ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
статья (3 класс)

Худобина Елена Викторовна

Статья посвящена анализу профориентации в области инженерно-технического образования среди младших школьников через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства. Соавторы подчеркивают важность объединения усилий школы, учреждений дополнительного образования, родителей и общественности, рассматривая социальное партнерство как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Век высоких технологий предъявляет большие требования к выполнению различных технически сложных операций, информационной компетентности современного человека. Необходимо ориентироваться в постоянно изменяющемся окружающем мире, адекватно воспринимать появление нового, быть готовым непрерывно учиться, что позволит соответствовать требованиям времени и найти своё место в современной жизни. Поэтому воспитание технически грамотного человека необходимо начинать с раннего детства.

        Ещё Л. Н. Толстой говорил: "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"[3]. Эти слова актуальны и сегодня. Основная задача современного педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию и деятельности.

        Современные дети очень рано интересуются техникой. Познавательный интерес мотивирует к техническому творчеству, как и вообще к учебной деятельности. С первых дней обучения в школе у школьников начинается формирование познавательных интересов. Особенно заметно развивается интеллектуальная любознательность. Внимание, несмотря на то, что оно рассеяно на этом этапе подготовки, но при этом легко уловимо, играет важное значение в данном деле. Таким образом, в начальных классах и появляется необходимость «завладеть» вниманием детей, поддерживая тем самым интерес к техническому творчеству и формируя мотивы, без которых любая работа теряет смысл. Раннее вовлечение детей в техническое творчество пробуждает тягу к технике и изобретательству,  создает прочную базу для успешной учёбы и правильной ориентации в жизни. У ребят, интересующихся техническим творчеством, вырабатывается преобразующее отношение к окружающей действительности. Сформированный интерес к созиданию, к изобретениям позволяет фантазии разыграться и придумывать «проекты» по совершенствованию окружающей среды, предметов обихода, улучшению качества жизни.

        Гордость за достижения своих соотечественников, учёных и изобретателей, внёсших выдающийся вклад в мировую науку, технику и культуру можно воспитать у подрастающего поколения участием в техническом творчестве. Немаловажную роль играет техническое образование и как инструмент профессионального самоопределения.

Робототехника – одно из инновационных направлений, внедряемых в образовательный процесс, позволяющее сформировать основы технического мышления и плавно адаптировать детей к будущей инженерно-технической профессии. Это направление полностью отвечает приоритетам государственной политики в сфере образования – привлечению молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышению престижа научно-технических профессий.

        Важная роль в данном процессе отводится объединению усилий школы, учреждений дополнительного образования, родителей и общественности. Социальное партнерство рассматривается как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании. В процессе сетевого взаимодействия решаются многие задачи: совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив; совершенствование образовательной среды учреждения; обмен опытом; расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт; расширение возможностей для профессионального диалога педагогов; объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно–методического пространства для реализации ФГОС НОО.

        Большие возможности для этого предоставлены средствами дополнительного образования в Центре детского (юношеского) научно-технического творчества. Ребята с большим удовольствием посещают занятия курса "ЛАБОРАТОРИЯ ФИКСпериментов". Данная образовательная программа имеет техническую направленность, ее содержание нацелено на развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности. Программа позволяет учитывать способности обучающихся, способствует расширению знаний в различных областях, что позволяет сформировать личность с инженерным мышлением. Проходя курс обучения по данной программе, ребята получают знания, навыки и умения в области механики и конструирования, оптики и астрономии, электричества и магнетизма, а так же алгоритмирования и программирования. Программа имеет практико-ориентированную направленность, направленную на раннюю профориентацию по специальностям технической направленности"[2].

        С развитием ИКТ в программу обучения МБУ ДО ЦНТТ стала внедряться робототехника. На сегодняшний день робототехнику в образовании можно рассматривать как междисциплинарную дисциплину, которая интегрируют в себе науку, технологию, инженерное дело, творчество, программирование и которая способна работать на развитие технического творчества. Курс "Лего-конструирование" имеет техническую направленность, ее содержание ориентировано на расширение у обучающихся политехнического кругозора, формирование устойчивого интереса к технике. Проходя курс обучения по данной программе, обучающиеся получают и совершенствуют знания в области конструирования, учатся основам программирования и робототехники, что способствует подготовке к дальнейшей конструкторской, изобретательской деятельности и ориентирует в выборе профессии"[1].

        Возможность внедрения робототехники в учебное пространство – это универсальный инструмент для образования.

        Во-первых, занятия робототехникой носят межпредметный характер, перекликаясь сразу с несколькими учебными предметами как в начальной, так и в основной и старшей школе: математика, геометрия, информатика, программирование, астрономия, физика, технология, окружающий мир. Это говорит о преемственности и взаимосвязи общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

        Использование конструкторов ЛЕГО в дополнительном образовании усиливает мотивацию обучающихся, поскольку занятия построены в виде познавательных игр, что дает возможность продуктивнее познакомить детей с наукой, поскольку это эффективный метод изучения важнейших областей технологии и конструирования.

        Во-вторых, робототехника способна развивать личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия, которые организуют самостоятельную учебную деятельность и формируют мотивацию к обучению. Такие кружки помогают развивать коммуникативные способностей, развивают навыки взаимодействия в коллективе и самостоятельности при принятии решений, раскрывают творческий и технический потенциал. В игровом обучении ученики легче принимают критику и смелее оценивают свою деятельность и деятельность сверстников. В соответствии с новым федеральным государственным стандартом, сформированный уровень универсальных учебных действий  -  неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, поскольку способствует развитию логического стиля мышления, систематизации знаний, позволяющих обучающимся ориентироваться в разных предметных сферах познания.

        В-третьих, использование робототехники в качестве инновационной методики на занятиях в школах и учреждениях дополнительного образования позволяет обеспечить равный доступ детей всех социальных слоев общества к современным технологиям образования, позволяя на ранних этапах выявить технические наклонности учеников и развить их в этой области. Также эта деятельность формирует и личностные качества – развивает волю, личную ответственность и умение работать в коллективе.

        Главная цель вовлечения ребят в образовательное пространство робототехники - освоение навыков начального технического конструирования, изучение научно-технических понятий, конструкций и их основных характеристик, развитие мелкой моторики и координации, а также навыков взаимодействия в группах.

        Техническое и экономическое развитие общества указывает на то, что подавляющее большинство профессий будет связано с применением различных технических средств и научных технологий. Современные родители уже понимают, что цифровое образование для детей поможет им в будущем сделать успешную карьеру и обеспечить себе достойный уровень жизни, потому что самыми востребованными станут профессии, связанные с IT-отраслью. Школа "KIBERone" и Центр интеллектуального развития Sofia kids  (курс программирования "Алгоритмика") дают основные навыки, необходимые для достижения успехов в ключевых профессиях будущего. Новички начинают осваивать программирование в игровой форме, а к концу обучения получают навыки в вопросах кибербезопасности, блокчейна и искусственного интеллекта, делают сайты.

Большое значение имеет привлечение родительской общественности к приобщению детей к труду, знакомству с профессиями. Никто не знает лучше привычки и интересы ребенка, его характер и склонности, чем его родители. В своем будущем выборе дети часто ориентируются на профессии родственников, хотят быть похожими на маму или папу. Поэтому родителям даются рекомендации беседовать с ребенком о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека.

В целях расширения представления детей о профессиях целесообразно посещать предприятия, выставки, а также места работы родителей. Таким образом, системно организованная работа по внедрению инновационного направления робототехника в образовательный процесс современного ДОУ помогает сформировать у младших школьников  представления о профессиях взрослых, развивать эмоционально положительное отношение к трудящемуся человеку, сформировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

        Таким образом, государство испытывает острую потребность в качественных инженерных кадрах, которые должны стать основой экономики России в будущем, поэтому уделяет повышенное внимание профориентации в области инженерно-технического образования. Сегодняшние школьники в ближайшие годы будут активно включены в непосредственное развитие инновационных сфер экономики страны. Эффективная организация работы по этому направлению через систему сетевого взаимодействия и социального партнерства позволит взращивать качественные инженерные кадры, прививать любовь к техническому творчеству и робототехнике как науке.

Литература

1. Козлова Н.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности ««Лего-конструирование»» - [Электронный ресурс] - https://drive.google.com/file/d/1Vm7XNh--HoH-KMD4J4RPPiwD9G4nEssQ/view

2. Козлова Н.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛАБОРАТОРИЯ ФИКСпериментов» - [Электронный ресурс] - https://drive.google.com/file/d/1xfDAuvRwL9_09piIllU7Gl3bK1_zmMVQ/view

3. Толстой Л. Н. Педагогический журнал "Ясная поляна", 1862, №1 - [Электронный ресурс] - http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/yasno-polyanskaya-shkola-3.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением  I. Актуальность темы педагогического опыта. Теоретическое обоснование темы.Речь человека является своеобразны...

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьны...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....