Семинар по педагогическим технологиям.
материал по теме

Харлашкина Таисия Степановна

Современные образовательные технологии. Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pps_1_klassa.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon pedteh_na_seminar..doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гуликская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     директор школы_________Л.И.Чумичева

Программа психолого-педагогического сопровождения

социально-психологической адаптации первоклассников

в МОУ Гуликская СОШ

на 2010-2011 учебный год.

          Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации первоклассников и профилактики школьной дезадаптации.

          Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

          Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

          Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

          Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

          Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

          При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело.

  Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.

  В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:

  1. Сотрудничество школы с ДОУ в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"

  2. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.

  3. Работа с детьми по недопущению дезадаптивного поведения.

  

  Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.

  Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:

  1. Создать систему взаимодействия ДОУ  и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;

  2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.

  3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

  5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

  6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)

  

  Принципы психолого-педагогической программы:

  

    принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

    принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка;

    принцип приоритета личностного развития , когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

    принцип эмоционально-ценностных ориентации учебно - воспитательного процесса.

  Протоколы диагностики

  ( методика ""SCHOOL").

   Групповая и индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей.

  Рекомендации психолога учителям по результатам психологической диагностики особенностей личности будущих первоклассников ( выбор оптимальной образовательной программы .

(Родительское собрание "Скоро в школу").

  Индивидуальные консультации психолога по результатам диагностики.

  I четверть.

  1. Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
  2. Анализ анкет.
  3. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  4. Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
  5. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
  6. Консультации в режиме динамического наблюдения.
  7. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
  8. Родительское собрание по результатам анкетирования
  9. Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.

  II четверть.

  1. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  2. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей).
  4.  Консультации в режиме динамического наблюдения.
  5. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.
  6.  Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.

  III четверть.

  1. Анализ результатов протекания адаптации.
  2. Учет посещения занятий и динамики детей.
  3. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации ( по запросу педагогов и родителей.
  4. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
  5.  Консультации в режиме динамического наблюдения.
  6. Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".

  (Опрос: "Адаптировался ли ваш ребенок к школе?")

  1. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога .

  IV четверть.

  1. Анализ результатов динамики развития.
  2. Протоколы диагностики.
  3. Оформление представлений на ПМПК.
  4.  Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК.
  5.  Подготовка представления на ПМПК.
  6.  Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

  

Подпрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"

          Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

          Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

          Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

          Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

  Занятие 1: "Волшебная дверца" .

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

   Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.

   Занятие 2: Этологическая прогулка по школе

   Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы

  Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)

         Занятие 3 "Планета мечты"

     Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

         Модификация ТРИЗ "Планета мечты"

         Занятие 4: "Дорога, которая ведет..."

    Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

         Занятие 5: "Азбука настроения"

         Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности

 Кричалка.  

 Угадай настроение нарисованного героя.  

 Изобрази настроение.

 Упражнения на внимание: повторяй за мной.  

         Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами" .

         Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков

 Здороваемся по-инопланетному.  

 Ладушки.

 Угадай настроение: Азбука настроения.  

 Рисуем инопланетянина.

          Занятие 7"Подводное царство".

         Цель занятия : комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики

    "Шифровка пиратов".  

 Корректурная проба ( ищем морской жемчуг на дне).  

 Переводилки и раскраски.

 Игра: "Море бушует- раз".  

         Занятие 8 :"Животные"

    Цель занятия: развитие речевого мышления

 Пиктограммы.  

 Рисуем двумя руками.  

 Найти все зеленое, круглое, деревянное.  

 Физкультминутка "Зайка".

 "Назови одним словом".  

 "Кто больше назовет".  

  

  

  Занятие 9: "Съедобное - несъедобное"

    Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления

    "Отгадайте, что это?".  

 Штриховка.

 Игра с мячом "Съедобное - несъедобное".  

 Кроссворд "У самовара".

 Настроение.

   Занятие 10 "Карта"

         Цель занятия: развитие пространственного мышления

    Рисуем комнату - вид сверху.  

 Находим предмет по карте. 

         Занятие 11 :Новогодний сюрприз"

         Цель занятия: ориентация в пространстве школы, тренировка умения работать в команде

 Ищем клад по карте..  

  

  

  



Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре «Педагогические компетенции».

Подготовила и выступила:

Харлашкина Таисия Степановна,

учитель нач.классов.

20 декабря 2011г.

Тема: Перечень и краткая характеристика основных современных образовательных технологий. 

Понятие «Педагогическая технология».

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии:

концептуальность;

системность;

управляемость;

эффективность;

воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: принцип научности и доступности обучения;

принцип системности обучения и связи теории с практикой; принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; принцип наглядности;

принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Краткий перечень основных пед.технологий:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С.
  2. Игровые технологии.
  3. Технология развивающего обучения.
  4. Технологии индивидуального обучения и педагогика сотрудничества.

5.Коллективный способ обучения.

1.Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения  является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается как неповторимое своеобразие
каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека. Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных
природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания
уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его
использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:.
учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать
выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
.
изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; . в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
.
активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; . учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик
имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; . необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; . при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; . необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; . образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции,репетиторства).
Заключение: личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей,талантов,становлениесамосознания,самореализации.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями,умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

2.Понятие игровых технологий.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди  использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,  которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, ими-тационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

 Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)

Классификационные параметры игровых технологий:

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды -- от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8]

По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации:

- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

* Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само-регуляции, самореализации.

* Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

* Игра- свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

* Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

* Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушка-ми, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность -- удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил раз-решить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, спо-собствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; груп-пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -- забота каждого учителя начальной школы.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (ка-бинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки -- научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором испытывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

 

3.Технология развивающего обучения.

На протяжении многих лет проблема развития коммуникативной культуры и творческого потенциала личности учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания − философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

      Задача учителя — выявить и развить творческие способности ребенка в доступной и интересной детям деятельности, а значит, как можно раньше поставить ученика на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь «строительства» своей личности сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием.  Заручившись идеями педагогов-новаторов И. П. Волкова, И. П. Иванова, Г. С. Альтшуллера.

 «Способности существуют только в развитии... Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания». (И.П.Волков)

 Разделяя точку зрения И. П. Волкова, согласно которой «творчество...– создание оригинального продукта, изделия ( написание творческой работы), в процессе работы над которой самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи», обращаю внимание на качества творческой личности: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобретательность, стремление добывать знания.   Для конкретной практической работы необходимы   самостоятельность в выборе и решении задач,  трудолюбие,  способность видеть общее, главное в различном и различное в сходных явлениях.

 Развитие творческих способностей является приоритетной целью также в технологиях воспитания общественного творчества И. П. Иванова и технического творчества (теории решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера.

     Результативность работы. Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой учащийся взаимодействует с окружающей действительностью и с другими людьми. «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека».

 Развитие креативных способностей является результатом целенаправленного обучения творческой деятельности  школьников, которую мы определили как продуктивную форму деятельности учащихся, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

 Развитие креативных способностей учащихся мы рассматриваем с позиции личностных приобретений учащихся посредством развития творческого мышления, творческого воображения, применения алгоритмических и эвристических методов творчества в процессе выполнения творческих заданий, предполагающих умения учеником находить способ решения, применять знания в новых условиях, создавать нечто субъективно (иногда и объективно) с помощью алгоритмических и эвристических методов творчества.   Совершенно иную роль играет учитель в системе развивающего  обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, то есть на учебную деятельность. Понятно, что задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только заданы образец поиска и его результат. Организовать учебную деятельность учащихся  учитель может лишь, осуществляя исследование вместе с ними. Таким образом, процесс обучения  приобретает характер совместной деятельности обучающего и учащегося, то есть их реального сотрудничества. Поскольку ученик участвует в этой деятельности в качестве одного из ее равноправных субъектов, его действия не могут быть внешне регламентированы (например, заданным образцом, правилом и т.п.). Соответственно, не поддаются регламентации и действия учителя, который призван корректировать действия учащегося в зависимости от того, как они фактически развертываются. Тем самым деятельность учителя приобретает творческий характер, который не поддается формализации, а сам учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик.

 Роль учителя в современной школе.

учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной  деятельности учащихся,

компетентным консультантом и помощником,

осуществляет диагностику деятельности учеников чтобы вовремя помочь им квалифицированными действиями устранить намечающие трудности в познании и применении знаний.

       Выпускник современной школы должен обладать множеством качеств, которые развились в нем благодаря обучению и воспитанию:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

самостоятельно критически мыслить, уметь видеть  возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить

грамотно работать с информацией - уметь собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать статистические закономерности и т. д.;

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях;

уметь выходить из различных конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Не менее острой проблемой, возникающей перед учителем, является проблема организации взаимодействия между участниками процесса решения учебной задачи. Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных точек зрения, мнений, то есть является диалогичной. Это в полной мере относится и к процессу решения учебных задач, который не может осуществляться иначе как в форме учебного диалога.

С точки зрения И.П.Волкова, предпосылками творческого развития и становления творческой личности являются:  познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность прогнозирования; способность  создания идеальных эталонов, обеспечивающих эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

 Развивая творческие способности у учащегося, учитель формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.

 Задача учителя — выявить и развить творческие способности ребенка в доступной и интересной детям деятельности, а значит, как можно раньше поставить ученика на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь «строительства» своей личности сообразно с его задатками, склонностями, интеллектом, развитием.  Заручившись идеями педагогов-новаторов И. П. Волкова, И. П. Иванова, Г. С. Альтшуллера, разработавших технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, я адаптировала их на свой предмет. Так родилось собственное видение практических возможностей и особенностей развития творческой активности личности учащихся на уроках русского языка и литературы,  во внеклассной воспитательной работе.

 

4.Новые технологии индивидуального обучения.

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию индивидуального обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и «Портфель ученика», доказавшие свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира. Все указанные технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудни-честве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. 

Педагогика сотрудничества  является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Классификационные характеристики:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо и психогенная.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
 
Особенности содержания и методики:
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: 
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Концепция воспитания.
Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход.
Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.
Он объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
- новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - пол ноценная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
- личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
- каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
 - педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
- уравнивание ученика и учителя в правах;
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку; право на собственную точку зрения;
-соблюдение Конвенции о правах ребенка;
- стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принуждения.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Ученье без принуждения характеризует: 
- требовательность без принуждения, основанная на доверии;
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
 
Новая трактовка индивидуального подхода.
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности;

- применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование положительной Я-концепции личности.
Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
 Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции.
Для этого в первую очередь необходимо:
 - видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
- создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
- «Учиться победно!»; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;
- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
- предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо;ожидай его!».
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода. Эта совокупность является как бы технологической проработкой данного метода. Только тогда тот или иной метод обучения, дидактическая система могут быть реализованы на практике, когда они технологично, т.е. процессуально, проработаны. Совокупность определенных методов обучения может составить дидактическую систему, если эти методы базируются на единой дидактической идеологии, отражают единые принципы и концепцию обучения.

Особенности:

а) «награды», когда команда/группа получает одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

Выделяются следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

1) взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за успехи свои и товарищей;

3) совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;

4) социализация деятельности учащихся в группах;

5) общая оценка работы группы.

5. Коллективный способ обучения.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

В любой образовательной системе есть свои достоинства и недостатки. На наш взгляд, недостатки классноурочной системы:

сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;

ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;

трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;

ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;

усреднение темпа прохождения учебного материала.

Как мы все знаем, в каждом классе есть дети с разными способностями. Учителям нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Как бы учителя ни старались, это противоречие при классно-урочной системе остается неопределенным. Учитель должен стать наставником, консультантом, организатором учебной деятельности, который помогает ученику понять смысл целей, действий и результатов.

Достоинствами технологии являются: активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения; возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь. Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке. Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Педагогические технологии в работе педагога" (теория)

В теоретической части семинара проведён анализ работы педагогов по использованию педагогических технологий, а также  коротко дана информационная справка для педагогов. Вместе с презинтацией прила...

Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».

Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

Методический семинар "Основные аспекты применения педагогических технологий в 4 классе в рамках ФГОС."

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как моб...

Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"

Данная работа знакомит вас с новой  педагогической  технологией.   Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определе...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

20 марта 2020 года в дистанционной форме проведен семинар-практикум «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с РАС»

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС по различным вариантам адаптированных образовательных программ...