«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
материал

Ликторас Ирина Денисовна

Разработка для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy-sovet.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Уважаемые коллеги! Начать педсовет мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». (в рабочем листе – задание 1)«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

«Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

«Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.

«Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

  • Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
  • Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
  • Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Уважаемые коллеги, какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя? (задание 1 в рабочем листе)

  • самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

1)Тема педагогического совета «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»

Цель: совершенствовать        профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения

Задачи:

  • раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность»
  • рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся
  • выявить        опыт        работы        учителей        по        формированию        функциональной        грамотности школьников
  • выработать        рекомендации        для        коррекции        деятельности        учителя-        предметника        по формированию функциональной грамотности обучающихся
  • принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.

Уважаемые коллеги, понимание того или иного теоретического материала, любого процесса начинается с работы над содержанием основных терминов, понятий. Ключевыми терминами сегодня будут: функциональная грамотность.

2)Итак, функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Актуально ли это для современной школы – формировать функциональную грамотность школьников?

Что же можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения?

3)Уважаемые коллеги, можно выделить 4 базовых механизма формирования и развития функциональной грамотности:

Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально- компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.

Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.

Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом.

4)Что касается учебного процесса, то каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
  • технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
  • обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
  • уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Как определить, обладает ли ученик функциональной грамотностью?

Работа в группах - Задание 2. (Предложить индикаторы и показатели, по которым можно оценить уровень сформированности функциональной грамотности)

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: (представление результатов работы групп)

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

  • Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
  • Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
  • Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Важными индикаторами функциональной грамотности являются:

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  •         умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Самостоятельная работа в группах (задание 3): Разработать рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности. (время 15 минут)

5)Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

  • обучение должно носить деятельностный характер.
  • учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  • использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
  • обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
  • организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.
  • Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.
  • создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
  • преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

6) В рамках темы функциональная грамотность хочется рассмотреть и способы регуляции и соморегуляции поведения для младших школьников. Для этого я вам предлагаю нейропсихологические приёмы. Напомню, что нейропсихология детского возраста – область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведение и обучении) ребенка с формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и в патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения.

Ознакомиться с нейропсихологическими приёмами по стабилизации поведения вы можете на кубике.


упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела: используем упражнения «Огонь и лед» (по команде «Огонь!» — дети начинают интенсивные движения всем телом; плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

глазодвигательные упражнения 

слежение глазами идет за предметом, расположенным: -на расстоянии вытянутой руки, - на расстоянии локтя и, наконец, -около переносицы. Взрослый располагает ручку над глазами ребёнка (над переносицей) и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Прыжки на месте на двух ногах: а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги вместе; б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди. Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.

«Рисунки и буквы на спине и на ладонях» (выполняется в паре, один ребенок рисует, другой с закрытыми глазами должен определить, что нарисовал его друг)

«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно вы полняющего команды человека. Педагог- дает инструкцию: «Два шага вперед, один шаг направо. и т. д. Когда ребенок усвоит правила игры и будет безошибочно выполнять команды в игре, переходим на более сложный уровень: играем в непослушного робота, который выполняет все команды на оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

Надоедливая муха

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т.д.

Рабочий лист

Задание 1.

Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности.

Задание 2.

Предложить индикаторы и показатели, по которым можно оценить уровень сформированности функциональной грамотности

Задание 3.

Разработать рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования»

Доклад для педсовета  на тему "Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования"....

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Разработка урока по  математике с элементами финансовой грамотности....

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»

Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Мастер-класс«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»...