Программа по внеурочной деятельности "Экологический калейдоскоп"
рабочая программа (2 класс)

Верхоробина Марина Георгиевна

Представленная программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Экологический калейдоскоп» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на детей 7-11 лет (1-4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Алдан

МО «Алданский район»

Рабочая программа

                  по курсу внеурочной деятельности

«Экологический калейдоскоп»

для 2 а класса

на 2022-2023 учебный год

(в соответствии с ФГОС  НОО)

                 

                                                                        Составители: Верхоробина Марина Георгиевна

2022 год

      Пояснительная записка

к тематическому планированию по курсу «Экологический калейдоскоп»

 

Нормативно – правовые  документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный   закон   от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28 с изменениями и дополнениями.
  2. Федеральный Государственный образовательный  стандарт Начального Общего Образования,  утвержденный  приказом  Министерства образования и науки РФ от  06.10.2009  №  373  (п.  19,  5).

С изменениями и дополнениями от26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

  1. Федеральный  базисный  учебный  план.
  2. Положение  о  порядке  разработки  и  утверждения  рабочих  программ  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  Минобрнауки  РФ  от  11.12.2006  г.  №  06 – 1844.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Планируемые  результаты  Начального Общего Образования.
  5. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от  28.03.2002  г. № 199/13).
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт
    начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
    (утв. 
    приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
  8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федарального учебно-методического объединения по общему образованию

  9. Примерная  адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  обучающихся  с  задержкой  психического  развития,   одобренная  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию  пр.  4/15  от  22.12.2015  г.

Нормативно – правовые  документы  локального  уровня:

  1. Устав  МБОУ  «СОШ  №  2  г.  Алдан».
  2. Основная  образовательная программа  начального  общего образования МБОУ  «СОШ № 2  г. Алдан»,  утвержденная приказом  МБОУ СОШ № 2 г.  Алдан на 2021 – 2025 годы
  3. Примерная  адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования,  утвержденная   приказом  МБОУ СОШ № 2 г.  Алдан № 01-17/301  от 30.08.16 г.
  4. Учебный   план   МБОУ   «СОШ № 2 г. Алдан»  на 2022 /2023 учебный год.
  5. Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.
  6. Приказ об утверждении учебного календарного графика № 01-17/347 от 30. 08.2022г.

       Представленная программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Экологический калейдоскоп» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на детей 7-11 лет (1-4 класс).

    В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его воздействия.

   В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

 

 Цель курса: формирование интереса к изучению природы родного края.

   Программа ставит перед собой следующие задачи:

1.        Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии взаимозависимости природы, общества и человека.

2.        Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.        Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

4.        Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

5.        Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

6.        Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Общая характеристика учебного предмета

      Курс «Экологический калейдоскоп» занимает особое место среди курсов по внеурочной деятельности в  начальной школе. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

     Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

     В основе методики преподавания курса "Экологический калейдоскоп" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Основные принципы содержания программы:

•        принцип единства сознания и деятельности;

•        принцип наглядности;

•        принцип личностной ориентации;

•        принцип системности и целостности;

•        принцип экологического гуманизма;

•        принцип краеведческий;

•        принцип практической направленности

   В результате посещения внеурочных занятий  учащиеся должны знать:

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

- самоценность любого организма;

- значение растений и животных в жизни человека;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экологические сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование
  5. Проекты

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса «Экологический калейдоскоп» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.

У учащихся продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты дополнительной литературы и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У учащихся  продолжится формирование предметных результатов обучения:

уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,  природе нашей страны, её современной жизни;

осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

1 класс

Живая и неживая природа (9ч). Вводный инструктаж по технике безопасности.  «Планета Земля в опасности» Осенние изменения в неживой и живой природе. Значение природы в жизни человека Признаки объектов живой природы. Почему белые медведи не живут в лесу. Охрана растений. Путешествие в город Огород.

Загадки природы (7ч). Солнце – источник света и тепла. Смена дня и ночи, времен года. Что такое снег. Как он образуется. Что такое иней. Зимние явления природы. Зимние изменения в неживой и живой природе. Лесные загадки зимушки-зимы. Сохраним елку – красавицу наших лесов.

Лесные цепочки (9ч). Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Волк и лиса – лесные хищники. Сравнение белого и бурого медведей. Лесные цепочки. Кто главный в лесу? Когда животных в природе становится много или мало. Сравнение диких и домашних животных. Обитатели моря. Море бывает в беде. Что мы знаем о птицах. Почему птицы  улетают.

Родной край (8ч). Птицы весной. Весенние изменения в неживой и живой природе. Разнообразие растений в природе. Охрана растений. Лес в жизни человека. Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей. Растения водоема. Красное лето – яркая песня природы.

2 класс

Удивительный мир природы (9ч)

Вводный инструктаж по технике безопасности.  

Что такое экология? «В гости к осени» урок-экскурсия. Интегрированный урок «Природа подсказывает. Особенности внешнего строения животных». Этот удивительный мир животных. «Кошачий остров» экологическое занятие. Кукушкины секреты. И это все змеи. Знакомые незнакомцы. Обобщающий урок.  Игры, конкурсы, викторины, кроссворды.

Мой дом за окном (7ч)

Откуда берется и куда девается мусор? Практическое занятие «Уборка школьного двора». Птицы нашего двора (виртуальная экскурсия). Птицы нашего двора (пресс-конференция). Изготовление кормушек для птиц. Дорога из дома в школу. «В гости к зиме» урок-экскурсия. Интегрированный урок «Признаки живой и неживой природы зимой. Конструирование елочных игрушек».

Я и мое окружение (6ч)

Комнатные растения в квартире, в классе (занятие-презентация). Уход за комнатными растениями Маленький огород на подоконнике (практическое занятие). Соседи-жильцы. Кошка и собака – друзья человека. Все о кошках (игровое занятие). Уход за домашними животными в классе (практическое занятие)

Гигиена моего дома (5ч)

Бытовые приборы в квартире (ролевая игра «Интернет-магазин»). Изделия изо льна. Русская народная одежда (игровая программа). Вода в твоем доме и природе. Как правильно чистить зубы (практическое занятие). Уход за квартирой. Гигиена класса (практическое занятие).

Родной край (7ч)

Тайны царства насекомых. Урок-игра. В гости к весне. Урок-экскурсия. Интегрированный урок «Имя прилагательное как часть речи. Растения весной». Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Как вести себя в природе. «Грибная карусель» игровая программа о грибах. Урок-обобщение «Лесные тайны». Игры, конкурсы, викторины.

3 класс

Удивительный мир природы (9ч)

Вводный инструктаж по технике безопасности.  

Что такое экология? Урок-экскурсия: осенние изменения в лесу. Интегрированный урок художественного труда и естествознания. Творческое занятие. Поделки и аппликации из природного материала. Животные в доме. Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных. Все о кошках (игровое занятие). Собаки – наши друзья (игровой журнал). Обобщающий урок.  Игры, конкурсы, викторины, кроссворды.

Секреты здоровья (7ч)

Безопасность на дорогах и улицах (познавательное занятие-практикум). Огонь. Я -друг. Я -враг (познавательное занятие-игра). Секреты здоровья (познавательное занятие-игра). «Здоровый образ жизни. Режим дня» (викторина). Жизнь зимнего леса (урок-экскурсия). Интегрированный урок (русский язык, природоведение). Лесные загадки зимушки-зимы. Игра.

Природа нашей страны (11ч)

Приспособление растений к зимним условиям (практическая работа). Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги. Растительный и животный мир родного края (по страницам Красной книги Тульской области). Судьба природы – наша судьба (викторина). Природа в музыке и в поэзии. Воздух и его охрана. Жизнь в море и океане. Заочное путешествие по заповедным местам нашей страны. Роль насекомых в природе. Охрана насекомых. Грибная карусель. Викторина о грибах. Птичьи разговоры. Викторина о птицах.

Родной край (7ч)

Как вести себя в природе. Жизнь весеннего леса. Урок-экскурсия. Игры, конкурсы, викторины. Растения – первоцветы (выступление агитбригады). «Черемуха душистая» (экскурсия). Экскурсия по экологической тропе. Проект. Презентация проекта «Экологическая тропа»

4 класс

Введение (1ч). Вводный инструктаж по технике безопасности. Что такое экология?

Экология и мы. (8ч). Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной системе. Моя малая Родина. Что такое экология? Экология и мы. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Организм и окружающая среда. Место человека в мире природы.

Первые уроки экологической этики. Невидимые нити. Обобщающий урок.  Игры, конкурсы, викторины, кроссворды.

Неживое в природе (7ч). Неживая природа. Вода, ее признаки и свойства. Берегите воду! Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Презентация проекта. Кислотные дожди. Времена года в неживой природе. Тестирование. Диалоги с неживой природой.

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (13ч).

Кто улетит, а кто останется. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения! Мы - за экологические поступки. Угадай экологический знак. Разнообразие царства растений. Деревья твоего двора. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. Культурные растения поля, сада и огорода. Презентация проекта. Лекарственные растения. Разнообразие ягод. Весенние изменения в природе. Возвращение перелетных птиц в родные края. Обобщающее занятие о жизни растений. Тестирование. Презентация проекта. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические грибы.

Обобщение (5ч).  Игры, конкурсы, викторины, кроссворды. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Повторение материала, изученного за год. Итоговое тестирование. Презентация проекта «Удивительный мир природы». Летнее экологическое задание

Список используемой литературы

1.        В.М. Суворова, «Опыт экологической работы со школьниками» - Волгоград: Учитель

2.        Е.М. Елизарова, «Знакомые незнакомцы» - Волгоград: Учитель, 2007

3.        А.  А. Плешаков Великан на поляне. Москва. Просвещение

4.        Н.В. Лободина, «Экологическое воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель

5.        Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева «Юный эколог» - Волгоград: Учитель

6.         А. А Плешаков  От земли до неба. (Атлас – определитель). Москва «просвещение.

7.         А.  А. Плешаков Зеленые страницы. Москва. Просвещение

8.         Е.И. Руднянская и др. «Экскурсии в природу. По югу России. Осень. Зима. Весна» 1-4 классы. – Волгоград: Учитель,

Экологический калейдоскоп

Календарно - тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата

Факт

Разделы темы

Всего часов

1-2

06.09

13.09

06.09

13.09

Мы - жители планеты Земля.

Планета Земля в Солнечной системе.

2

3-4

20.09

27.09

20.09

27.09

Что такое экология?

Конкурс на лучшего знатока тайн природы.

2

5-6

04.10

11.10

04.10

11.10

Что такое окружающая среда и окружающая природы?

Организм и окружающая среда.

2

7

18.10

Невидимые нити.

Нужен ли дома и в классе живой уголок?

1

8-9

25.10

01.11

Неживая природа. Октябрь - золотая осень.

Кто улетит, а кто останется. Влияние сезонных изменений на жизнь перелётных птиц.

2

10-11

15.11

22.11

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

Знакомство  с сезонными изменениями растений.

Предсказание погоды по народному календарю.

2

12

29.11

Вода, её признаки и свойства.

Берегите воду!

1

13

06.12

Почва-святыня наша.

Состав и свойства почвы.

1

14-15

13.12

20.12

Погода. Климат. Прогноз погоды

Солнце-источник тепла и света.

Животный мир нашего леса. Изучение мест обитания.

2

16-17

27.12

17.01

Вода и жизнь водоемов.

Понятие о пищевых цепях.

2

18-19

24.01

31.01

Воздух и жизнь.

Роль ветра в жизни растений и животных.

2

20

07.02

Растения рядом. Растение – живой организм.

1

21-22

14.02

21.02

Мы – за  экологические поступки.

Угадай экологический знак.

Экологические памятки для детей и взрослых.

2

23-

24

28.02

07.03

Комнатные растения. Светолюбивые и теневыносливые растения.

Комнатные растения. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

2

25

14.03

Уход за комнатными растениями.

1

26-27

21.03

04.04

Хвойные и лиственные растения.

Теплолюбивые растения и холодостойкие.

2

28

11.04

Цветковые растения. Размножение растений.

1

29-30

18.04

25.04

Растения рядом. Растения – живой организм.

Возвращение перелётных птиц в родном крае. Почему нельзя шуметь в лесу?

2

31

02.05

Конкурс рассказов и фотографий «Самый красивый уголок нашего края».

1

32-33

16.05

23.05

Экологические знаки. Правила поведения в лесу в летний период.

Экологический праздник. «Сбережём наш зелёный дом!»

2

34

30.05

 Летнее экологическое задание: Работа над проектом «Сохраним чистоту нашего города»

1

Итого:        

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Программа для 2 класса рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп идей"

Рабочая программа внеурочной деятельности начальные классы...

Программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Программа расчитана на обучающихся 4 класса...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЕЙДОСКОП НАУК»

Пояснительная запискаВнеурочная деятельность «Калейдоскоп наук» реализует общеинтеллектуальное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Калейдоскоп добрых дел" для учащихся 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 3 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»

Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским пр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Содержание этого курса ВД позволит осуществить подготовку к ВПР в 4 классе...