Главные вкладки

    Статья по теме:
    Доклад" Творческий ученик. Какой он?"

    Мягкова Алла Владимировна

    Был слелан на научно - практической конференции учителей начальной школы ,совместно с МГПИ им. М.Е. Евсевьева, кафедрой педагогики и психологии МРИО" Развитие творческого потенциала учащихся посредством современных педагогических технологий"( 2009 - 2010 учебный год).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskie_deti.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    В 2010 году в начальную школу вводится образовательный стандарт. С рекомендациями по реформированию образования к президенту обратился единороссовский Совет по качеству общего образования. Задачей начальной школы ранее было просто научить ребенка читать и писать. Новый образовательный стандарт предполагает, что учителю придется обучать детей способности применять на практике полученные знания, воспитывать личность. Из обученного по новым стандартам ученика начальной школы в итоге должен получиться «умеющий креативно мыслить, способный нести ответственность перед обществом и государством, вести здоровый образ жизни и уважать мнение других людей». «Важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию различных видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ», - пояснил руководитель рабочей группы по разработке ФГОС Александр Кондаков. Формирование личности учащегося предполагает обязательное формирование его творческих способностей.

         Всё чаще можно слышать сегодня сетования учителей о том, как трудно становится работать в школе. Во- первых, одна из причин этого то, что изменился сам ребенок – ученик. Он стал более раскованным, более осведомлённым, задаёт много вопросов, он инициативен и требователен. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребенка в семье. Сейчас семья ставит ребёнка в такие условия, в которых он должен себя проявить. Требования семьи вынуждают ребёнка быть инициативным в учебе, участвовать в самых разнообразных видах учебных и дополнительных занятий. И это приводит ребенка к привычке проявлять себя творчески.

           Какие они, творческие дети? Чем они отличаются от своих сверстников?

           В младшем школьном возрасте творческие дети способны к усвоению сложных умственных навыков: счёта, чтения и это говорит о  резерве детского интеллекта. Иногда эти рассуждения, ответы на вопросы взрослого просто поражают и свидетельствуют о высокой умственной и нравственной зрелости. А иногда эта умственная и нравственная зрелость не совпадают с теми задачами, которые решаются на школьном уроке. Детям становится неинтересно на уроке, особенно это становится явным, когда учитель не отступает ни на шаг от программы. Тем самым происходит разрыв между тем, что предлагает детям взрослый и реальными возможностями самих учеников. Умеем ли мы распознавать творческий потенциал ребенка? Большинство учителей говорят, что они хотели бы, чтобы их ученики были творческими личностями. Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Почему же результаты часто расходятся с намерениями? Проблема в том, что смысл выражения «творческий ученик» педагогами зачастую понимается весьма стереотипно. Как правило, «творческие способности» учителя отождествляют с интеллектуальными способностями, которые ничего не говорят о творческой активности личности ребенка

    .

            Младшие школьники рассудительны, для них свойственна способность к умозаключениям. Их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер и это позволяет им легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудностей.

             Главной особенностью младших школьников является то, что они не умеют рефлексировать, адекватно оценивать свои умения. Для них важно не то, как они пишут, читают, рисуют, а важно, что они умеют это делать и, как им кажется, очень хорошо. Это говорит о том, что младшим школьникам интересно не столько содержание изучаемого предмета и способ его преподавания, сколько свой личный результат в изучении этого предмета : отметка, похвала учителя, оценка его труда родителями. Исследования психологов  доказывают, что неудобное поведение ученика может являться признаком нераскрытого творческого потенциала. Ведь по сути, творчество – это не приспособляемость, а выход за пределы, преодоление границ и стереотипов, «полет в бесконечность». Педагоги, пытаясь развивать в учениках способность к творчеству, всегда или почти всегда дают детям вполне определенные задания: «нарисуй картину», «придумай рассказ», «реши задачу». При этом в лучшем случае формируется способность к адаптивной активности, то есть способность действовать в заданном направлении без самостоятельно поставленной цели. В результате вырастают не творцы, а исполнители.

    Самостоятельное же целеполагание ребенка может проявляться, к примеру, в неожиданных вопросах, к которым учитель бывает иногда не готов, или в шутке, остроте, оригинальном взгляде, в собственном отношении.

    Положим, на уроке  литературного чтения идет работа по «развитию» эмоционального восприятия детей. Учитель задает вопрос: «Какая бывает зима?»

    Ученик: «Снежная».

    Учитель: «Правильно».

    Другой ученик: «Холодная».

    Учитель: «Правильно».

    Третий ученик: «Мутная».

    Учитель: «Садись и подумай!»

    В ответе «мутная» ребенок не выдает стереотип, который когда-то слышал, а передает настроение, собственное отношение к зиме. Это и есть подлинно творческое решение, рожденное только сейчас. Но для учителя оно – неблагозвучно, непонятно, неправильно. В результате творческая активность ученика не поддерживается, а наоборот, через негативную оценку подавляется. Творческий педагог мог бы отреагировать так: «Мутная? Ух ,ты! Первый раз слышу такое определение зимы! Объясни, что это значит для тебя?» В этом случае ученик получает обратную связь в виде подтверждения своей оригинальности: он придумал что-то необычное. Это условие осознания учеником себя как субъекта творческой деятельности. Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость

      В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, которые предлагает учитель. Чем интереснее и увлекательнее это делает учитель, тем больше удовольствия, восторга, интереса и любопытства  со стороны детей, выше активность учеников на уроке.

              Психологи утверждают, что главными условиями умственного развития младших школьников являются:

    • Повышенная впечатлительность и внушаемость.
    • Желание подражать действиям и высказываниям взрослых.

    Стремление к повторению того, что вызвало интерес, любопытство, положительные эмоции.

            Способствует проявлению творческой инициативы младшего школьника поощрение его успехов и достижений. Большое значение на развитие творческих возможностей младших школьников влияет сочетание теоретической и практической, самостоятельной деятельности, когда ребенок получает возможность проверить свои знания на практике, попробовать себя в практической деятельности. Если при этом он получает поощрение, это является огромным стимулом в развитии творчества ребёнка.

              Проявлению творческих способностей младших школьников способствует и наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание на уроке таких ситуаций, когда ребенок за эти способности поощряется.

               Именно способность младших школьников подражать дает возможность учителю использовать это качество для развития творческих способностей. Демонстрация детям творческих возможностей человека предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности. Попробовав, младшие школьники увлекаются ею настолько, что впоследствии исследовать, наблюдать, пробовать, творить становится привычкой.

              Младшие школьники с удовольствием участвуют в следующих видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую может предложить им как педагог, работающий с ними , так и система работы всей школы по развитию творческих возможностей ученика

              Виды деятельности, предлагаемые а нашей школе, по развитию творческих возможностей учащихся начальных классов:

    • Интеллектуальные марафоны.
    • Интеллектуальные олимпийские игры.
    • Творческие интеллектуальные конкурсы.
    • Научно – познавательные конференции
    • Малые учебные олимпиады
    • Проведение предметных недель в начальной школе.
    • Дни открытых дверей « Приглашаем в гости»
    • Семейные интеллектуальные праздники.
    • Кружки и занятия по интересам учащихся.
    • Факультативные занятия

                   Большое значение для формирования интереса к участию в творческой интеллектуальной деятельности учащихся младших классов имеет демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя, достигли определённых результатов в творческой интеллектуальной деятельности. Понимая это, учитель начальной школы должен максимально использовать эту потребность к подражательности младших школьников и направить её в нужное русло. К примеру, в начальной школе можно разработать систему классных часов различной направленности, которые позволят ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг, что было раньше в окружающем мире. В начальной школе можно успешно проводить классные и информационные часы по самым различным направлениям:

    Выдающиеся люди моей страны и мира

             

               

         

    • Выдающиеся коллекционеры и их роль в истории человечества, страны.
    • Великие писатели, поэты, книги которых мы читаем.
    • Им подвластны мира краски… Художники моей страны и мира.
    • О президентах и их странах.
    • Знаменитые полководцы и генералы.
    • Орден и медаль имени…
    • Дети, о которых знает весь мир.
    • О тех, кто пишет историю.
    • Детский писатель, поэт, музыкант. Кто он, какой он?
    • О премиях и их обладателях.
    • О путешественниках и географических открытиях.
    • О математике и её создателях.
    • Биология и биологи.
    • Великие изобретатели мира и их изобретения.
    • Кто открыл нам мир планет? О великих астрономах и их открытиях.
    • Кому обязаны планеты своими именами?
    • Знаменитые люди древности и современности.
    • Кому принадлежит это изречение? О крылатых фразах и их авторах.
    • Путешествие по географической карте имен.
    • О тех, кто пишет словари.
    • Профессии и люди.
    • Если бы эти люди не родились на планете Земля.

    .Мир, который вокруг нас

    • Мир явлений, обычный и не очень.
    • Мир за окном. Какой он?
    • Улицы моего города. О чём они могут рассказать?
    • История одного предмета.
    • Школьные предметы. Откуда они пришли к нам?
    • Мир треугольных, овальных, квадратных  предметов.
    • История школьного дневника.
    • Вежливые слова. Кто их придумал?
    • Откуда пришли к нам эти слова?
    • Великие открытия страны и мира.
    • О странах и континентах.
    • Чудеса света и их истории.
    • Великие города мира.
    • Имя города и  его история.
    • Памятные места моего города.
    • Когда и где появилась школа?
    • Выдающиеся ученики нашей школы.
    • Университеты моей страны и мира.
    • Памятные даты моей страны и мира.
    • Один день в истории человечества.
    • О датах, которые забывать нельзя.
    • Самые красивые места страны и мира и их история.
    • Что я могу рассказать о памятных местах моего города?
    • Если бы камни могли говорить.
    • Памятники мировой цивилизации.
    • История одного маршрута…
    • История одного шедевра…
    • История одного названия…
    • История моей фамилии.
    • Праздники в нашей жизни. Истории их появления.
    • Обычаи и традиции стран и континентов.
    • Традиции и обычаи моей страны.
    • Мир техники. Какой он?
    • Откуда к нам пришли машины и механизмы?

                    Таким образом , учитель, работающий в начальной школе, должен помнить, что именно он закладывает в детях интерес, потребность и привычку  к умственной деятельности, в подростковом возрасте сформировать привычку работать достаточно сложно, если она не была сформирована у младшего школьника. Исследования психологов  доказывают, что неудобное поведение ученика может являться признаком нераскрытого творческого потенциала. Ведь по сути, творчество – это не приспособляемость, а выход за пределы, преодоление границ и стереотипов, «полет в бесконечность».

    Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, — очень не простая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.

    Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.
    Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
    Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.
    Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.


    Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
    В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей уч-ся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.
    По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.
    Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.
    Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.
    Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников.
    Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимом сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на изменение приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.
    С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи - не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?


    Важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
    У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство. Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях — это самому быть творческой личностью.

    Я считаю, что в идеале наряду с познавательными, развивающими и воспитывающими аспектами триединой цели урока учитель должен ставить и креативные цели. Развивать творческие способности детей можно на любых уроках по любым предметам.
    Конечно, развитие творческих способностей мы иногда включаем в развивающие цели. Как писала И. С. Якиманская "обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение". Но креативность - это несколько другое. Как считаете? Главное не ставить рамки. Мы, учителя, частенько на уроках учим детей действовать по шаблону. У нас много каких-то памяток, схем, алгоритмов, которые, на мой взгляд, ограничивают развитие творческих способностей детей. А ведь в детях от природы столько творческого потенциала. Практически по всем предметам сейчас появились рабочие тетради на печатной основе, в которой дети вынуждены выполнять задания по шаблону. Система тестирования, так широко применяемая сейчас в образовании тоже не способствует развитию творческих способностей детей. Я думаю, что наряду с алгоритмизацией обучения учителям чаще необходимо изыскивать на уроках время на творческие задания и в качестве домашних заданий давать творческие. а чтобы это было в системе необходимо грамотная постановка креативных целей и упускать это из виду нельзя.

    А как вообще ответить на вопрос: "Сегодня я провел просто урок или творческий?". Мне кажется, что если учитель остался чем-то недоволен, что-то захотел изменить в уроке, если ученики и после звонка продолжают задавать вопросы или пытаются дорешать задачу, продолжить спор, начатый на уроке, значит, это был творческий урок. Цель такого урока - не так важны знания, как путь их применения. Начало урока - это как открытие занавеса в театре, ученики не знают, а что за ней. конец урока - занавес опущен, но остался вопрос в глазах "А дальше, что?". Мы ставим всегда перед собой цель проведения урока, формулируем триединую задачу, формирование какой-либо компетенции, но творчество, на то оно и творчество, что всегда вносит коррективы. Главное, чтобы не увлечься, не превратить настоящие творческие уроки в фарс, в гонку за новыми идеями, за недостижимыми целями.

    В начальной школе не может быть нетворческих уроков. Букву написал по всем правилам каллиграфии? Соединил буквы в слоги, слоги в слова. Разве не творчество! Не просто прочитал, а выразительно прочитал. Составил уравнение для решения задачи или нарисовал схему вращения Земли вокруг Солнца… и т. п. - своё творение. Одним словом, всегда есть продукт учебного труда. Как ставить цели?
    Постановку целей начинаю обдумывать с позиций ученика. К чему ученик должен придти в итоге. Моя задача: создать условия…., помочь (содействовать) учащимся …,организовать деятельность учащихся…,обеспечить закрепление (применение)знаний и способов…актуализировать…,проанализировать…,выявить проблемы…,определить систему упражнений...,связать полученные ранее знания с новым материалом.

    Занятия ориентированные на развитие творческих способностей, не только оказывают положительное влияние на качество знаний и умений, но и приводит к определенным сдвигам в общем умственном развитии учащихся. Не всегда люди с высокими показателями умственного развития обладают хорошими творческими способностями, но обратная зависимость прослеживается более четко: человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению.

    Известный американский психолог Д.Морисс писал:”Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых … если бы процессы, с которыми они связаны, - чувство удивления и любопытства, тягу к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

    В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....

    Мастер - класс "Портфолио ученика как средство достижения личностных результатов младших школьников".

    Государственный  Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам.  Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения,...

    Выступление на педсовете по теме:"Изучение семей учеников как одно из направлений взаимодействия с семьёй"

    На мой взгляд, актуальность данной темы в том, что положительный результат в воспитании школьников может быть достигнут при условии полного взаимопонимания и прочных связей между семьей и школой, что ...

    Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

    Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...

    Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...