Формирование читательских интересов младших школьников
статья по теме

 

Муниципальное учреждение

«Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)»

МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя»

VIреспубликанские Самсоновские чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование читательских интересов младших школьников

тезис

 

 

 

 

автор: учитель начальных классов

Iкатегории Кюкяйской СОШ

им. А.К.Акимова

Спиридонова Варвара Авдеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

Актуальность исследования:Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.

Отсюда цель:выявитьи изучить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Задачи исследования:

      - проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

      -   поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

      -  привитие младшим школьникам навыков чтения;

      - организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей;

       - помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки.

          Отсюда гипотеза: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, может эффективно влиять на развитие интереса к чтению.

Объектомисследования является процесс формирования интереса к чтению у младших школьников.

Предметисследования составляет содержание и организация формирования интереса к чтению у младших школьников.

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет

Я выделила такие причины снижения интереса к чтению:

- усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

         Цель современной педагогики - учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы, в школьные годы, а главное, затем в дальнейшей жизни, они хотели и умели непрерывно потоплять свое образование, с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. С первых шагов формировать у них читательскую самостоятельность, т. е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого - то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности.

       Систему  работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы:урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: сказки, путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра. 

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например:

инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение,чтение в лицах,чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.   Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями.

            Я практикую следующие формы внеклассных занятий: дискуссия; коллективное чтение; беседа; реклама книги; литературный праздник; литературная игра;литературная гостиная; театральный фестиваль;

          Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Я разделила литературные игры следующим образом:

  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • литературные викторины;
  • «стилизованные» игры (КВН, «Сто к  одному», «Поле чудес»)                    

            Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и  наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты из книги. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года.

Ведется тетрадь для творческих работ, где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливают самодельные книжки, в которых пишут свои сказки, рассказы.

Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь ведем классный дневник  чтения. Здесь же вывешивается примерный список литературы по той или иной теме, устраивается выставка рисунков по мотивам прочитанных книг.

Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

  • библиотечные часы;
  • экскурсии в музей, посещение выставок;
  • конкурсы чтецов;
  • инсценировки сказок

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотеки. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

С первого класса начинается тесное  сотрудничество с библиотеками. Для первоклассников проводятся библиотечные уроки, выставки детских книг, конкурсы рисунков. В результате большинство учащихся в 3-м, 4-м классах становятся постоянными абонентами библиотек.

       Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.

       С целью выявления отношения семьи к чтению было проведено анкетирование родителей.    Обработка анкет  показала, что  дети больше любят читать сказки. Анкетный опрос свидетельствует, что у половины  семей есть детские книги. Большинство родителей покупают книги для  детей  - 9, не покупают – 3. По мнению родителей за приобщение детей к  чтению ответственны: родитель -13, учитель – 5, библиотекарь - 2, сам ребенок – 7. 

Опрос показал, что  большинство  родителей стараются, чтобы их дети читали. Осознают, что они ответственны за чтение детей, все хотят, чтобы их дети много читали, стали умными, образованными, эрудированными людьми.

Приведу несколько советов родителям, которые можно предложить  на одном из родительских собраний:

- читайте детям вслух с самого раннего возраста.

- покупайте детские книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка,

- не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

- организуйте совместное чтение и обсуждайте с ребенком прочитанную книгу,

- создайте в доме детскую библиотечку,

- берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

- поощряйте детей за чтение.

- подпишитесь на газеты, журналы для ребёнка с учётом его интересов.

         В нашей школе используются такие формы работы с родителями, как родительские собрания, беседы, конференции, круглые столы, литературные конкурсы, поэтические вечера. Совместно с родителями проводятся такие конкурсы, как «Моя любимая книга», конкурс читающих семей, викторины для родителей и учащихся.

             На мой взгляд, правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению    способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать в свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

 

Муниципальное учреждение

«Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)»

МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя»

VIреспубликанские Самсоновские чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование читательских интересов младших школьников

тезис

 

 

 

 

автор: учитель начальных классов

Iкатегории Кюкяйской СОШ

им. А.К.Акимова

Спиридонова Варвара Авдеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

Актуальность исследования:Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.

Отсюда цель:выявитьи изучить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.

Задачи исследования:

      - проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

      -   поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

      -  привитие младшим школьникам навыков чтения;

      - организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей;

       - помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки.

          Отсюда гипотеза: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, может эффективно влиять на развитие интереса к чтению.

Объектомисследования является процесс формирования интереса к чтению у младших школьников.

Предметисследования составляет содержание и организация формирования интереса к чтению у младших школьников.

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет

Я выделила такие причины снижения интереса к чтению:

- усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

         Цель современной педагогики - учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы, в школьные годы, а главное, затем в дальнейшей жизни, они хотели и умели непрерывно потоплять свое образование, с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. С первых шагов формировать у них читательскую самостоятельность, т. е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого - то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности.

       Систему  работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы:урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: сказки, путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра. 

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например:

инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение,чтение в лицах,чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.   Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями.

            Я практикую следующие формы внеклассных занятий: дискуссия; коллективное чтение; беседа; реклама книги; литературный праздник; литературная игра;литературная гостиная; театральный фестиваль;

          Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Я разделила литературные игры следующим образом:

  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • литературные викторины;
  • «стилизованные» игры (КВН, «Сто к  одному», «Поле чудес»)                    

            Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и  наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты из книги. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года.

Ведется тетрадь для творческих работ, где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливают самодельные книжки, в которых пишут свои сказки, рассказы.

Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь ведем классный дневник  чтения. Здесь же вывешивается примерный список литературы по той или иной теме, устраивается выставка рисунков по мотивам прочитанных книг.

Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

  • библиотечные часы;
  • экскурсии в музей, посещение выставок;
  • конкурсы чтецов;
  • инсценировки сказок

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотеки. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

С первого класса начинается тесное  сотрудничество с библиотеками. Для первоклассников проводятся библиотечные уроки, выставки детских книг, конкурсы рисунков. В результате большинство учащихся в 3-м, 4-м классах становятся постоянными абонентами библиотек.

       Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.

       С целью выявления отношения семьи к чтению было проведено анкетирование родителей.    Обработка анкет  показала, что  дети больше любят читать сказки. Анкетный опрос свидетельствует, что у половины  семей есть детские книги. Большинство родителей покупают книги для  детей  - 9, не покупают – 3. По мнению родителей за приобщение детей к  чтению ответственны: родитель -13, учитель – 5, библиотекарь - 2, сам ребенок – 7. 

Опрос показал, что  большинство  родителей стараются, чтобы их дети читали. Осознают, что они ответственны за чтение детей, все хотят, чтобы их дети много читали, стали умными, образованными, эрудированными людьми.

Приведу несколько советов родителям, которые можно предложить  на одном из родительских собраний:

- читайте детям вслух с самого раннего возраста.

- покупайте детские книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка,

- не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением,

- организуйте совместное чтение и обсуждайте с ребенком прочитанную книгу,

- создайте в доме детскую библиотечку,

- берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

- поощряйте детей за чтение.

- подпишитесь на газеты, журналы для ребёнка с учётом его интересов.

         В нашей школе используются такие формы работы с родителями, как родительские собрания, беседы, конференции, круглые столы, литературные конкурсы, поэтические вечера. Совместно с родителями проводятся такие конкурсы, как «Моя любимая книга», конкурс читающих семей, викторины для родителей и учащихся.

             На мой взгляд, правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению    способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать в свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

Формирование читательских интересов младших школьников.

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Формирование читательского интереса младших школьников

В данной презентации автор опыта рассказывает опоиске путей развития интереса к книге и стремление к чтению; привитии обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием; соз...

Презентация "Формирование читательских интересов младших школьников".

В презентации  "Формирование читательских интересов младших школьников" показаны методы и формы работы по формированию читательских интересов младших школьников  на уроках и во внеурочной де...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Работа по формированию читательского интереса младших школьников.

Пути поиска развития интереса к чтению. Виды работы на уроках литературного чтения. Игры на уроках . Виды работы над текстом. Работа в парах. Праздники, собрания, викторины....

Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников

В статье показана роль семьи в формировании интереса к чтению у младших школьников...