Главные вкладки

    Урок в музее Космонавтики и музее Королева
    методическая разработка

    Николаева Наталия Николаевна

    Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1-2_klass.doc69.5 КБ
    PDF icon okruzhayushchiy_mir_1-2_kl.pdf497.98 КБ
    Файл materialy_dlya_uchashchihsya.docx17.79 КБ
    Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc614.5 КБ
    Файл spisok_literatury.docx14.4 КБ
    Файл ssylki.docx14.09 КБ
    Файл shema.docx367.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир 1-2 класс.

    «Наш дом – планета Земля»

    Литература для подготовки:

    • А.А. Плешаков «Окружающий мир», раздел «Где мы живем»
    • Костина Ю.В. Герасютин С.А. методическое пособие «В помощь экскурсоводу»

    Общие рекомендации, методика и техника проведения урока.

    Ключевые этапы подготовки урока музейным педагогом:

    1. Ознакомление с темой, целями и задачами урока, опираясь на текст учебника.
    2. Ознакомление с методической разработкой.
    3. Изучение маршрута урока.
    4. Углубленное изучение музейных предметов задействованных при проведении урока, в контексте изучаемой темы урока.
    5. Изучение рабочей тетради и связки «тетрадь-музейный предмет».
    6. Работа с рекомендуемой литературой. Изучение специальных понятий и терминов.
    7. Проведение пробного урока для отработки хронометража.
    8. Прослушивание музейного педагога комиссией. 

    Методика проведения урока является программой действия музейного педагога по наглядной демонстрации изучаемой учебной темы, через музейный предмет или серию таковых, для организации понимания изучаемой темы учащимися.

    Работа с музейным предметом должна включать в себя рассказ, как о самих объектах, так и их особенностях в контексте изучаемой темы.

    При работе с музейным предметом необходимо помнить, что методическая разработка предусматривает определенную протяженность во времени.

    Работа с музейным предметом в контексте изучаемой темы должна постоянно чередоваться следующими действиями:

    1. Беседой с учащимися, через вопросы на понимание темы или конкретного раздела этой темы обсуждаемой у конкретного музейного предмета или его составной части.
    2. Организацией работы с рабочей тетрадью, обсуждение тех или иных технических решений примененных в образце науки и техники с точки зрения изучаемой темы.
    3. Работа учащихся с музейным предметом – это основа образовательной методики.
    4. В основе проведения урока лежит принцип показа музейного предмета (или его фрагмента) через призму изучаемой темы. При работе с музейным предметом следует в первую очередь выделять в нем материал по рассматриваемой теме и указывать на него во время беседы.

    Основные приемы, используемые при работе с учащимися в следующих ситуациях:

    1. Фокусировка внимания учащихся на пространстве урока.

    В процессе урока необходимо удерживать внимание учащихся на предмете обсуждения и на выполнении устных или письменных заданий. Задача музейного педагога показать учащимся пространство урока отличное от проходящих экскурсий, единичных посетителей и других предметов, не включенных в урок.

    1. Непонимание учащимся темы, отдельного понятия, задания в рабочей тетради.

    У музейного педагога должно быть заготовлено несколько вариантов иллюстраций изучаемой темы, определений и ключевых понятий в контексте использования рассматриваемого музейного предмета.

    1. В работу включены не все учащиеся.

    Обсудить с учеником, не включенным в работу, тему урока, музейный предмет (или его фрагмент) который в данный момент рассматривается, вопрос который обсуждается в контексте изучаемой темы. Подключить к обсуждению других учащихся.

    1. Неподобающее поведение учащихся.

    Музейный педагог должен привести в пример ситуацию, когда такого рода поведение и легкомысленное отношение к изучаемому предмету может привести к драматическим последствиям. Важно уметь приводить примеры таких ситуаций, на всех этапах урока.

    Техника проведения урока

    Урок проводится в связке «тетрадь-музейный предмет». Около каждого задействованного в уроке музейного предмета учащимися осваиваются отдельные части общей темы урока. Через музейный предмет музейным педагогом организуется понимание темы (или её части), а через работу с рабочей тетрадью проверяется освоение темы (или её части). Возле каждого музейного предмета учащимся дается необходимый объем информации, обеспечивающий понимание и усвоение темы (или её части), на данном этапе урока.

    Сценарий урока «Наш дом – планета Земля»

    Маршрут урока:

    1. Встреча группы учащихся в вводном зале.
    2. Блок 1: статуя Икара, барельеф Галилео Галилея, подзорная труба.
    3. Блок 2: ИСЗ-1, ИСЗ-2, чучела собак Белки и Стрелки, катапультируемый контейнер
    4. Блок 3: СА КК «Восток», скафандр СК-1, скафандр «Беркут».
    5. Блок 4: викторина
    6. Просмотр научно-популярного фильма.

    Встреча группы учащихся (5 минут)

    1. Музейный педагог представляется учащимся по имени и отчеству.
    2. Обратить внимание учащихся на тему урока и формат занятия (отличие от экскурсии). Задать вопрос, чем урок в музее будет отличаться от школьного урока. Обсуждение ответов учащихся.
    3. Формулировка темы и цели урока.

    Тема: «Наш дом – планета Земля»

    Цель урока: «Познакомить учащихся с представлением о Космосе у народов древнего мира и современным знанием о Вселенной. Рассказать о методах исследования космического пространства (зрительная труба и космические аппараты).

    Введение «регламента взаимодействия», включающего в себя: порядок задавания вопросов, режим работы с тетрадью, правила общего поведения в музее.

    Действие педагога

    Учащийся отвечает

    Учащийся не отвечает

    Примечание

    Блок 1. Вводный зал. Икар, Галилео, зрительная труба (18 мин)

    Задать вопрос, что такое Земля, на которой живут люди.

    Организовать обсуждение ответов учащихся. Получить варианты ответов: место, планета, другое

    Разобрать с учащимися понятие «планета», «звезда».

    Подвести учащихся к пониманию объектов Вселенной – планета, звезда. Подытожить, что планеты вращается вокруг звезды.

    Рассмотреть иллюстрацию в задании №1. Попросить предположить, что на ней изображено.

    Получить ответы: плоская Земля, Слоны, мир древних людей и т.д.

    Организовать обсуждение ответов учащихся.

    Описать картинку: плоская земля лежит на спинах 3 слонов, слоны стоят на черепахе, черепаха плавает в мировом океане и т.д. Объяснить, что в древности люди представляли вселенную по-другому.

    Уточнить, что разные народы устройство мира представляли по-разному, но есть в представлениях и черты сходства.

    Задать вопрос, хотели ли древние люди узнать, что же находится за небесной сферой? Могли ли они получить достоверные знания?

    Выслушать ответы учащихся, организовать обсуждение.

    Вспомнить мифы и сказки, где героям удавалось летать (баба яга в ступе, ковер самолет и т.д.)

    Получить от учащихся мифологические способы описания мира. Заострить внимание на том, что достоверных знаний древним людям не хватало, и с помощью мифов они объясняли различные явления природы.

    Предложить учащимся рассмотреть скульптуру Икара. Кратко рассказать сюжет мифа о Дедале и Икаре.

    Обсудить стремление человека к познанию мира.

    Обсудить содержание мифа, с точки зрения потребности человека в новых знаниях.

    Подвести учащихся к выводу, что древние люди не могли летать, но могла наблюдать за звездами.

    Рассмотреть картинки в задании №4. Обсудить задание. Выполнить. Предложить учащимся рассмотреть таблички с помощью подзорной трубы. Обсудить информацию, полученную с помощью табличек.

    Учащиеся должны выбрать телескоп. Обосновать свой выбор. Организовать обсуждение ответов учащихся.

    Обратить внимание учащихся на телескоп в углу барельефа. Ввести понятия «астрономия», «астроном», «телескоп».

    Указать на технические средства, с помощью которых люди изучали Вселенную и наблюдали планеты и звезды.

    Рассказать, что Галилей смог увидеть с помощью телескопа (Спутники других планет, фазы Венеры и т.д.)

    Выполнить задание №2, №3.

    Организовать обсуждение ответов учащихся.

    Повторить вместе с учащимися расположение планет солнечной системы. Организовать понимание «адреса» Земли во Вселенной.

    Подвести учащихся к выводу, что без телескопа трудно бы было получить современные знания о мире. Люди изобретали технические средства, которые им помогали лучше узнать мир и проникнуть в тайны Вселенной.

    Блок 2. Зал «утро космической эры». ИСЗ-1, ИСЗ-2, чучела собак Белки и Стрелки, катапультируемый контейнер (10 мин)

    Рассказать о ИСЗ-1. Выполнение задания №5.

    Организовать обсуждение ощущений  учащихся после экспериментов.

    Организовать понимание учащимися причинно-следственной связи в экспериментах.

    Обсудить значимость запуска ИСЗ-1 в рамках темы урока. Продемонстрировать учащимся силу притяжения, силу трения, которые нужно учитывать, при создании космических аппаратов.

    Предложить учащимся рассмотреть ИСЗ-2. Рассказать об ИЗС-2.

    Заострить внимание, что благодаря запуску ИСЗ-2 был сделан вывод, что живой организм может переносить условия космического полета.

    Предложить учащимся рассмотреть чучела Белки и Стрелки и их полётный контейнер.

    Заострить внимание, что Белка и Стрелка испытали на себе космический корабль, на котором в будущем в космос полетел первый космонавт. К полету первого космонавта корабль был готов.

    Блок 3. СА КК «Восток», скафандр СК-1, скафандр «Беркут» (8 мин)

    Рассказать о первых космонавтах. Предложить рассмотреть СА КК «Восток», скафандры СК-1, Беркут. Задать вопрос, почему же в 20 веке полеты в космос стали возможными.

    Организовать обсуждение ответов учащихся.

    Задать наводящие вопросы. Благодаря чему люди получили знания о мире, какие приборы позволили это сделать, приспособлен ли КК для полетов в космос, можно ли пребывать в открытом космосе без скафандра и т.д.  

    Подтолкнуть учащихся к выводу, что для покорения космоса человечеству потребовались новые знания, новые технологии.

    Выполнить задание №6.

    Организовать обсуждение ответов учащихся.

    Задать наводящие вопросы. Указать на экспонаты, связанные с определенными этапами освоения космоса.

    Организовать понимание хронологии освоения космоса.

    Закрепить знания из истории отечественной космонавтики. Обсудить значимость комических полетов в рамках темы урока.

    Блок 4. Викторина (9 мин)

    Задать детям вопросы по теме урока. Правильно ответившим ученикам вручить карточки с буквами.

    Ответив на вопросы, дети получат карточки с буквами, из которых они самостоятельно должны составить ключевое слово. Если возникнут затруднения, то подсказать, что ключевым словом является фамилия первого в мире космонавта.

    Блок 5. Просмотр фильма (15 мин)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Материалы для учащихся

    Специальные слова и профессионализмы

    1. Специальные слова – это слова, свойственные речи людей определённой профессии, ограниченные в употреблении сферой какой-нибудь отрасли науки или техники.

    В группу специальных слов входят профессионализмы и термины.

    Профессионализмы – это специальные слова и выражения, которые используют представители той или иной профессии. Профессионализмы служат для обозначения различных специальных предметов, процессов, действий, орудий, материалов. В отличие от терминов они воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строгого научного характера.

    Термины – это специальные книжные слова, которые служат для точного обозначения научных понятий.

    Термины используются как официальные наименования специальных явлений, процессов, действий, материалов и т. п.

    Юрий Алексеевич Гагарин

    1. Двадцатый век был веком новых технологий и важных открытий. Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое событие – первый полёт человека в космос. Его совершил гражданин нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. Человек беспримерной храбрости, мужественный и целеустремленный. Именно он 12 апреля 1961 года на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания и приземлился в намеченном месте.

    Будущий космонавт № 1 родился в крестьянской семье 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области. В 1941 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошёл в школу. Смоленщина – территория, на которой война проявила себя в полной мере. Когда её заняли немцы, учёба для детей, в том числе и для Юрия Гагарина, на время была прекращена. Лишь в 1944 году школа вновь распахнула двери. Учиться было трудно. Не хватало элементарного – бумаги. Найти клочок бумаги было большим счастьем. Но никакие трудности не смогли помешать детям, жившим в послевоенное время, получить образование. Ученики стремились к знаниям, война лишь усилила эту тягу. Из школьных предметов Юрий Гагарин особенно любил историю, математику и литературу. В литературе ему нравились разные направления. Он любил стихи Пушкина и Лермонтова. Читал Твардовского и Исаковского; эти поэты писали о войне. А война была знакома Юрию не понаслышке. Скорее всего, Юрию Гагарину, как и любому ребёнку, в детстве нравились сказки. Кто знал, что именно ему доведётся в дальнейшем сказку сделать былью. Гагарина интересовало многое. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку.

    12 апреля 1961 года весь мир взбудоражило ошеломляющее известие – состоялся полёт в космос корабля «Восток» с человеком на борту. Этот человек – обычный двадцатисемилетний русский парень – Юрий Гагарин. Почему первым космонавтом стал именно Юрий Гагарин? Все пилоты из первой группы космонавтов были подготовлены и физически, и морально очень хорошо. Почему Королёв выбрал именно Гагарина? Решающую роль сыграло то, что Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения. После приземления Юрий Алексеевич доложил руководителю страны Н.С. Хрущёву, что программа полёта успешно выполнена, приземление произошло без осложнений, травм и ушибов у него нет.

    Полёт Юрия Гагарина, совершённый во имя мира, прогресса, счастья людей – это феноменальное событие мирового масштаба, это первый шаг человечества к звёздам.



    Предварительный просмотр:

    Рабочий лист к уроку русского языка в Музее космонавтики

     

    Специальные слова. Профессионализмы. Термины

    Специальные слова – это слова, свойственные речи людей определённой профессии, ограниченные в употреблении сферой какой-нибудь отрасли науки или техники.

    В группу специальных слов входят профессионализмы и термины.

    Профессионализмы – это специальные слова и выражения, которые используют представители той или иной профессии. Профессионализмы служат для обозначения различных специальных предметов, процессов, действий, орудий, материалов. В отличие от терминов они воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строгого научного характера.

    Термины – это специальные книжные слова, которые служат для точного обозначения научных понятий.

    Термины используются как официальные наименования специальных явлений, процессов, действий, материалов и т. п.

    Задание № 1.

    Прочитайте текст. Выпишите из текста профессионализмы.

    Человек веками мечтал вырваться за пределы земной атмосферы и посмотреть на нашу планету из космоса. И вот, наконец, этот день настал. Учёные, конструкторы, рабочие создали блестящий шар – первый искусственный спутник Земли – с четырёхметровыми усами-антеннами. Он при помощи ракеты-носителя преодолел земное притяжение и вышел на околоземную орбиту.

    12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту. «Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, – рассказывал потом Юрий Гагарин. – Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идёт в заданный район приземления». Юрий Гагарин облетел земной шар всего за 108 минут. Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата и спустился на Землю на парашюте. Когда подошвы тяжёлых ботинок скафандра коснулись травы, Гагарин мягко упал на правый бок и заученным движением погасил купол парашюта.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 2.

    Люди какой профессии используют эти слова? Ответ запишите.

    __________________________________________________________________

    Задание № 3.

    Запишите в таблицу термины, которые встретятся вам в зале «Утро космической эры».

    Таблица № 1.

    Термин

    Значение

    Задание № 4.

    Подпишите обозначенные на рисунке детали космического корабля.

    Задание № 5.

    Соедините профессиональные слова с соответствующими иллюстрациями.

    скафандр

    http://www.kosmo-museum.ru/uploads/slider_image/image/1032/dialog_slider_IMG_0354.JPG

    ракета-носитель

    Похожее изображение

    парашют

    Картинки по запросу катапульта космонавта

    катапульта

    Картинки по запросу скафандр

    спускаемый аппарат

    Картинки по запросу ракета-носитель Восток-1

    Задание № 6.

    Используя материалы, представленные в зале «Утро космической эры», напишите небольшой текст (5−7 предложений) на тему «Они были первыми».

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 7.

    Отгадайте загадки, запишите отгадку-слово. Определите, к какой лексической группе относятся отгаданные вами слова. Найдите в зале экспонаты, о которых идёт речь в загадках, сфотографируйте их и поместите фотографию в колонку «Фото-отгадка».

    Текст загадки

    Фото-отгадка

    Космонавты, крепко сели?

    Скоро в космос выхожу!

    Вкруг Земли на карусели

    По орбите закружу.

    ___________________

    Он в скафандре, со страховкой

    Вышел на орбиту.

    Кораблю поправил ловко

    Кабель перебитый.

    ____________________

    В космосе всегда мороз,

    Лета не бывает.                                

    Космонавт, проверив трос,

    Что-то надевает.

    Та одежда припасёт

    И тепло, и кислород.

    ______________________

    В космосе нет сковородки    

    И кастрюли тоже нет.

    Тут и каша, и селёдка,

    И борщи, и винегрет –

    Расфасованы, как крем!

    Космонавтом буду.

    Из чего-то я поем

    Вовсе без посуды.

    ______________________

            

    Есть окошко в корабле – «Челенджере», «Мире».

    Но не то, что на Земле –

    В доме и в квартире.

    В форме круга то окно,

    Очень прочное оно.

    ________________________

    Задание № 8.

    С какой лексической группой слов вы познакомились сегодня? Заполните схему. Приведите собственные примеры.

    Сделайте вывод, как различать профессионализмы и термины. Ответ запишите.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 9.

    Создайте небольшой красочный словарик специальных слов, профессионализмов и терминов, используемых в сфере космонавтики.



    Предварительный просмотр:

    Список источников

    1. Первушин А.И. Юрий Гагарин. Первый полёт в документах и воспоминаниях. – Алгоритм, 2014.
    2. Шанский Н.М., Иванов В.В.. Современный русский язык: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». − В 3 ч. − Ч. 1. − Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1987. – 192 с.


    Предварительный просмотр:

    Полезные ссылки

    Музей космонавтики

    http://www.kosmo-museum.ru

    РОСКОСМОС

    https://www.roscosmos.ru

    Московский Планетарий. Глоссарий

    http://planetarium-moscow.ru/world-of-astronomy/glossary

    Сборник толковых словарей

    https://glosum.ru



    Предварительный просмотр:

    Сорокин Р.В. «Космическая» лексика в русском языке. − Русская речь, 2012. − № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russkayarech.ru/files/issues/2012/2/09-sorokin.pdf сканирование0014сканирование0017

    СТУПЕНЬ – часть ракеты, которая содержит баки с горючим, окислителем и двигатель.


    сканирование0016


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коллективное образовательное путешествие в музей космонавтики.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3766921","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Коллективное образовательное путешествие в музей космон...

    Экскурсии в "Ясную Поляну", в Калугу "Музей космонавтики"

    Экскурсии в "Ясную Поляну", в Калугу "Музей космонавтики"....

    Презентация "Музей космонавтики в Москве"

    Данная презентация послужит доступным для понимния дидактическим материалом  учащимися 4-5 классовс потрей слуха  по теме "День космонавтики" . Презентация составлена с учетом словарного зап...

    Экскурсия в мемориальный музей Космонавтики

    В субботу 14 марта 1 класс «А» решил отправиться в  космос. И за неимением настоящего космического корабля, решили воспользоваться тем, что предложит нам мемориальный музей Космонавтики на ВДНХ....

    Фантастическое рядом - музей космонавтики

    Презентация microsoft PowerPoint с поддержкой макросов, содержит интерактивный кроссворд.Презентационный материал к учебнику образовательной системы "Гармония" Т. Копцева, В. Копцев, Е. Копц...

    Экскурсия в музей космонавтики.

    Музей космонавтики. 2016г...

    Творческий проект "Виртуальный музей Космонавтики"

    Цель работы: создание сайта виртуального музея космонавтики для содействия в образовании, воспитании, организации свободного времени учащихся, других интересующихся историей и наследием космонавтики л...