Учебно-методическое пособие «Сборник развивающих игр для детей младшего школьного возраста»
учебно-методическое пособие (1 класс)

Капитонова Наталья Владимировна

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

«Сборник развивающих игр для детей младшего школьного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Сборник развивающих игр для детей младшего школьного возраста»

Капитонова Н.В.
ГБОУ СОШ № 276

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе.  Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

Сборник предназначен для учителей, родителей, студентов работающих с детьми младшего школьного возраста. 

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия 

Игра «Ноев ковчег»

Цель: развитие восприятия, оценка действий, развитие невербальной коммуникации.

Инструкция:

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Называется она «Ноев ковчег». Кто знает, что это такое? (По библии – это корабль, который Ной построил для спасения по паре животных от потопа.)

Суть игры заключается в нахождении своей пары среди зверей и птиц, населяющих Ноев ковчег.  Каждое животное или птица нарисованы на двух карточках. Карточки раздаются всем детям. Каждый ребёнок должен прочитать свою карточку и “превратиться” в указанное на ней животное. Своё имя держать в секрете. По сигналу все игроки должны совершать движения, принимать позы и издавать звуки, характерные для своих животных, стремясь привлечь внимание "своих половин".

- Все нашли свою пару? Очень хорошо, значит жизнь на Земле будет спасена!

Игра «Развиваем наблюдательность»

Цель: развитие наблюдательности.

Эту игру можно проводить во время экскурсии, туристического похода, а также и в обычном помещении.

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.

Ведущий дает следующее задание:

Составьте списки предметов:

а) красного цвета,

б) черного цвета,

в) зеленого цвета,

г) круглых,

д) прямоугольных,

е) деревянных,

ж) металлических,

з) каменных,

и) начинающихся с буквы К,

к) начинающихся с буквы М?

За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется 5 баллов.

Игра «Определи длину отрезка»

Цель: развитие глазомера.

Потребуется: лист бумаги, на котором взрослый предварительно чертит 3 отрезка любой длины. Задание ребенку — определить длину каждого отрезка на глаз.

Будет правильным включить элемент соревнования. Допустим, сам взрослый предварительно не измеряет длину отрезков, тогда он тоже сможет вместе с ребенком на глаз определить длину отрезков. В игре побеждает тот, кто более точно назвал длину отрезков.

Игра «Будь внимателен»

Цель: улучшение показателей скорости и точности восприятия.

Использовать 100-клеточную таблицу с графическими изображениями:

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

б) Сколько раз встречается знак «минус» (—)?

в) Сколько раз встречается такая черта (/)?

г) Сколько раз встречается точка (.)?

д) Сколько раз встречается знак деления (:)?

е) Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

ж) Сколько раз встречается знак умножения (х)?

з) Сколько раз встречается такая косая черта (/)?

Упражнение «Треугольники»

Цель: развитие восприятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники:

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: развитие восприятия формы предметов.

На плакате, на доске при работе в классе или в книге ребенку или детям-школьникам предлагаются карточки с рисунками и геометрическими фигурами.

Задание учащимся:

1) Определите, сколько на карточках треугольников.

2) Определите, сколько на карточках квадратов.

3) Определите, сколько на карточках кружков.

Упражнение «Прямоугольники»

Цель: развитие восприятия формы прямоугольника.

На рисунке изображены прямоугольники.

Вопрос к детям: Сколько прямоугольников изображено на чертеже?

Ответ: 12.

Игра «Составь из палочек фигуры»

Цель: развитие восприятия геометрических фигур.

а) Составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

— убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

— переложи 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата;

 переложи 4 палочки так, что стало 3 квадрата.

б) Из 4-х палочек сложить 3 треугольника.

Ответ:

в) Из 5 палочек построить два треугольника.

Ответ:

Игра «Взвесь в руках»

Цель: развитие восприятия массы предмета.

Для проведения этой игры понадобятся 10 предметов, которые заранее взвешиваются.

Участники игры опять разбиваются на две команды.

Ведущий приносит заранее гирьки весом 50, 20 и 5 граммов.

Команды получают для взвешивания в руках 5 различных предметов. Например, 2 ручки, карандаш, ластик, тетрадь.

Каждый член команды должен взвесить все эти предметы на ладони и сравнить с весом гирь, затем команда определяет, каков же вес предметов, и о полученных результатах сообщает ведущему.

Та команда, которая более точ-но определила вес предметов, выигрывает. За каждый правильно названный вес предмета команда получает 10 баллов.

Игры  и упражнения направленные на развитие памяти

Игра «Слова»

Цель: развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.

Инструкция ребенку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) природоведение, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, 8) зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и др.

На каждую тему дается 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приемов, предлагая для работы школьникам по 2—3 слова.

Если по теме «Музыка» учащиеся 8—9 лет воспроизводят в среднем 7 слов, то 15-летние подростки — уже 37 слов; по теме «Книга и литература» эти показатели соответственно 5 и 28 слов, а по теме «Искусство и живопись» — 4 и 20 слов.

Игра «Кто больше запомнит»

Цель: развитие слуховой памяти

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью.

Игра «Запоминаем рисуя»

Цель: развитие ассоциативных связей.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это ремя участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для ругих, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

Игра «Цвета»

Цель: развитие мышления и памяти

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие запоминания текста

Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают.

Пересказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Игра «Чей предмет?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последова тельности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.

Игры и упражнения направленные на развитие внимания

Игра «Поем вместе»

Цель: развитие внимательности.

Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Например: «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется. Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Считалки»

Цель: развитие запоминания порядковых чисел. 

Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Игра «Пишущая машинка»

Цель: развитие внимания и умения работы в группе.

Ведущий предлагает участникам игры «напечатать» слова известного стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый...».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши. Еще одно условие: кто ошибется, выходит из игры.

Игра «Запрещенные движения»

Цель: развитие внимательности.

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Найди ошибки»

Цель: развитие внимания, понятия содержания, определение главной мысли.

Учащимся предлагается текст. Ведущий предупреждает учащихся, чтобы они слушали внимательно, поняли содержание и главную мысль.

Затем вниманию учащихся предлагается этот же текст, но с несколько измененными деталями. Задача учащихся — найти и исправить все ошибочные суждения.

Для работы школьникам потребуются ручки и бумага. Каждый работает самостоятельно, должен отметить все неточности. Следует обсудить, кто сколько неточностей заметил. Побеждает тот, кто правильно заметил все ошибки.

Игра «Числа»

Цель: развитие внимательности, навыков арифметических действий и запоминания порядка чисел.

Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

Можно предложить другой вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т. д.

Игра «Часы»

        Цель: развитие внимания и ориентации в графическом обозначении времени.

В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «Поиск предмета»

Цель: развитие внимания и памяти, пространственной ориентации.

Для проведения этой игры ведущий заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д.

Ведущий предлагает участникам игры внимательно оглядеться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, находящиеся в ней. После этого все, кроме ведущего, выходят. Ведущий кладет один маленький предмет на видное место. По очереди приглашаются участники игры. Им разрешается сделать один круг по комнате и ответить на вопрос, есть ли новый предмет и что это. Не назвавшие предмет выходят из игры.

Игра «Самый внимательный»

Цель: развитие внимательности, памяти.

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

Правила игры

     1. Игра должна приносить  радость и ребенку, и взрослому. Каждый  успех малыша  - это обоюдное  достижение, и  ваше и  его.  Радуйтесь  ему  - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

     2.  Заинтересовывайте ребенка игрой, но  не заставляйте его  играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре.

     3. Развивающие игры - игры творческие.  Все задания дети должны делать самостоятельно.  Наберитесь  терпения  и  не  подсказывайте  ни  словом,  ни вздохом, ни  жестом,  ни  взглядом.  Дайте  возможность думать и  делать все самому и отыскивать  ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь  со все более  и  более  трудными  заданиями,   ребенок  развивает  свои  творческие способности.

     4.  Чтобы  ощутить  сравнительную  трудность  задач,  прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить  их сами. Записывайте время, за  которое  вам удалось  сделать  ту  или иную  задачу. Учитесь  делать  ее быстрее.

     5.  Обязательно начинайте с посильных задач или с  более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

     6. Если ребенок не справляется с заданием, - значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте  перерыв, а  через несколько  дней начните  с более легких  заданий. Еще  лучше,  если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его!

     7. В каком порядке  давать игры? Автор бы  начал с  игры "Сложи узор" и "Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, а общее правило -  наблюдать за развитием  ребенка,  записывать в дневник его успехи и определить,  когда и какую из игр "включать". Это творческая задача папе и маме.

     8.  Увлечения  детей  проходят  "волнами",  поэтому,  когда  у  ребенка остывает интерес  к игре, "забывайте" об игре  на месяц-два и даже больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней.

     9. Берегите игры, не  ставьте  их  по доступности вровень с  остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит  их  или сам предлагает поиграть. Пусть  они стоят на видном,  но  не очень доступном месте.

     10.  Для  самых  маленьких (1,5 -  3 года)  оживляйте игру сказкой или рассказом,  давайте  "имена"  (вдвоем  с малышом,  конечно) узорам, моделям, рисункам,  фигурам,  придумывайте,  фантазируйте,  пока  ребенка  не  начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач,

     11.  Чем больше развито у малыша какое-то качество,  тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться"  игрой  ребенок  может по  двум  главным причинам: у него слабо  развиты те  качества,  которые нужны в  игре, или... взрослые  отбили  у  него  охоту,  насильно  заставляя играть  или  доставив неприятность в самом  начале. Поэтому  больше хвалите за  успехи  и в случае неудачи подбодрите малыша.

     12.   Создавайте  в  игре  непринужденную  обстановку.  Не  сдерживайте двигательную активность ребенка.

     13.  Когда складывание  узоров  или моделей  по  готовым  заданиям  уже освоено,  переходите к придумыванию новых. Заведите  тетрадку, зарисовывайте туда  (а  лучше,  если это  будет делать  сам малыш) новые задания,  модели, узоры, фигуры.

     14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач  и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.

     15, 16 и т.  д. -  это те  правила, которые вы... найдете  сами, чтобы  игра стала еще увлекательнее.

Желаем вам успеха!

Рекомендации

  1. Развивающие  игры могут  дать пищу  для  развития творческих способностей с самого раннего возраста
  2. Задания-ступеньки  игр всегда  создают условия, опережающие развитие способностей
  3. Поднимаясь,  каждый  раз  самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно
  4. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают  очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять, и принимать решения, не делать за  него то, что он может и должен сделать сам
  5. Продолжительность занятий с учащимися первого класса - 30 минут, второго - четвертого классов - 40 минут

Список информационных  источников

1. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

2. Мижериков В. А. «Словарь – справочник по педагогике»  Под ред. П. И. Пидкасистого -  М: Просвещение, 2005.

3. Б. П. Никитин. «Развивающие игры» - Ярославль: Академия развития, 2001.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста. (1-4 класс)

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры...

Сборник математических задач для детей младшего школьного возраста

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д....

Методическое пособие "Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК "Мир и человек" А.А.Вахрушева.

Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк...

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...

2016 г. "Волшебный квадрат" Коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних.

Таинственный мир превращенья бумаги,Здесь все чародеи, волшебники, маги.Творят они сказки своими руками     И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ....

Сборник развивающих игр для детей младшего школьного возраста.

В сборнике собран интересный, полезный материал для использования учителями начальной школы как на уроках, так и во внеурочной деятельности, родителями, студентами. В игре для ребёнка появляется возмо...