публичный доклад
методическая разработка (3 класс) на тему

публичный доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichn_vystupl_posledn..doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой культуры младших  как  показателя коммуникативной компетенции

Еще античные философы утверждали, что речевое развитие человека отражает его личностные особенности. Сократ однажды сказал своему ученику: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади писал:

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слова не сказал!

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и  чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение  общаться необходимо каждому.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям, которые отражают следующие её качества: правильность; ясность; чистота; точность; выразительность; богатство. Одной из составляющих культуры речи является этичность, или речевой этикет, который создает условия, благоприятные для общения людей.

Современное понимание «культуры речи» определяется как владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения. В речи отражается личность говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении всей жизни, грамотность и культура речи, коммуникативно-речевая активность, общая культура человека, его увлечения, опыт. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития младшего школьника, совершенствование коммуникативно-речевой культуры как основы развития его личности.

Проблеме формирования культуры речи учащихся посвящены исследования многих методистов, в частности Львова М.Р., Ладыженской Т.А., Соловейчик М.С., Омороковой М.И., Т.Г. Рамзаевой и др. Методика формирования культуры речи опирается на общедидактические принципы обучения русскому языку и методические принципы, предложенные и разработанные Л.И Федоренко. При формировании культуры речи могут быть использованы такие методы: методы практического, теоретического, теоретико-практического изучения языка. В психолого-педагогических науках процесс формирования речевой культуры рассматривался такими учеными: Р.С. Немовым, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Жинкиным, Л.С. Выготским, А. Л. Леонтьевым, И.А. Зимней. В лингвистических трудах термин культура речи рассматривается в трудах Л.Р. Скворцова, Б.Н. Головина, Ширяева, Формановской, Введенской и др.

Родным языком люди начинают овладевать с самого рождения. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Обучение родному языку осуществляется в школе, лицее, колледже, гимназии и даже в высших учебных заведениях. Коммуникативно-речевая культура – это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, умение слушать собеседника.

Уровень сформированности речевой культуры определяется речевой средой, в которой находится ребёнок. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. На речь ребёнка оказывают влияние следующие источники, которые могут выполнять как позитивную, так и негативную функции. Это речевая среда в семье, среди друзей; средства массовой информации: газеты, радио, телевидение, сеть Интернет; специально организованная учителем развивающая речевая среда.

Для ребёнка хорошая  речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Так, в речи людей сельской местности наиболее очевидно проявление территориальных диалектов. Наблюдения показывают, что в речи детей встречаются диалектные формы различных языковых уровней, например: [пр’идь] - вместо придёт, [н’ис’э] – вместо несёт, использование фрикативного звука [γ], «яканье» - сяло, вядро, смягчение оканчаний форм глаголов 3го лица – бягуть, нясуть, наличие слов со вставными гласными – пашано, самородина, перенос ударения – голову, уха; на лексическом уровне – страсть (в смысле очень), казать (говорить), нябось (наверное), нима (нет), груба (кирпичная плита).

В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Педагоги и родители среди проблем, связанных с коммуникативной культурой, наиболее часто отмечают такие, как: агрессивность; некорректное поведение в общественных местах; стремление к решению проблем с позиций давления; ненормативная лексика; эгоизм; неспособность к сочувствию; низкая ответственность за свои действия; нетерпимость к чужому мнению; ухудшение письменной и устной речи; неумение вести диалог; неумение четко высказать мысль в письменной и устной формах. В числе причин, которые обусловливают эти отрицательные явления, называют: влияние средств массовой информации: печати, радио, телевидения, средств видео- и звукозаписи и воспроизведения, компьютерных систем; отсутствие условий для организации свободного времени; ориентация общества на материальные ценности; падение престижа знаний и образования. Познавательная установка детских телепередач и журналов сегодня, к сожалению, вытесняется развлекательной установкой. Поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить школьника внимательно слушать, анализировать речевой материал ведущих развлекательных программ, «ставить защитный фильтр» от грубого нарушения норм речевой культуры, грамотно говорить и писать.

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены низкопробными боевиками, детективами, ужасами фантастики, что неизбежно порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Включаю телевизор и слышим Дочь смотрит мультфильм….

Одно из направлений работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже  которого  не  должен  остаться  ни один ученик. Начинать работу по формированию речевой культуры младших школьников необходимо с диагностического этапа, который позволит выявить основные проблемы и дальнейшую стратегию в этой работе. Для диагностирующего этапа важно определить критерии и показатели сформированности речевой культуры, которыми являются: 1) правильность - соблюдение  норм  современного  литературного языка (фонетической, орфоэпической, лексической, морфологической, синтаксической, интонационной и. т.д.). 2) ясность - доступность её  для  понимания  другими; 3) чистота - свободная  от  жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов речь; 4) точность - соотнесённость со смысловой и предметной сторонами речи значений слов и словосочетаний; 5) выразительность - умение ярко, убедительно, сжато  выразить  свои  мысли  и   чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений воздействовать на адресата; 6) богатство - использование разнообразных языковых средств для  выражения одной и той же мысли; 7) этичность - использование этикетных форм общения. Все эти показатели существуют не обособленно друг от друга, а находятся в тесной взаимосвязи.

Методическая работа по формированию культуры речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

Большое значение для формирования культуры речи имеет качественный дидактический материал: речевые ситуации, описанные в произведениях русских и зарубежных авторов, образцовая речь дикторов телевидения, актёров, в записи на электронных носителях, памятки по использованию этикетных форм общения, информационные бюллетени, карточки с адаптивной помощью для индивидуальной работы и т.п.. Учителю необходимо вместе с детьми анализировать речевые ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно и последовательно излагать свои мысли и чувства.

Таким образом, можно выделить оптимальные условия формирования речевой культуры младших школьников: 1) теоретический анализ методической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблемам формирования культуры речи младших школьников; 2) учёт возрастных особенностей младших школьников в контексте развития речевой деятельности; 3) выделение критериев и показателей, обоснованный отбор диагностического материала, направленный на выявление уровня сформированности речевой культуры младших школьников, исследование её уровня; 4) своевременное выявление проблем речевой культуры, возникающих у младших школьников в процессе взаимодействия с окружающими и определение направлений работы в соответствии с выделенными критериями; 5) разработка системы упражнений, направленных на формирование и совершенствование культуры речи младших школьников в соответствии с нормами, вызывающими трудности у младших школьников (упражнения, направленные на совершенствование произносительных и акцентологических норм; упражнения, направленные на совершенствование лексической структуры речи; упражнения, направленные на совершенствование грамматической структуры речи) на уроках и внеклассных занятиях; 6) использование разнообразных форм организации деятельности учащихся, направленных на формирование речевой культуры младших школьников, в соответствии с дидактическими принципами в образовательном процессе; 7) отбор учебного материала (книг, литературных текстов, словарей, аудиовизуальных произведений, детских журналов) для занятий по формированию речевой культуры, а также определение целесообразных видов деятельности с этим учебным материалом.

В процессе формирование речевой культуры можно использовать такие методы и приёмы: работа с информационными бюллетенями (исторические справки, информация по литературным нормам); речевые минутки (на уроках словесности); речевой десант (выступления перед учащимися других классов); метод проектов (по языковому материалу) Значение имён, Откуда происходят наши фамилии, Происхождение слов; проигрывание речевых ситуаций; инценирование; языковые газеты; речевые уголки.

Подготовкой к самостоятельному связному рассказу, монологу служит и словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений. Задача педагога – создавать такие речевые ситуации, чтобы школьники чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, чтобы речь для них стала не просто учебным упражнением, а средством самовыражения, предметом радости и гордости. Главное - провести детей через систему коммуникативно-речевых задач – от аналитических к конструктивно-созидательным.

В настоящее время созданы условия на федеральном и региональном уровне, способствующие борьбе за чистоту родного языка. Так, разработана Федеральная программа поддержки русского языка, создан Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Этот год на Белгородчине объявлен годом Святителя Иосафа, в рамках духовно-нравственного воспитания разработан план по искоренению сквернословия молодёжи нашего региона.

Основная задача воспитания культурной личности ложится на плечи педагога. При этом необходимо развивать у детей умение ориентироваться в речевой ситуации, учитывая задачу общения, чтобы выбрать оптимальные для данных обстоятельств языковые средства. Важно приблизить младшего школьника к современному речевому идеалу, который бы умел передать информацию, поддержать беседу, установить контакт и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.