статья" Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы"
статья (3 класс)

Галкина Елена Викторовна

Делюсь опытом работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»

Учитель начальных классов:

Галкина Е.В.

МАОУ СОШ № 28

Слайд 1

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»

Слайд 2

 «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.

Слайд 3

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Слайд 4

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Слайд 5

Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.

Слайд 6

Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, в том числе «Школа России» по которой мы работаем.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.

Слайд 7

Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:

«Моя семья» (Что нужно семье),  

«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль),

«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники),

«Опасные места» (Когда рискуешь деньгами),

Слайд 8 

«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения),

Слайд 9

«Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара),

«Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки),

«Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Слайд 10 Ответы кроссворды

Слайд 11 Игра «Скажи наоборот»

Слайд 12

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, Слайд 13 решают простые задачи. Слайд 14 Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Слайд 15 Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Слайд 16 Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.

Игра «Отгадай загадки»

Слайд 17

На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, Нужно отгадать, из какого фильма взята эта крылатая фраза.

  • Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя! На дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним что хочешь. «Золотой ключик»
  • - Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.
  • Безвозмездно — то есть даром. «Винни-Пух и все-все-все»
  • Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…«Каникулы в Простоквашино»
  • Чтобы продать что – нибудь ненужное, нужно сначала купить что – нибудь ненужное, а у нас денег нет… «Трое из Простоквашино»
  • Средства у нас есть. У нас ума не хватает. « Зима в Простоквашино»

 а также Слайд 18 ребусы, анаграммы, Слайд 19 пословицы.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:

Слайд 20

  1.  «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки,

Слайд 21 упражнения «Закончи верные утверждения»).

Слайд 22

  1. «Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)

Слайд 23

  1.  «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

Слайд 24

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Слайд 25 Комплексных метапредметных работ.

Слайд 26

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:

  1.  Электронные приложения к учебникам.

Слайд 27

  1.  Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; Слайд 28 онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и др.).

Слайд 29

А также учебных пособий:

  1.  УМК «Финансовая грамотность».

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

Слайд 30

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:

  • понимание природы и функции денег;
  • умение ценить деньги;
  • умение считать деньги;
  • умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
  • умение экономить и сберегать;
  • умение тратить деньги и жить по средствам;
  • умение делиться.

Слайд 31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...

Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе

В данной работе рассматривается понятие функциональной грамотности, а также ее составляющие - математическая и финансовая грамотность. Представлены задания из программного материала. направленные на ф...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....