Самостоятельная работа в начальной школе
статья

Комарова Ольга Владимировна

Виды самостоятельных работ и особенности применения на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                        Самостоятельная работа в начальной школе.

Развитие личности ученика немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы. Целью обучения ставится не только достижение определённого уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для развития детей и его осуществление.

Самостоятельная работа – единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания.

Цель образования состоит не в приобретении определённого объёма знаний, а в том, чтобы знания стали для учащихся инструментом взаимодействия с окружающим миром. Для этого учащийся должен применять полученные знания.

Поэтому становятся важными методы обучения, они позволяют учителю рационально использовать деятельности учащихся по организации их самостоятельной работы для приобретения знаний в различных условиях.

При развивающем обучении главными становятся задачи по организации самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся должны осознавать учебную задачу, понимать, как её решить, выполнять различные мыслительные операции  (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, контроль и оценку).

Ребенок, поступающий в школу, вышеуказанными умениями не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с различными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

              Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.

             Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создают атмосферу успеха, желание учащихся продвигаться в учёбе.

Разноуровневые самостоятельные работы дают учащимся возможность действовать различными способами, требуют активного использования различных приёмов.

При правильной организация дифференцированной работы каждый ребёнок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, что поддерживает у него интерес к учению.

Когда собственный труд учащегося дал результаты, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, стремятся к решению более сложных заданий, что способствует сознанию положительной мотивации.

Самостоятельные работы, различающиеся по дидактической цели, могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление и расширение, и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.

Целью обучающих самостоятельных работ является задача доведения до сознания учащихся содержания нового понятия, раскрытие его главных свойств, признаков, связь с ранее излагаемым материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся непрочны.

Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительные признаки и свойства данного определения, правила.

К таким работам можно отнести выполнение разноуровневых заданий. Например, 5 карточек с упражнениями или заданиями, в соответствии с уровнем усвоения материала.  

К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения комплекса изученных правил.  Данные работы показывают, как прочно и осмысленно усвоен учебный материал.

Развивающие самостоятельные работы могут быть домашними, например, доклад на определённую тему,  презентация, сочинение сказок, стихов, инсценировка и др.

Контрольная работа занимает важное место среди самостоятельных работ. Создание соответствующей системы контроля – необходимое условие достижения планируемых результатов обучения.

Важным становиться научить ребенка работать с книгой. Сначала работу с учебником организует учитель,  именно во время урока ученик под руководством учителя  приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе. В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом, который используется в начальных классах для закрепления, повторения, приобретенных детьми знаний, умений и навыков,

По способу организации различают разные виды самостоятельной работы: общеклассная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

              Одна из важнейших воспитательных задач учителя – формировать у учащихся чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

               Совместная деятельность, как форма организации учебной деятельности школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, где каждый из них выполняет свою определенную роль в этой работе, помогает достичь этой воспитательной задачи. Дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, чаще приходить на помощь. Знания становятся осознанными, умения полными, навыки лучше усвоенными и отработанными.

Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, и требует от учителя продуманности всех этапов урока и психологических особенностей школьников: возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, особенностей материала  урока, уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности, объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы

Самостоятельная работа в начальных классах лишь в том случае активизирует процесс учения и способствует успешности его осуществления, будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно, если осуществляется в целостности и системности  преподавания.

                                                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 12.
  2. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 1991. - № 6. – С. 45.
  3. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. – С. 36.
  4. Лекаркина Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике // Начальная школа. – 1999. - № 3. – С. 74-76.
  5. Начальная школа / Под ред. Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 1970.
  6. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. - № 3. – С. 44.
  7. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте //  Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 19.
  8. Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики // Начальная школа. – 1996. - № 5. – С. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера

Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...

Самостоятельные работы в начальной школе.

В начальной школе кроме групповых, парных работ, фронтального опроса учащихся часто проводятся самостоятельные работы. Они могут быть контрольными и обучающими. В данном случае речь пой...

Нормы оценивания техники чтения,контрольных и самостоятельных работ в начальной школе

Этот материал поможет учителям начальных классов при оценивании техники чтения , контрольных и самостоятельных работ учащихся...

НОРМЫ оценки знаний, умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ в начальной школе (2- 4 классы)

Данные нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся помогут правильно оценить письменные контрольные и самостоятельные работы по математике и русскому языку во 2-4классах...

Приёмы и методы работы самостоятельной работы в начальной школе

Анализ работы по теме:" Приёмы и методы самостоятельной работы в начальной школе"...