Семинар по педагогическим технологиям.
материал по теме
Современные образовательные технологии. Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pps_1_klassa.doc | 59.5 КБ |
pedteh_na_seminar..doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гуликская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
директор школы_________Л.И.Чумичева
Программа психолого-педагогического сопровождения
социально-психологической адаптации первоклассников
в МОУ Гуликская СОШ
на 2010-2011 учебный год.
Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации первоклассников и профилактики школьной дезадаптации.
Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело.
Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.
В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:
1. Сотрудничество школы с ДОУ в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"
2. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.
3. Работа с детьми по недопущению дезадаптивного поведения.
Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:
1. Создать систему взаимодействия ДОУ и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;
2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.
3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;
5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.
6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)
Принципы психолого-педагогической программы:
принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;
принцип приоритета личностного развития , когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.
Протоколы диагностики
( методика ""SCHOOL").
Групповая и индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей.
Рекомендации психолога учителям по результатам психологической диагностики особенностей личности будущих первоклассников ( выбор оптимальной образовательной программы .
(Родительское собрание "Скоро в школу").
Индивидуальные консультации психолога по результатам диагностики.
I четверть.
- Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
- Анализ анкет.
- Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
- Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
- Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
- Консультации в режиме динамического наблюдения.
- Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
- Родительское собрание по результатам анкетирования
- Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
II четверть.
- Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
- Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
- Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
- Консультации в режиме динамического наблюдения.
- Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.
- Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.
III четверть.
- Анализ результатов протекания адаптации.
- Учет посещения занятий и динамики детей.
- Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей.
- Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
- Консультации в режиме динамического наблюдения.
- Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".
(Опрос: "Адаптировался ли ваш ребенок к школе?")
- Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога .
IV четверть.
- Анализ результатов динамики развития.
- Протоколы диагностики.
- Оформление представлений на ПМПК.
- Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК.
- Подготовка представления на ПМПК.
- Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
Подпрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Занятие 1: "Волшебная дверца" .
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.
Занятие 2: Этологическая прогулка по школе
Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы
Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)
Занятие 3 "Планета мечты"
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Модификация ТРИЗ "Планета мечты"
Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."
Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)
Занятие 5: "Азбука настроения"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности
Кричалка.
Угадай настроение нарисованного героя.
Изобрази настроение.
Упражнения на внимание: повторяй за мной.
Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами" .
Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков
Здороваемся по-инопланетному.
Ладушки.
Угадай настроение: Азбука настроения.
Рисуем инопланетянина.
Занятие 7"Подводное царство".
Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики
"Шифровка пиратов".
Корректурная проба ( ищем морской жемчуг на дне).
Переводилки и раскраски.
Игра: "Море бушует- раз".
Занятие 8 :"Животные"
Цель занятия: развитие речевого мышления
Пиктограммы.
Рисуем двумя руками.
Найти все зеленое, круглое, деревянное.
Физкультминутка "Зайка".
"Назови одним словом".
"Кто больше назовет".
Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"
Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления
"Отгадайте, что это?".
Штриховка.
Игра с мячом "Съедобное - несъедобное".
Кроссворд "У самовара".
Настроение.
Занятие 10 "Карта"
Цель занятия: развитие пространственного мышления
Рисуем комнату - вид сверху.
Находим предмет по карте.
Занятие 11 :Новогодний сюрприз"
Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде
Ищем клад по карте..
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре «Педагогические компетенции».
Подготовила и выступила:
Харлашкина Таисия Степановна,
учитель нач.классов.
20 декабря 2011г.
Тема: Перечень и краткая характеристика основных современных образовательных технологий.
Понятие «Педагогическая технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: принцип научности и доступности обучения;
принцип системности обучения и связи теории с практикой; принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; принцип наглядности;
принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
Краткий перечень основных пед.технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С.
- Игровые технологии.
- Технология развивающего обучения.
- Технологии индивидуального обучения и педагогика сотрудничества.
5.Коллективный способ обучения.
1.Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается как неповторимое своеобразие
каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека. Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных
природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания
уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его
использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:. учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать
выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
. изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; . в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
. активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; . учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик
имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; . необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; . при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; . необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; . образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции,репетиторства).
Заключение: личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей,талантов,становлениесамосознания,самореализации.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями,умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар "Педагогические технологии в работе педагога" (теория)
В теоретической части семинара проведён анализ работы педагогов по использованию педагогических технологий, а также коротко дана информационная справка для педагогов. Вместе с презинтацией прила...
Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».
Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...
Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»
ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...
Методический семинар "Основные аспекты применения педагогических технологий в 4 классе в рамках ФГОС."
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как моб...
Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"
Данная работа знакомит вас с новой педагогической технологией. Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определе...
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...
20 марта 2020 года в дистанционной форме проведен семинар-практикум «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с РАС»
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС по различным вариантам адаптированных образовательных программ...