Проблемы, перспективы и возможности при работе по формированию финансовой грамотности у младших школьников
статья (4 класс)

     На современном этапе образования приоритетным является формирование функциональной грамотности учащихся.  Финансовая грамотность - одно из направлений образовательных программ, формирующих функциональную грамотность и реализующихся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать выбор позволяющий реализовать личные финансовые планы.    Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с младшего школьного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    « Проблемы, перспективы и возможности при работе по формированию финансовой грамотности у младших школьников»

Подготовила Самкина Наталья Васильевна,                      

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1

 им. А.К. Просоедова г. Георгиевска

     На современном этапе образования приоритетным является формирование функциональной грамотности учащихся.  Финансовая грамотность - одно из направлений образовательных программ, формирующих функциональную грамотность и реализующихся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать выбор позволяющий реализовать личные финансовые планы.    Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с младшего школьного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

  Конечно, идея о том, что воспитание детей требует тесной связи между двумя социальными институтами - семьей и школой, - неоспорима. Однако основы финансовой грамотности закладываются в семье. Школа продолжает развивать имеющийся опыт в отношении окружающего объективного мира, результатов человеческого труда. И здесь на учителя возлагается особая задача - знакомство учеников с миром экономики и финансов в логике: от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий. От простейших экономических категорий «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и к пониманию законов финансового мира. А значит учителю необходимо владеть этими знаниями.

             Работая с учащимися 4 класса, первую половину учебного года я ставила целью заинтересовать и вовлечь детей в процесс освоения финансовых категорий. Во втором полугодии разделила класс на команды, каждая из которых готовила свои задания для класса – задачи, ребусы, игры. Дети увлечённо готовились к этим занятиям, подбирая каждый раз более интересные виды работ. Принимали участие в онлайн – олимпиадах по финансовой грамотности и предпринимательству. В учебном плане введены элементы преподавания финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира. На уроках математики можно использовать не только стандартные задачи, но и сюжетные, которые при решении показывают реальную жизнь. В таких случаях можно отправиться в магазин, либо на занятиях внеурочной деятельности разыграть ситуацию, связанную с покупкой какого-либо товара. Педагог должен формировать и развивать познавательный интерес у учащихся и иметь воспитательное воздействие. Само   содержание темы «Финансовая грамотность» уже интегрировано в фактический процесс изучения предметов в начальной школе. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы, окружающего мира, технологии. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации.

          Чтобы научить юного финансиста элементарным расчетам собственного бюджета, вовсе не обязательно углубляться в терминологию и расчеты. Все понятия и правила можно преподнести в игровой манере. В таком случае, информация будет лучше запоминаться, а ребенок в дальнейшем сможет использовать полученные знания.            Сущность практико-ориентированного подхода к обучению финансовой грамотности заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. Использование практико-ориентированного подхода позволяет раскрыть связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.

              В то же время современное состояние теории и практики педагогического обеспечения не всегда соответствует требованиям сегодняшнего дня и требует поиска новых подходов, путей и условий. Наряду с этим недостаточно разработаны содержание, формы, методы формирования у детей младшего школьного возраста финансовой грамотности. В современное время остро стоит проблема недостаточной научно-методической разработанности процесса экономической социализации и формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста. Данная проблема приводит к ситуации, когда значительная часть педагогических коллективов учебных заведений проявляет неготовность к обеспечению педагогического взаимодействия по вопросу формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста. Кроме того, отсутствие самостоятельного курса по изучению финансовой грамотности в учебном плане большинства общеобразовательных школ, недостаток часов для изучения вопросов финансовой грамотности в учебных предметах, недостаток систематизированных знаний у педагогов актуализирует проблему формирования финансовой грамотности учащихся.

Считаются перспективными исследования следующих проблем: социально-гуманитарное образование и его роль в формировании финансовой грамотности учащихся; дидактическое сопровождение формирования финансовой грамотности учащихся при изучении учебных предметов; финансовая среда школьников: задачи и методы формирования; научно-педагогические подходы к оценке уровня сформированности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер-класс раскрывает  методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....

Доклад на МО « Формы и методы формирования финансовой грамотности у младших школьников».

Формирование финансовой грамотности у  младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...

Формирование финансовой грамотности у младших школьников.

В докладе на тему "Формирование финансовой грамотности у младших школьников" предложены задания по финансовой грамотности для использования в урочной и внеурочной деятельности....

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....

Мастер-класс " Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер- класс нацелен на повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности....

«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

Мастер-класс включает себя задания, формирующие финансовую грамотность для учащихся 2 класса, раскрывает актуальность темы, понятие о финансовой грамотности  и финансовых привычках....