Практическая направленность в обучении
материал

Захарова Александра Владимировна

В рамках реализации Федерального Государственного образовательного стандарта у меня сложилась система работы по достижению главных целей образования на уровне начального общего образования.

Основой моей педагогической системы является практическая  направленность обучения.

Она осуществляется через развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.

А это определяет содержание и организацию усвоения разных предметных дисциплин через метапредметность, межпредметность и надпредметность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_shkola_viktorova_pedagogicheskie_chteniya.docx346.04 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 г. ОРЛА

 Узловая ул.,д.5, Орел город, 302024

тел./факс: 47-74-95

ОКПО 49702297, ОГРН 1025700784240, ИНН/КПП 5752022722/575201001

Педагогические чтения

Доклад

«Практическая направленность

в обучении»

Викторова Александра Владимировна

Орёл – 2022 год

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………….……...3
  2. Основная часть……………………………………………………………..3
  3. Заключение……………………………………………………………...….5
  4. Список используемой литературы…………………………….………….5
  5. Приложение………………………………………….……………………..7

  1. Введение.

В рамках реализации Федерального Государственного образовательного стандарта у меня сложилась система работы по достижению главных целей образования на уровне начального общего образования.

Основой моей педагогической системы является практическая  направленность обучения.

Она осуществляется через развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций.

А это определяет содержание и организацию усвоения разных предметных дисциплин через метапредметность, межпредметность и надпредметность.

  1. Основная часть.

Фундаментом для реализации моего замысла практической направленности обучения я сделала проектную деятельность. Но она слишком сложна для младшего школьного возраста.  Что же делать? Отказаться от учебных проектов в начальной школе совсем или организовать проектную деятельность путем поэтапного перехода от постановки проектных задач на уроке к выполнению полноценного учебного проекта? И этим мостиком  стали  проектные задачи.

Проектные задачи реализуются на любом учебном предмете.

Практическая направленность обучения предполагает  проведение опытов. Даже на уроке математики при решении задач, детям наглядно показываем, как сложно путнику преодолевать дюны пустыни.

На любом уроке можно проводить наблюдения. Например, на уроке литературного чтения при изучении темы «Научный и художественный текст ГРИБЫ», можно рассмотреть под микроскопом грибницу.

Опыты, наблюдения, эксперименты реализуют межпредметность, метапредметность и надпредметность, которые в свою очередь дают ребёнку представление о мире в целом, а не разрозненные знания.

Важное место в моей работе занимает формирование коммуникативных навыков: умение вести диалог, беседу, составлять монологические высказывания, брать интервью, умение сотрудничать при оформлении выставки. Это часто реализуется на классных часах и внеурочных мероприятиях. Эта работа имеет большое воспитательное значение. Опыт работы показывает, что это важно для становления личности, для социализации.

Внеурочная деятельность, как нам известно, является составной частью учебно-воспитательного процесса. В моем понимании внеурочная деятельность сегодня влияет и на образовательные результаты  в целом. Единство уроков и внеурочной деятельности  определяют эффективность образовательного процесса

Клуб «Ключ и Заря»  гармонично вливается в учебный процесс.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное общество, как инновационный, практико-ориентированный курс, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Этот курс способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, формирует гражданскую позицию личности.

Считаю, что именно работа этого научного общества позволяет моим ученикам успешно осваивать учебную программу, достигать высоких результатов в формировании универсальных учебных действий.

Для достижения практической направленности в обучении я выбрала для себя Технологию решения изобретательных задач (приложение 1).

Наиболее значимыми приёмами и методами я считаю следующие: конструктор урока А.Гина (приложение 2), развивающий канон, мозаика, дерево мудрости, приём свёртывание информации, паспорт литературного героя, кубик Блума (приложение 3).

Остановимся подробнее на некоторых из них. Конструктор урока А.Гина.

Пользуясь данной таблицей, как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии с целями составляет формулу (схему, структуру) каждого конкретного урока,  внеурочного занятия, а это в свою очередь позволяет сокращать время на подготовку.

Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны, и их можно легко и безболезненно  исключить их из таблицы. А возможно, вписать и  свои, фирменные.

Приём свёртывания информации – это структурирование информации в виде схемы, таблицы, диаграммы. (Приложение 4)

  1. Заключение.

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы,  прежде  всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности,  побуждает ребёнка к творчеству и познанию, самообразованию и самовоспитанию.

Эффективна только та работа учителя, которая проводится в  системе и  целенаправленно.

  1. Список используемой литературы.

1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

3. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981.

4.  Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. Структура, диагностика, формирование / Т. Н. Князева. - М.: Речь, 2007.

5. Крымова Л. Н. Метод проектов \\«Математика в школе», 2006, № 4.

6. Лаврентьева, Т. М. Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс / Т. М. Лаврентьева. - М.: Учитель, 2018.

7. Лебедев, В. В. Технология Развития Образовательной Деятельности Учителя / В. В. Лебедев. – М.: Гостехиздат, 2007.

8. Мищенкова, Л. В. Речь, логика, память, внимание, воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7-9 лет / Л.В. Мищенкова. - М.: ВКТ, Академия Развития, 2009.

9. Муштавинская, И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / И. В. Муштавинска. - М.: Каро, 2013.

10. Сизова, Р. И. Учусь создавать проект. 1 класс. Методическое пособие / Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова. - М.: РОСТ, 2011.

11. Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты / В. Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2014.

12. Юнина, Е. Технологии качественного обучения в школе / Е. Юнина. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

  1. Приложение

1) Технология решения изобретательных задач.

D:\Школа\Учитель года 2020-2021\триз.jpg

2) Конструктор урока А.Гина.

3) Кубик Блума.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0dab/0004c89a-3d617991/img26.jpg

4) Приём «Свертывание информации».

http://images.myshared.ru/6/727521/slide_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

обобщение практического опыта по применению элементов игровых технологий в процессе обучения

данная работа содержит практический опыт по использованию элементов игровых технологий в процессе обучения...

Конспект урока по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Лиса ловит зайца"

Уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Ус...

практическая методика обучения чтению

Поэтапная занимательная методика для быстрого обучения чтению детей, страдающих дислексией....

Практический материал - обучение грамоте (1 часть)

Систематическое использование на уроках обучения грамоте различных приемов занимательной формы, использование наглядности способствуют более успешному усвоению учебного материала....

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Правовые и практические аспекты обучения детей с инвалидностью и ОВЗ

      В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья   рассматривается создание условий для получения о...