Особенности организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
статья

Зимоглядова Ольга Анатольевна

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.

                                                                                                                                                   (Э. Хаббард)

      «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», - такие новые социальные требования к системе российского образования выдвигает «Концепция модернизации Российского образования». Результат образования выпускника начальной школы  наряду с общей грамотностью выпускника измеряется успешностью решения таких задач, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и стали одним из значимых ожидаемых результатов начального общего образования и предметом стандартизации. Очевидно, что Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает ориентацию на системно-деятельностный подход в образовании. Основной педагогической задачей становится создание условий, инициирующих детское действие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

О.А. Зимоглядова, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 4 имени А.М. Горького»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

Б. Шоу


          Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Особую роль в технологии деятельностного метода играют уроки открытия нового знания. Тип уроков, представленных в сборнике, – уроки ОНЗ.

Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

На данном этапе происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие. 

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом,

происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Для построения урока в рамках системно-деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  • цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  • учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
  • используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
  • учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
  • учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
  • на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
  • учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
  • учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;
  • учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношение, совместную деятельность и т.д.).

Желаю Вам творческих успехов в организации современного урока в рамках системно-деятельностного подхода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

  Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса...

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Представляю презентацию по методическим рекомндациям по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода...

Буклет Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:1.      уроки «открытия» нового знания;2.      ур...