Работа классного руководителя с родителями
план-конспект по теме

Мухачева  Юлия  Вячеславовна

Доклад  с  презентацией  о  формах   работы   классного  руководителя  с  родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota__klassnogo__rukovoditelya__s__roditelyami.zip1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с родителями

(Подготовлено  учителем  начальных  классов  

ГБОУ  СОШ №1055 г. Москвы  

Мухачевой  Юлией Вячеславовной)

Взаимодействие  классного руководителя с родителями

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –
и тут же реализуются.
Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают – кто деньги, кто оценки
и считают дни до отпуска
и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко

Все мы знаем, какую роль несёт семья в  развитии  личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.,  стиль поведения, представления о трудолюбии  и  многое  другое.

 Как часто мы сталкиваемся с тем, что   у   ребенка, который отказывается  навести порядок  на  собственной   парте – нет перед глазами примера родителей,  наводящих  порядок  в  доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.  Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня  еще  до  знакомства  с  детьми  - на  первом   собрании  для  родителей  будущих  первоклассников  с анкеты, которую я раздаю  родителям,  а  в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала

 “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”,

 но и вопросы, позволяющие мне  узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.

“Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”

Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача.

Кириллу запрещены  нагрузки на уроках физкультуры из-за проблем с суставами. Но  сам  Кирилл, остерегаясь насмешек со стороны одноклассников, продолжал заниматься с полной нагрузкой. Зная о его состоянии здоровья, нам  совместно  с  мамой  и  учителем  физкультуры удалось решить данную проблему, не причиняя моральных переживаний мальчику.

Классный руководитель должен настроить родителей на откровенность и открытость при заполнении анкеты в целях создания более комфортного, психологически здорового климата, в котором будет находиться их ребёнок в школе. В свою очередь учитель берёт на себя обязательства по неразглашению переданной ему информации.

В  начале  1  классе  большинство  детей     еще  читать  и  писать  не  умеют,  а  уже  во  2  половине  1  класса  могут  самостоятельно  ответить  на  некоторые вопросы  анкеты. (Во  2  классе  заполняли  на  уроке  дети,  а дома  на  те  же  самые  вопросы  отвечали  родители,  а  затем  на  собрании  сравнили  результаты)

Например, “С кем ещё, кроме родителей, ты проживаешь в доме?” Прошу написать имена-отчества бабушек, дедушек; перечислить всех братьев и сестёр с именами, указать их возраст, чем они занимаются.

Есть ли в доме животные, и какие?” Ребята с удовольствием описывают своих домашних питомцев, пишут клички любимцев. Ответ детей на этот вопрос может рассказать о многом.

“Чем ты любишь заниматься в свободное время?” Здесь ребята рассказывают о кружках, которые они посещают, о своих хобби, любимом способе времяпрепровождения. Я сразу же обращаю внимание на тех детей, у которых эта строка анкеты осталась незаполненной. Как выяснилось в одном из таких случаев,

Когда классный руководитель берёт новый класс и ещё совсем не знает своих учеников, то нет лучшего способа стать им другом, проявив интерес к тому, что волнует ребят в первую очередь.

“Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”.

От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.

2. Работа родительского комитета.

Все знают, что основная задача родительского комитета– содействовать школе в обучении и воспитании детей.

В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 3-4 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается  на  первом   же  родительском  собрании.  На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов, в постановке спектаклей; помощь, связанную с вопросами транспорта, мелкого ремонта, приобретения канцелярских товаров, озеленения класса, пришкольного участка и т.д.

Встречи  с  родительским  комитетом  проводятся  по мере необходимости.  Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из  членов РК   связывается с  несколькими  родителями,  которые  в  свою  очередь,  получив необходимую  информацию  от  РК,  обзванивают  еще  нескольких родителей.  Для этого (с общего согласия) создается свой “телефонный справочник класса”.  Контактный телефон классного руководителя  есть  только  у  членов  РК,  а  их  телефоны  у  родителей  всего  класса.  Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может быть передана достаточно  оперативно.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся.

Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому родительский комитет и классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.

Знания, умения, возможности членов РК используются не только в работе с родителями, но и, прежде всего, при взаимодействии с детьми. Они могут оказать большую помощь в подготовке художественной самодеятельности, в организации встреч и бесед с учениками, в проведении экскурсий.

Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники,: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Подготовка  стенных  газет,  творческие  недели  по  предметам,  проектная  деятельность,  экскурсии.

Не надо забывать благодарить родителей и членов РК за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова.

3. Классные родительские собрания.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам –

во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону.,  а  в-третьих  через сайт  нашего  класса

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся.

 Перед РС я обязательно подхожу  ко  всем  учителям - предметникам, беседую с ними о классе и учениках; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей,  готовлю  материал  для  минуток  расслабления  родителей (из  детских  сочинений  и  наши  высказывания  на  уроках), пополняю фотоальбом класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят;

Тематика родительских собраний

Начальная школа

  1. Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
  2. Режим дня и его влияние на качество обучения.
  3. Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
  4. Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
  5. Роль игры в расширении кругозора ребенка.
  6. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
  7. Шалость и хулиганство - есть ли различия?
  8. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  9. Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.
  10. «Пути  взаимопонимания: родители  и  дети,   один  из  
       факторов   успешности   обучения»  
  11. Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?  
  12. Как  помочь  ребенку  учиться?

Сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

• Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

• Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

• Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

заблаговременно пригласить родителей, иногда  я   рассылаю  им персональные приглашения;

Сообщаю  на  сайте  о предстоящей  встрече  в  интересной  форме

подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;

заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.

Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей.   В  это   году  родители  не  раз  принимали  участи  в  подготовке  и  проведении  собраний  (анкетирование  по  теме      ;

Выступление  родителей  о  конкурсе  проектов,  

выступление  о  том,  как  родители  помогают  организовать жизнь  ребенка  после  школы )

Советы классному руководителю по проведению собрания

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

4. Индивидуальная работа с родителями.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

(Мама  Вити  редко  посещала  собрания,  сам  мальчик  с  большой  неохотой  участвовал  в  классных  делах. Привлекла  маму  к  оформлению  газеты  (она  художник),  затем  мама  сама  стала  проявлять  инициативу,  стала  регулярно  посещать  собрания,  вместе  с  сыном  оформляет  теперь  его  работы,  учит  рисовать  его.  И  Вите  тоже захотелось  проявить)

Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей.

Переписка с родителями (по  электронной  почте  и  общие  поздравления  или  сообщения  на  нашем  сайте;  есть  форум для  общения  с  родителями) — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома. - он-лайн консультации с учителем

Ребенок – горящий факел! Это  то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.