Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий
материал на тему

Сорокина Ирина Александровна

Для того, чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здоровьеразрушающего воздействия на школьников (задача – минимум), но решали бы и позитивную задачу – пусть в небольшой степени, зато постоянно, капля за каплей, способствовали формированию потенциала здоровья учащихся, в неразрывном единстве с формированием и развитием их личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_uchitelya_po_realizacii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Задачи учителя по реализации

здоровьесберегающих технологий».

От учителя - основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.

На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.

В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов- вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.

Главный объект внимания учителя – его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьясберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и всё,  что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Первичная  экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:

  1. возбуждены ( перевозбуждены ), например после урока физкультуры;
  2. утомлены, выглядят уставшими;
  3. взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
  4. сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
  5. насторожены, напряжены, враждебны ( обычно – установка на конкретного учителя );
  6. дурашливы, расторможены, расслаблены.

И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса.

В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:

  1. быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
  2. отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
  3. более склонны к нарушениям дисциплины;
  4. опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
  5. вообще не включены в учебный процесс , присутствуют на уроке по необходимости.

Если ученики из последних трёх групп относятся к числу формальных или неформальных лидеров класса, то в тактике работы учителя на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися.

Объектом особо пристального наблюдения учителя на всём протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью  и физической ослабленностью подростков, например, после перенесённого заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых – прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.

Одна из самых сложных диагностических задач не только для учителя, но и для врачей, психологов – выделить в актуальном состоянии то, что обусловлено индивидуальными особенностями личности, и то, что является ситуативными проявлениями сегодняшнего дня, часа, минуты. Так, у старшеклассников большую роль играют гармональные влияния ( включая «критические» дни у девушек ). У учителя нет возможности анализировать каждый случай, но учитывать многообразие причинных факторов необходимо всегда.

Решать коррекционные задачи учителю также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических – набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать  неправильную позу ученика – до технологичных – изменить темпо-ритм  проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса и.д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.

Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и тоже приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, учитель может просто подойти к нему, не прерывая объяснения, и ласковым движением руки исправить позу. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, можно попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это также удачный момент того, чтобы предложить всему классу сделать несколько упражнений физкультминутки и упражнений для отдыха глаз.

При отслеживании психофизиологических состояний учеников группы риска важны первые признаки утомления, состояния во время ответа и после него, реакция на оценку и т.д. Слишком эмоциональные или неадекватные реакции учащихся должны быть зафиксированы в памяти учителя (а после урока – в специальном дневнике наблюдения), чтобы на следующих уроках в аналогичных ситуациях обратить на этих учеников более пристальное внимание. Фиксация таких наблюдений в дневнике позволит лучше оценить динамику происходящих изменений, не упустить важные детали, более аргументировано обсуждать психолого-педагогическую тактику в отношении конкретных учащихся при проведении медико-психолого-педагогического консилиума.

Для того, чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здоровьеразрушающего воздействия на школьников (задача – минимум), но решали бы и позитивную задачу – пусть в небольшой степени, зато постоянно, капля за каплей, способствовали формированию потенциала здоровья учащихся, в неразрывном единстве с формированием и развитием их личности. Речь идёт о здоровьеформирующих образовательных технологиях как совокупности психолого-педагогических приёмов, методов, технологий, направленных на формирование у учеников культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, воспитание привычки действенно и постоянно заботиться о своём здоровье.

Перед учителем, который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, таят следующие задачи

  1. Включение  в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
  2. Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий.
  3. Обеспечение сильной, оперативной и надёжной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
  4. Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).
  5. Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
  6. Учёт естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
  7. Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.
  8. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузки учащихся.
  9. Обеспечение на уроке оптимального темпа-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся.
  10. Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учётом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.
  11. Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
  12. Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координатных тренажей) и др.
  13. Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся  и систематический контроль  за их осанкой на уроке.
  14.  Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
  15. Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приёмов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
  16. Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение доказать успешность ученика, оставаясь объективным, и т.д., что является одним из главных показателей профессионализма  учителя.
  17. Максимально возможное использование активных методов обучения с  минимализацией  рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.
  18. Использование всего многообразия приёмов мативации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).
  19. Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
  20. Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
  21. Контроль  за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

Перечень этих задач (не исчерпывающий  всего их многообразия) может быть использован администрацией школы, управлением образования в качестве критериев оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя. С целью самооценки и сам учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности.

Необходимыми условиями решения этих задач являются:

  1. прохождение  повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий (курсы, отдельные семинары, профессиональная переподготовка);
  2. проведение ревизии приёмов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно – задача почти не выполнимая, поэтому необходимо поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);
  3. подключение  к работе школы (района, города) по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики, внедрению ЗОТ каждого учителя;

привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего образа жизни, чтобы слова и призывы, обращённые к школьникам, соответствовали действительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в ГОУ СОШ № 1320

Данная работа рассказывает о том, как реализуются здоровьесберегающие технологии в нашей школе....

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе

В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с ...

Доклад. Реализация здоровьесберегающих технологий.

Охрана и укрепление здоровья учащихся....

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоро...

Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающей технологии

Учитывая слабое состояние здоровья детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Одной из важнейших задач школы на современном...