статья" Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы"
статья (3 класс)
Делюсь опытом работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»
Учитель начальных классов:
Галкина Е.В.
МАОУ СОШ № 28
Слайд 1
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы»
Слайд 2
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.
Слайд 3
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Слайд 4
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Слайд 5
Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.
Слайд 6
Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, в том числе «Школа России» по которой мы работаем.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.
Слайд 7
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
«Моя семья» (Что нужно семье),
«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль),
«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники),
«Опасные места» (Когда рискуешь деньгами),
Слайд 8
«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения),
Слайд 9
«Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара),
«Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки),
«Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Слайд 10 Ответы кроссворды
Слайд 11 Игра «Скажи наоборот»
Слайд 12
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, Слайд 13 решают простые задачи. Слайд 14 Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Слайд 15 Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Слайд 16 Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.
Игра «Отгадай загадки»
Слайд 17
На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, Нужно отгадать, из какого фильма взята эта крылатая фраза.
- Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя! На дурака не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним что хочешь. «Золотой ключик»
- - Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.
- Безвозмездно — то есть даром. «Винни-Пух и все-все-все»
- Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…«Каникулы в Простоквашино»
- Чтобы продать что – нибудь ненужное, нужно сначала купить что – нибудь ненужное, а у нас денег нет… «Трое из Простоквашино»
- Средства у нас есть. У нас ума не хватает. « Зима в Простоквашино»
а также Слайд 18 ребусы, анаграммы, Слайд 19 пословицы.
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:
Слайд 20
- «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки,
Слайд 21 упражнения «Закончи верные утверждения»).
Слайд 22
- «Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)
Слайд 23
- «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)
Слайд 24
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Слайд 25 Комплексных метапредметных работ.
Слайд 26
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:
- Электронные приложения к учебникам.
Слайд 27
- Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф; Слайд 28 онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и др.).
Слайд 29
А также учебных пособий:
- УМК «Финансовая грамотность».
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
Слайд 30
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
- понимание природы и функции денег;
- умение ценить деньги;
- умение считать деньги;
- умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
- умение экономить и сберегать;
- умение тратить деньги и жить по средствам;
- умение делиться.
Слайд 31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКА ПОНЯТИЙ
Знакомство с приемом составления сборника понятий....

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и на...
Формирование математической и финансовой грамотности обучающихся в начальной школе
В данной работе рассматривается понятие функциональной грамотности, а также ее составляющие - математическая и финансовая грамотность. Представлены задания из программного материала. направленные на ф...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает ...

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
В презентации расмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС дел...

Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы.
В данной статье рассматриваются вопросы формирования финансовой грамотности у учащихся начальной школы....

Презентация по теме самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у учащихся начальной школы»
Презентация для родительского собрания по финансовой грамотности....
