Проблемы молодого педагога (на примере учителя агнгл. яз.)
статья

Статья посвящена проблемам, с которыми сталкивается молодой педагог, а именно учитель английского языка. Предагаются способы их решения. Приводятся примеры из собственного опыта. Выбрав будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских глазах. Но ожидания не всегда совпадают с действительностью. В реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все дети с радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы молодого педагога (на примере учителя агнгл. яз.)

Выбрав будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских глазах. Но ожидания не всегда совпадают с действительностью. В реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все дети с радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

На первых порах молодой педагог сталкивается с множеством трудностей. Какие-то из них предсказуемы и объяснимы: высокий уровень психологической и физической нагрузки, дисциплина в классе (точнее, ее отсутствие). Нередко сложности возникают и в отношениях с коллегами, но мне в этом плане повезло, я попала в дружный коллектив, другие учителя всегда поддержат и помогут советом.

Самым сложным в первые дни моей работы в школе было наладить контакт с учениками, в особенности с трудными детьми. Я учитель английского языка. К этому предмету не все относятся серьёзно, считая, что он им не понадобится в будущем, поэтому нужно было увлечь, заинтересовать детей. Я изучала их интересы и предпочтения, чтобы быть с ними на одной волне. Самое сложное, это то, что у детей еще нет мотивации к осознанному обучению. Ведущим видом деятельности является игра, но и игра не может длиться долго. Детки быстро устают, нужна постоянная смена деятельности. Мы играем, поем, танцуем, рисуем и все это с одной целью: сделать процесс обучения английскому языку увлекательным. Дети будут заниматься только если им интересно.

Совершенно ясно, как бы хорошо ни готовил ВУЗ, решающее становление мастерства происходит в школе, в живой работе с детьми, на практике. Именно в первые годы работы, с первых дней начинается наиболее интенсивное формирование тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя. До полноценного преподавания в школе я сталкивалась с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое — учить самостоятельно.

Какие трудности и проблемы часто встречаются в работе начинающего учителя?

Неумение точно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении нового материала, сложности при постановке вопросов ученикам. Молодой педагог часто испытывает значительные трудности в подборе материала, при разработке урока, внедрении новых технологий в преподавании своего предмета.

Молодой педагог, пришедший в школу, сталкивается с большим количеством методических проблем. Во многом это связано с отсутствием педагогического опыта, неподготовленностью молодого учителя к живой работе в школе. Как правило, в вузах уделяют большое внимание теоретическому материалу, а методика преподавания предмета занимает от одного до двух лет при пятилетнем обучении. За это время студент получает курс теории преподавания и проходит педагогическую практику (не более 1 четверти). За свою педагогическую практику я успела провести порядка 20 уроков, что недостаточно, чтобы отработать полученные теоретические навыки. Распространенная проблема молодого учителя — отсутствие внимания учащихся на уроке. Суть этой проблемы — неумение учителя организовать деятельность так, чтобы управлять вниманием учеников. Для этого нужно знать психологическую природу внимания, условия, при которых оно может быть сохранено в нужное время на нужном объекте.

Проблема понимания учебного материала и успешного его усвоения также связана с психологическими основами методики обучения. В школе изучение иностранного языка начинается со второго класса начальной школы. В современных школах, учебники построены довольно сложно, они требуют, чтобы дети ещё до поступления в школу знали английский алфавит, слова и т.д. Маленькие ученики, ещё в принципе не знают основных правил русского языка, что же им можно дать в иностранном? Не редко, педагоги сталкиваются с тем, что пособие начинается с упражнений, где дети должны спеть песню на английском, или же устроить диалог между друг другом. А чем дальше продвигаешься, тем сложнее задания. С учетом того, что на английский язык даётся два - три часа в неделю, то ученику очень сложно справиться с этой задачей.

Сегодня в школу приходят школьники с разным уровнем подготовки по иностранному языку. Если уделять больше внимания нулевому ученику на уроках, процесс обучения затормозится. А у преподавателя есть программа, в соответствии с которой он должен строить процесс обучения.

Объяснение нового материала, ориентированное на определенную группу учащихся, предполагает, что для других категорий учеников нужно дать иное объяснение, а не просто многократное повторение того же объяснения теми же словами. Здесь требуется новый вариант объяснения с опорой либо на образное мышление, либо на практически действенное, либо изменение оснований объяснения с включением в него тех знаний, которых ученику недостает для понимания нового, и т. п.

Здесь надо понять одно – неспособных и тупых от природы нет, есть только ученики с плохо развитыми навыками восприятии или они просто равнодушны к предмету. И в этом случае необходим индивидуальный подход.

В процессе преподавания вы овладеваете все большим объемом информации – это необходимое условие профессионального роста и развития, вы меняетесь. И многие вещи в вашем предмете начинают казаться очевидными.

Запаситесь терпением, элементарные вещи вам придется многократно повторять. Постарайтесь при каждом повторении подавать материал в новом свете, находите разные выражения, используйте примеры и метафоры (чем ниже уровень ученика, тем лучше он воспринимает образные, визуальные, яркие примеры).

Присмотритесь к ученику. Постарайтесь мысленно поменяться с ним ролями. Проанализируйте, что мешает ему на занятии? Может, вы слишком быстро говорите? А ученик интровертен и медлителен от природы?

Может он с трудом воспринимает информацию на слух? Потратьте время на запись, лучше систематизируйте материал, так, чтобы важное всегда было перед глазами.

Помните, что непрерывно, не отвлекаясь, человек может воспринимать информацию не более 45 минут.

Делайте небольшие паузы, отступления, давайте возможность отдохнуть, не стоит на протяжении урока непрерывно «фаршировать» ученика знаниями.

Широко распространенная жалоба молодых учителей на отсутствие мотивации. За пониманием-непониманием часто стоит проблема мотивации, отношения к предмету усвоения. Создать условия, при которых возникает не только положительная мотивация, но и потребность усваивать сложный материал, также имеет психологическую природу. Есть психологические условия, при которых учитель может, уяснив потребности ученика, обеспечить высокую познавательную активность и мотивацию. Учителя английского не исключение, они также сталкиваются с проблемами, связанными с отсутствием мотивации в изучении иностранного языка.

Проблема прогнозирования результатов усвоения учебного материала и трудностей учащихся при его усвоении. Можно предположить, что такие прогнозы могут делать только опытные учителя, которые накопили знания об успешности усвоения или затруднениях учащихся при усвоении того или иного учебного материала. За этой проблемой кроется глубина знания предмета, возрастных особенностей учащихся и, в частности, особенностей их восприятия и мышления, а также рефлексивный анализ процесса и результатов своей деятельности. Часто в беспрерывном потоке уроков, уделяя внимание проведению урока, теряется то главное – цель, чего мы хотим достичь с нашими учениками. Цель это и есть результат, достигаемый через образовательный процесс. Разговаривая на уроках, мы формируем у детей навыки устной речи, выполняя письменные задания, учим писать, переводя – учим переводить, а слушая – понимать на слух. И если вдруг что-то не получается, вспомнить для какой цели это делаем. Чтобы не получилось, что даем детям выполнять упражнения по грамматике, а хотим, чтобы они разговаривали.

Выход: Уметь держать в голове цель вашего урока/уроков, следовать ей и ожидать от учеников именно тех результатов, которые вы и планировали.

Проблемы, в основе которых лежит коммуникативная некомпетентность. Наиболее часто повторяющимися проблемами в этой области являются неумении строить взаимоотношения с учащимися и родителями, неумение устанавливать контакты с учащимися, взаимоотношения с администрацией, родителями, продуктивно разрешать конфликты с разными субъектами образовательного процесса. А также межличностные взаимодействия с учениками класса и с их родителями оказываются довольно проблематичными из-за того, что родитель, являясь по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам.

Серьезная проблема возникает, когда родители вмешиваются в процесс обучения/ход урока, говорят как вы должны обучать или ученики не делают то, что вы просите, делают не так, делают что-то неприятное. Но такую ошибку легче предотвратить.

Выход: До начала занятий или на первом родительском собрании рассказать о цели ваших уроков, о способах её достижения. Донести до родителей, что если вы говорите на английском, делаете поделки, смотрите мультфильмы, играете на уроках , то всё это для создания атмосферы живого общения на языке, чтобы дети воспринимали английский как нечто естественное. Именно по этим пунктам часто возникает непонимание со стороны родителей. С детьми же на первом уроке оговаривается что можно и нельзя на уроке, ваши требования и структура урока.

Отсутствие дисциплины в классе по своей психологической сути — это проблема не установившихся дружеских взаимоотношений, взаимопонимания и взаимоуважения. Основой такой продуктивной коммуникации является диалог, профессиональный учебный диалог в процессе объяснения или в целом в процессе ведения урока. Он обеспечивает взаимопонимание, взаимоуважение, снятие проблем и разрешение конфликтов, вызывающих недисциплинированность, отсутствие познавательной мотивации и т. п. Неконструктивный способ преодоления учителем трудностей во взаимодействии с учеником осуществляется на уровне психологической защиты, что приводит к профессиональным деформациям и профессиональному выгоранию. В этом случае проблема взаимодействия учителя с учащимися возникает как следствие отсутствия эмпатии, знания действительных мотивов поведения ученика, сформированных установок, не отражающих личностных изменений. Чаще всего проблемы с дисциплиной возникают, когда детям становится скучно или они просто устали. Это нужно вовремя почувствовать и не бояться отступить от плана урока, если есть необходимость провести лишнюю физминутку или наоборот, предложить закрыть глазки и «поспать» полминутки.

Технические проблемы. Также сегодня далеко не все учебные заведения имеют достаточно хорошую материально-техническую базу и непрерывный доступ к сети интернет. А ведь технологии меняют процесс обучения. Использование современных технологий позволят преподавателю дать возможность учащимся заниматься самостоятельно, что поможет оптимизировать время преподавателя во время урока. Технологии позволяют облегчить процесс выдачи заданий и контроля работы разных учеников, таким образом, осуществляется индивидуальный подход к обучению.

Доступ к Интернет-ресурсам на уроках даёт возможность пользоваться самыми современными материалами. Учащийся получает доступ к настоящему английскому языку. В отличие от учебников цифровой контент постоянно и беспрепятственно редактируется, что позволяет обновлять его в соответствии с меняющейся обстановкой, в том числе и языковой. Технологии также позволяют изучающим английский язык связываться друг с другом или с носителями языка, а также с теми людьми, общение с которыми возможно только на английском.

При изучении особенностей саморегуляции и самоотношения учителей в типичных и нетипичных ситуациях установлено, что причиной значительного числа затруднений учителей является недостаточное владение ими приемами самоанализа, самооценки и саморегуляции. Наиболее низким является показатель «самопонимание-самоотношение», то есть внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя, самоуважение, то есть вера в свои силы, способности (Л. М. Митина ). Развитие рефлексии не только личностной, но и профессиональной — основа быстрого выхода из периода затруднений и, наоборот, ее отсутствие — становится причиной углубления адаптационного кризиса.

Урок - это не только логика. Логика - это основа. Цельность и плавные переходы - это само собой разумеющееся.

Уроку нужна изюминка. Изюминкой может стать и интеллектуальный challenge. Этические дилеммы, необходимость принять сложное решение, задачки на логику. Внезапное появление любимого персонажа в неожиданном контексте поможет раскочегарить самых зажатых студентов. Эпизод из недавно вышедшего фильма или цитата из классики жанра - отличный ход для того, чтобы разогреть класс для обсуждения.

Проблема в том, что изюминку сложно найти. Её нужно копить и скрупулезно раскладывать по папочкам, ежедневно скрести по просторам интернета в поисках гениальных решений.

Заранее зная, какие трудности могут встретить молодых учителей в школе, можно легко их предотвратить. Главное, знать цель своей деятельности и способы её достижения, стараться создавать атмосферу для естественного изучения языка и говорить на доступном для понимания детей английском языке и требовать того же от учеников, не забывать самим самосовершенствоваться в языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

Статья Вестник БГУ "Образование.Личность. Общество" по теме: АКТУАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопрос профессиональной адаптации молодых учителей обретает особенную значимость на современном этапе реформирования общества и системы образования.     Система образования в наше ...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...