ТПДО
методическая разработка

Саламова Виктория Борисовна

Проблемно-технологическое обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tpdobuch.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание различных  учебных ситуаций на уроках в рамках технологии проблемно-диалогического  обучения для раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание
«ситуации успеха».

Проблемную ситуацию на уроке я применяю с целью формирования мотивации в учебной деятельности у учащихся. Ситуация успеха заложена  в процессе поиска решения проблемной ситуации, который приводит к открытию нового знания.

Например: 3 класс. Урок русского языка.

Вывешиваю схемы и задаю вопрос:

- Что обозначают следующие схемы?

СС               сс

/Удвоенные согласные буквы в слове/

-Умница,верно.
- В какой части слова находятся СС?

 / В первой схеме удвоенные согласные находятся в корне /

- Правильно, верно подмечено. Как догадались?

Над удвоенными согласными стоит графический знак, обозначающий корень слова /  

- Великолепно. Я уверена, что ты справишься и со второй схемой. 

- Где находится удвоенная СС?

/ Она находится на стыке приставки и корня /

- Сегодня вы очень внимательны.

- Что будем делать с этими схемами?

/ Наверно будем учиться писать слова с удвоенными согласными, которые находятся на стыке приставки и корня /

- Замечательный ответ. Я думаю, вы обратили внимание, как начерчены схемы по отношению друг к другу.

/ Они находятся в противопоставление, напротив друг друга /

Совершенно верно, уточните, что же ещё будем делать с этими схемами?

Мы будем учиться различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке слова /

    - Сформулируйте тему урока. 

/ Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне  и на стыке приставки и корня /.

Умницы! Чему же будем учиться? 

/ Мы будем учиться писать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня /

Сможете справиться с этими заданиями? 

/ Да, нет /

- Такие дагады, умницы, я уверена, обязательно справятся с этими заданиями.

- Что нужно повторить?

/  Части слова, понятие однокоренные слова /.

Я применила побуждающий диалог. Ребятам была создана ситуация успеха. После выдвижения своей версии темы урока, они хотят искать ответ на вопрос который, поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой, я их умело заинтересовала. У учащихся  в процессе побуждающего диалога формировались регулятивные, коммуникативные, предметные, познавательные компетентности т.е. УУД

На уроке математики создаю ситуацию успеха таким образом: детям предлагаю задачу, которую они решают ,  опираясь  на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

 Проблемный урок создаёт ситуацию успеха ученика на уроке. Я обучаю учащихся решать проблемные ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом учащиеся испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их выполнить конкретную работу: осознать противоречие  и сформулировать вопрос. Я учу  детей  задавать вопросы, выдвигать гипотезы, задавать темы и цели урока самостоятельно.

Например: 3класс, литературное чтение. Тема: «Введение в раздел «Необычная школа». Фрагмент из книги Э.Успенского « Школа клоунов». Задаю детям вопросы:

- Как называется раздел нашего учебника? / «Уроки и переменки» /. Рассмотрите иллюстрации к нему, содержание. Предположите, какими будут по характеру произведения? О чём будем читать? Я считаю, что это будут смешные и грустные истории про школу? А как считаете вы? Кто будут главные герои? Как догадались? Почему же так решили? Какие по жанру произведения здесь собраны?

После прочтения авторской статьи  к вступлению снова задаю вопросы:

- О какой школе мечтала Настя? Ваши предположения. А  как вы считаете ,возможно, чтобы в школе на протяжении всего урока можно было смеяться, разговаривать, играть? Что из этого получится? А какой тогда найти выход? (предположения детей) В чём проблема? / Как сделать так, чтобы учиться было весело и интересно./ Где можно найти ответ на этот вопрос?  / В произведении Э. Успенского / Какова будет тема урока? / ( «Школа клоунов» Э. Успенского) / Чему будем учиться на уроке? / Принимаю все версии, выбираем самую верную /

  Я использовала приём целеполагания -  делегирование возможностей принять решение (вовлекаю учащихся в процесс мышления). Необходимые условия для ситуации успеха мною были созданы – подводящий диалог. Учащиеся самостоятельно определили тему, цели урока. В процессе диалога у них формировались компетентности в общении, в познавательной деятельности, компетентности саморазвития (УУД)

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагаю  похожую  по внешним признакам практическую  задачу, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может решить). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
        Постановку учебной задачи произвожу в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

Для поиска решения учебной проблемы существует подводящий к гипотезе диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог.
        Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения я выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, веду к «открытию».
        Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагаю  двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров.

Медвежья                 разъезд

Вьюга                        объявление

Веселье                  предъюбилейный      

Ружьё                       подъём

Муравьи                 разъяснил

 Задаю обобщённый вопрос:

- Что заметили?  /1 столбик – с ь, 2 столбик – с ъ /

- Прочитайте слова.

- Какими буквами обозначен в них звук й? /я, е, ё, ю /

- Прочитайте слова без этих букв.

- Что изменилось?

 - Что показывают буквы ъ и ь?

- Когда и где пишутся разделительные ь и ъ ?

Вывод учащихся: ь – пишется в корне слова, ъ – между приставкой и корнем.

Выслушивая ответы детей,  фиксирую  (на доске, в таблице, памятке) то, что совместно обнаружено. Заканчиваю  анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой, а затем  сравниваем наши выводы с и выводами  в учебнике, читаем правило, памятку ,как пользоваться этим правилом.

3 класс, упр. 230. РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. «Прочитай имена существительные. Выпиши их в два столбика. …В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода. В какой столбик ты записал слова мужского рода, в какой – женского? … Как ты определил? Какими словами-подсказками можно воспользоваться? Какие существительные ты написал -  одушевленные или неодушевленные?»

Анализирующее ведение наблюдения помогает учащимся вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание.

2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии;
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
        Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам. Приведу пример фрагмента урока русского языка по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании». На одном этапе урока использовала мотивацию на основе рефлексии. После актуализации знаний и определения темы урока предложила работу в группах. 
1-я группа будет работать над безударными гласными в приставке;
2-я группа – в корне;
3-я группа – в окончании существительных.
- Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова чаще всего вызывает затруднение, или в какой части слова часто бывают ошибки. На столах выставлены таблички с названиями групп: «Приставка», « Корень», «Окончание».
- Определите группу, в которой будете работать. 
- Обсудите правила работы в группе.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы.
         Затем учащиеся работают с текстами, ищут в нём нужную орфограмму. Работают, применяя алгоритм проверки безударных гласных. Задают друг другу в группах вопросы. Таким образом, мотивация на основе рефлексии дала возможность заинтересовать детей и начать диалог в группах. 
         Работая по программе « Школа 2100», я активно включаю в свою работу проблемный  диалог.
        При изучении темы  «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4Х6, 20Х3, 9Х 8, 10Х 6 и т. д. Последним был о выражение 14Х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. – Мы такие ещё не решали.
Учитель. – В чём затруднение?
Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального разрыва».
      Поиск решения проблемы
 осуществляется работой  в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.
Учитель: – Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).
Дети: – Который основан на знании таблицы умножения. (Были и другие варианты).
Учитель: – Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14х6?
Дети: – 10х6=60 и 4х6=24. 60+24=84
Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.
1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)
2. Записываю новое выражение. (10+4) х 6
3. Умножаю десятки на число. 10х6
4. Умножаю единицы на число. 4х6
5. Складываю произведения. 10х6+4х6
6. Нахожу результат. 60+24=84
Новое открыто!
        Затем подвожу к реализации знания. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.
       В результате дети открыли  и освоили новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
        Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.

Анализ собственного опыта работы по данной технологии позволил мне сделать выводы о результативности её применения: повысился интерес учащихся к изучаемым предметам (72% опрошенных), улучшилась мотивация учения (68% опрошенных), развивается личность ребёнка и его творческие способности (84% опрошенных), достигается достаточно высокий уровень обученности (81% опрошенных).

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

       Притча гласит: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

      В наших руках возможность формировать творческий тип личности, который: желает  учиться - «открывать» для себя знания и применять свои умения в жизненных ситуациях. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов.

     Технология проблемно – диалогического обучения является здоровьесберегающей, потому что  позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации «открытия» знаний.

     Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность, т.к. для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение материала большинством учащихся.      

     В современном мире только творчески мыслящие, эрудированные и образованные люди могут полноценно самореализоваться.

     

  Список использованных источников

Литература:

1. «Об учебно-методическом комплекте «Школа 2100». Начальная

школа,№4,2009,С - 6.

2. Андреева М.Г. Социальная психология. М. 2000.

3. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе.

Издательство «Просвещение»,2008, С149.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития

человека. – М.: Смысл, 2007.

5.Внеклассные мероприятия в начальной школе: Е. Н. Арсенина, Л. Б. Кислова — Москва, Учитель, 2006 г.- 192 с.

6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе (+ CD-ROM): — Санкт-Петербург, Планета, 2011 г.- 272 с.

7.Лучшие нестандартные уроки в начальной школе. Математика: Г. Н. Сычева — Санкт-ПетербургЛ, Феникс, 2014 г.- 174 с.

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник

образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред.

Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.

10.  Особенности проведения грамматического анализа в начальной школе. Методические рекомендации: А. П. Мишина — Москва, Русское слово - учебник, 2012 г.- 40 с.

11. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.

Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. -120 с.

12. Поташник М.М., Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.:

Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

13. Примерные программы начального общего образования в 2 частях. Часть 1.

Редактор И.А. Сафронова, Издательство «Просвещение»,2008, С315.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального

образования, 2009г.

.

Интернет-ресурсы

15. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс].

URL: http://fgos.isiorao.ru/

16. Основные направления реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»: интернет-конференция [Электронный ресурс]. URL:

http://omskedu.ru/conferens/

17. ФГОС второго поколения // Открытый класс. Сетевые образовательные

сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808