
  2. Чего я хочу достичь к концу  четверти?__________________________

Проблема

Для того чтобы ее достичь мне нужно

Мне в этом могут помочь

Мои достижения сегодня (рефлексия)

Мероприятия

Моя роль

Виды деятельности

в коллективном маршруте выполнения индивидуально ориентированного плана «Карты Знаний»

  1. Коллективная отработка темы.
  2. Работа с текстом и вопросами учебника.
  3. Помощь учащимся.
  4. Тренировочное решение учебных задач.
  5. Контрольное решение учебных задач.
  6. Сдача учебного материала учителю.

                    На примере образовательного процесса: сначала работаем с учебником – выявляем темы, с чем будем работать. «Остров слов», «Лес предложений». Я, как учитель, помогаю детям связать  темы учебника для плавного перехода от одной темы к другой.

             Детям предлагается определить, что будем изучать в этом учебном году, составляем «Карту знаний». «Лагерь чтения», «Пещера шипящих согласных», «Дерево однокоренных слов»,  «Море Натуральных чисел» и другие точки маршрутов обозначаем на «Карте знаний». После проведения контрольных работ, если есть ошибки – ставим знак «Стоп», делаем остановку, работу над ошибками.

Обеспечивая  включенность каждого ребенка, веду четырехэтапные занятия, т.е. сочетаю все четыре  формы организации учебной деятельности (индивидуальную, работу в паре, работу в паре сменного состава, работу в группе). Большую часть занятия отдаю этапу самостоятельной работы (включаю мышление).

Мое стремление «обеспечить успешность каждому ученику» лежит в основе образовательной среды, когда каждый ребенок: имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности; осознает мотивы  своей учебной деятельности; планирует свою учебную деятельность; несет ответственность за правильность выбора темпа изучения материала, уровня  знаний. По результатам критериально-ориентированной диагностики подмечается позитивная динамика в развитии учащихся. Самостоятельность – это главное качество успешного ученика.  Я учу детей, занимаясь учебной деятельностью при реализации своих целей, делать рефлексию.  «Остановиться» и осознать: Что я делаю? Как я делаю? Зачем? И если необходимо провести коррекцию деятельности.

                Все это и многое другое и является содержимым портфолио, созданного и накопленного детьми.

                Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса:- портфель инвестиций, портфель министерский… И прижился. Даже появился “Портфолио учителя”, куда собирается диагностико- методический материал для различных педагогических конкурсов, рейтингов и т.д. Портфолио, или портфель – это предмет для хранения и переноски письменных работ, документов (портфель, дело, папка), серия работ, документов, бумаг, объединённых общей темой (портфель ценных бумаг, папка с рисунками). Портфолио в широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определённый период его обучения. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию о достижениях учеников.

               Портфолио ученика – это условное место, куда дети собирают  свои достижения по разделам. Но портфель – это не архив, а отчет ученика о том, чего он добился, чего достиг в разных областях деятельности, как учебной, так и внеклассной, творческой, спортивной. Портфель может состоять из следующих разделов: учебный, творческий,  раздел учителя, проектная деятельность, достижения (награды). - способ фиксирования, накопления и оценка достижений ученика за определённый период, работы и результаты учащихся в различных избранных им областях, систематический сбор доказательств, используемых учителями, учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.

                 Основная цель портфолио  – индивидуальная подборка учебных достижений конкретного ученика, осознание им своих целей и возможностей, обоснование учащимся выбора дальнейшего направления и формы обучения, показать всё, на что способен ученик, развить и “разбудить” способности ученика, повысить мотивацию обучения. Задача портфолио – предоставить возможность учащимся проявить свои способности, отразить и зафиксировать успехи и личные достижения. Функции портфолио разнообразные, но главными являются содержательная и развивающая. Они обеспечивают непрерывность процесса обучения от года к году, раскрывая весь спектр выполняемых учеником работ,

                 В учебный раздел портфеля входят:

- карта знаний по предметам (через умения),

- личные открытия ученика в данном предмете,

- самостоятельные работы, выполненные по собственной инициативе,

- решение  занимательных задач, сложных заданий, выполненных сверх программы,

             Творческий раздел портфеля :

- тематические сочинения,

- автобиография учащегося,

- тематическая  письменная дискуссия,

-  рефлексивные сочинения

- дополнительное образование (я в спорте, я в музыке, мое творчество, и т.д.),

- тематические анкеты.

           Раздел учителя:

           Учитель вкладывает в портфель характеристику ученика, описание результатов наблюдений, анкеты, опросники, итоговые тесты, листы проверок заданий с комментариями учителя, лист оценок с комментариями, характеристика учебных достижений.

            Возможен раздел для отзывов одноклассников, родителей, других учителей. Следовательно, содержанием портфолио являются документы, работы, отзывы, награждения, сертификаты.

              Ученик выступает как объект оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам учебно- познавательной деятельности : учебные, творческие, социальные, коммуникативные и другие.  Портфолио предполагает не только самооценку, но и развитие самоанализа к собственным учебным целям и планам на будущее. и даже неожиданно для ученика раскрытие каких-то никогда не проявившихся видов деятельности.

         Из всего сказанного можно сделать вывод – портфолио является современной целенаправленной формой оценивания индивидуальных достижений учащегося, причём дополняет традиционные контрольно- оценочные средства такие, как тесты и экзамены. А это даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания. Этому помогают различные внешкольные организации и учреждения.

            Таким образом, портфолио решает самую важную педагогическую задачу – развить и поощрять учебную активность и самостоятельность школьника, поддерживать высокую учебную мотивацию, расширять возможности обучения и самообразования, формировать умение учиться, т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, являться стимулом к дальнейшему саморазвитию. Чтобы проследить динамику прогресса ученика, каждый элемент портфолио нужно датировать.

Технология работы с портфолио осуществляется в несколько этапов. На первом занятии учащиеся знакомятся со структурой, содержанием, механизмами оценки, продолжительностью работы с портфолио, планируют работу над ним. Обязательным условием является то, что ученик подходит сознательно и ответственно к выполнению поставленных задач. Второй этап заключается в непосредственной работе над портфолио в соответствии с планом, определённым каждым учеником, и учётом времени, отведённого на работу. Это период индивидуального поиска, сбора и систематизации материала, который будет включен в соответствующие блоки. На третьем заключительном этапе учащиеся осуществляют анализ собственной деятельности, осуществляя самооценку своего портфолио. Результатом может быть итоговая таблица, рецензия, мини-сочинение – рассуждение… Важно, чтобы учащийся осознал свои достижения и проблемы, определил, с чем связаны трудности, и учёл свой опыт в дальнейшей работе.                       Показателем прогресса в этой деятельности является то, что постепенно  самоанализ собственной деятельности становится всё более глубоким и осмысленным. Механизм оценки портфолио реализован следующим образом. Оцениваются только отдельные части портфолио (учебно - исследовательская деятельность, мир интересов, отзывы.) Исходя из опыта, считаем, что рейтинг портфолио учащихся должен быть обязательно. Мы проводим Презентацию наиболее интересных портфолио среди учащихся  нашего класса.

             Учитель  обязан пробудить в ребенке возможности его самостоятельного развития через  самостоятельность  соответствующую его индивидуальности. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно, шаг за шагом, он мог стать независимым от взрослых. Для ребенка главной задачей является найти ключ к миру, благодаря которому он  упорядочивает и учится осознавать свои  хаотические и необработанные впечатления о  мире. На собственном опыте дети учатся понимать природу и ориентироваться в ней. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия  осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым.

                       Ребенок стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. «Помоги мне это сделать самому». В дальнейшем у него формируется  чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может  выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и  уверенность в себе.

                Я  создаю доверительные отношения на уроках, в системах «учитель – ученик», «ученик – учитель», отсутствие чувства неуверенности, веру в свои силы и успех, постоянную возможность вовлечение всех и каждого в совместную учебную деятельность с учетом интереса  каждого. Это обеспечивает успешность обучения.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Курсовая работа по теме:"Портфолио ученика начальных классов".

В курсовой работе содержится теоретическое обоснование темы, предложен один из вариантов ученического портфолио, разработаны разделы портфолио с подробным описанием материалов, которые могут туда поме...

Детское портфолио.

Разделы из детского портфолио....

Детское портфолио.

Разделы из детского портфолио....

Детское портфолио

Я предлагаю один из вариантов детского портфолио для начальной школы....

Детское портфолио(начальная школа)

    Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, ...

Работа с детским портфолио

В данной статье рассказывается об основных этапах работы с детским портфолио....