РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_vneuroch_-_kopiya.docx | 52.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ:
ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»
для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы утвержденной приказом от ________ .
Программы курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г.),
Общая характеристика курса
Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Содержание курса данной программы направлено на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
Новизна программы.
Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».
Задачи:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 3 классов, 1 час в неделю, 34часа в год
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению.
Этапы продуктивного чтения:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия,
фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной
окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное
чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых
слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией,
выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки.
Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа)
Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение.
Практическая работа с текстами.
Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч)
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.
Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
- Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах
- (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книг; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- составлять устные и письменные описания;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Форма проведения занятия | Часы | ЭОР | |||
теория | практика | ||||||
1 | Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.) Введение. Кого можно считать настоящим читателем? | Беседа-дискуссия | 1 | 0 |
| ||
2 | Почему читающему человеку легко общаться с окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга. | Занятие-диспут | 0,5 | 0,5 |
| ||
3 | Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч) Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод». | Работа с книжным текстом | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
4 | Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж проснулся». | Работа с книжным текстом | 0 | 1 |
| ||
5 | Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы» | Работа с книжным текстом | 0 | 1 |
| ||
6 | Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается мак?», «Какой будет день?» | Работа с книжным текстом | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
7 | Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч) Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей?» | Чтение по ролям | 0,5 | 0,5 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
8 | Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). | Литературная игра | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
9 | Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. В.П. «Старый пень». | Путешествие по страницам книг | 0 | 1 |
| ||
10 | Шаг второй. Чтение во время чтения. незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный» | Путешествие по страницам книг | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
11 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка» | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки | 0 | 1 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
12 | Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». | Беседа-дискуссия | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
13 | Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». | Занятие-интервью | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
14 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник». | Инсценирование | 0 | 1 |
| ||
15 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | Инсценирование | 0 | 1 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
16 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» | Игра-драматизация | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
17 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй » | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки | 0 | 1 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
18 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй» | Чтение по ролям | 0 | 1 |
| ||
19 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно». | Чтение по ролям | 0 | 1 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
20 | Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре» | Литературная гостиная: конкурс стихов | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
21 | Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз». | Беседа-дискуссия | 0 | 1 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
22 | Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…» | Игра-драматизация | 0 | 1 | https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM | ||
23 | Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. Л. Толстой. | Виртуальная экскурсия | 0 | 1 | https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM | ||
24 | Составление кроссворда к прочитанной книге. | Литературная игра | 0 | 1 |
| ||
25 | Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда». | Игра-драматизация | 0 | 1 | http://nachalka.school-club.ru/about/193/ | ||
26 | Практическая работа с текстом «Замечательные дома». | Литературная игра | 0 | 1 |
| ||
27 | Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. | Путешествие по страницам книг | 0 | 1 | |||
28 | Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. | Путешествие по страницам книг | 0 | 1 | |||
29 | Работа с информациией. | Библиотечный урок | 0 | 1 | |||
30 | Особенности чтения текстов математических задач. | Интегрированное занятие | 0 | 1 | |||
31 | Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. | Интегрированное занятие | 0 | 1 | |||
32 | Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?» | Викторина | 0 | 1 | |||
33 | Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» | Занятие-диспут | 0 | 1 | http://school-collection.edu.ru | ||
34 | Обобщение пройденного за год. | Групповое обсуждение | 1 | 0 | http://school-collection.edu.ru |
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов состоит из: пояснительной записки, описания места курса в учебном плане,результатов изучения курс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Пояснительная записка Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»:Программа курса внеурочной деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю".
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем" 4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем" 4 класс....