Актуализация знаний - важнейший этап урока
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Решетова Татьяна Анатольевна

1. Структура современного урока в рамках ФГОС.

2. Цели и задачи этапа актуализации знаний. Сущность данного этапа.

3. Сущность понятия "проблемная ситуация". 

4. Создание проблемной ситуации.

5. Приемы использования проблемной сиуации на уроках в начальной школе.

6. Некоторые способы актуализации знаний на уроках в начальной школе. (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsiya_znaniy.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи

Слайд 7

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел, тему, что именно им придётся изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достаёт , что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

Слайд 8

Этап актуализации знаний обычно состоит из следующих действий: Создание учебно-проблемной ситуации. Формулировка основной учебной задачи .

Слайд 9

Создание учебно-проблемной ситуации. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения , вызванного в определённой учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

Слайд 13

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи , которая должна быть решена в процессе изучения данной темы. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы.

Слайд 14

Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Слайд 15

Учебная задача может быть сформулирована Устно словесно. Письменно зафиксирована. Модель.

Слайд 17

Корзина идей На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят всё, что классу известно по обсуждаемому вопросу или предложат способы действия.

Слайд 18

Да-нет Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока т предлагает детям выразить к ним своё отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.

Слайд 19

Видеозарисовка Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка , после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.

Слайд 20

Чёрный ящик По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в чёрном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме урока. Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.

Слайд 21

Волшебная коробка В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют её.

Слайд 22

Портрет известного человека Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нём, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.

Слайд 23

Визуальный ряд На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.

Слайд 24

Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста. Учащимся дается задание идентифицировать по прослушанному фрагменту всё произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.

Слайд 25

Экскурс в будущее Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.

Слайд 26

Задание на опережение Педагог заблаговременно сообщает детям (всем или индивидуально) тему, которая будет рассматриваться на уроке и даёт задание приготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему она актуальна.

Слайд 27

Неоконченный рассказ Учитель начитает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает своё повествование в определённый момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение. Сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.

Слайд 28

Продолжение фраз Учитель просит детей продолжить неоконченные предложения. Сегодня мы поговорим о … Я чувствую, что … По теме нашего урока я знаю, что … Мне бывает нелегко … Я всегда думал, что … Я где-то читал …

Слайд 29

Задания-загадки С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.

Слайд 30

Прямой вопрос Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала

Слайд 31

Общее-разное Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемых на уроке.

Слайд 32

Тупик При выполнении определённых заданий, дети сталкиваются с ситуацией, когда для решения поставленной задачи не подходит ни один известный детям способ действия.

Слайд 33

Слово-ключ Заранее на доске или в другом месте вывешивается новое слово-термин. Дети обращают на него внимание и задаются вопросами, что это, что я про это знаю, где и как это применяется и используется.