Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности детей
статья по теме

В данной статье расскрываются различные способы выявления одаренности детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент занятия по развитию речи  по теме: «Крылатые слова».

     Работа над темой начинается с 1 класса и строится по принципу « от простого к сложному». Начинается знакомство  с этими выражениями на примерах русских пословиц и поговорок. Продолжается  изучением фразеологизмов -существительных, прилагательных, глаголов и в дальнейшем активное применение их в своей повседневной жизни.

I. Сообщение темы и цели занятия.

…Человек чрез слово всемогущ:

Язык всем знаниям и всей природе ключ…»

                                                           Г. Державин

 Познакомимся с ходом нашего занятия.

-Поработаем с тест-заданиями.

-Выполнившие задание быстро и правильно получает ключ к новому заданию и пересаживается на последние парты.

-Подведем   итоги.

        -Сегодня мы будем говорить не об отдельных словах, а целых выражениях, устойчивых, неделимых и целостных по своему значению. Они пришли издалека - это цитаты из исторических материалов, высказывания известных людей. Они очень метко объясняющих сущность происходящих событий. Древнегреческий поэт Гомер так сказал о них: « Они как бы перелетают от уст говорящего к уху слышащего». Как называются эти выражения? Почему? Назовите тему занятия. (Крылатые слова).

Послушайте стихотворение В. Орловой.

Ни пуха ни пера.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: « Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час едва живой

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле

Нет ни пуху, ни пера!

-О чем стихотворение? Что пожелала мама – квочка своему сыну, провожая его словами: « Ну, ни пуха ни пера!» ( Удачи, успеха).

- Почему стихотворение заканчивается словам нет ни пуху, ни пера?

( Петушок вернулся домой весь ощипанный).

-В каких строках эти слова употребляются в переносном значении?

(Когда мать провожала сына в школу).

Желая ему удачи, она употребила это устойчивое выражение. В нем нельзя заменять слова, поменять их местами, иначе изменится весь смысл. В русском языке таких выражений  много и называются они крылатыми выражениями или фразеологизмами.

II.Работа над темой. Выполнение заданий.- Перед вами задание № 1.Постарайся найти в отрывках стихотворений фразеологизмы.  Определи, точное значение каждого из них. Выбери правильный ответ и  получишь ключ к следующему заданию.

1.С виду мы не очень схожи:              

Петька толстый, я худой.                

Не похожи мы, а все же                  

Нас не разольешь водой.

Неразлучны, всегда вместе = г, всегда находятся в ссоре = а, надо полить водой, чтобы помирить = с.

2. Не ссорьтесь! Помните о том,

   Что может быть беда:  

   В  дым разругаетесь  

   Потом  - сгорите от стыда!  

Чувствовать сильный жар = у, сгорать от любопытства = ш, испытывать сильное чувство стыда = о                                              

3. За обедом в разговоре

   Лез в бутылку, с нами споря,

   А потом сказал:

  -Друзья, не в своей …4.( тарелке я).

Лезть в бутылку-пытаться залезть в бутылку каким – либо предметом = д

Сердиться, горячиться; выходить из себя =м, быть не в своей тарелке -испытывать неловкость = е, пользоваться чужой посудой =к.

5. Фальшивят, путают слова,

  Поют ужасно, как всегда

  Ребята слушать их не станут:

  От этой песни уши…(вянут).                                                                       

 Уши вянут  - уши прижимаются к голове = з, скучно и неприятно слушать что-либо или кого-либо = р, получать удовольствие от услышанного = д

Составь слово:

    задание

1

2

3

4

5

   Бу       буква

Г

о

м

е

р

Перед вами задание № 2.  (Для тех, кто выполнил 1 задание и получил ключ- отгадку).

-Посмотри внимательно на задание № 2. Попробуйте подобрать к каждому изображению на рисунке крылатое выражение. Я буду помогать, давая объяснение. ( На рисунках изображения  яблока, мухи, козла, рубашки, стрелы).

1. Яблоко: очень большая теснота в комнате.

( Яблоку негде упасть).

2.Муха: о поной тишине.

( Слышно, как муха пролетит).

3. Козел: о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок).

4. Рубашка: об удачливом, счастливом человеке

( В рубашке родился).

5. Стрела: о том кто очень быстро бежит

( Летит стрелой).

Впишите свои ответы в таблицу.

Те, кто выполнил это задание, получает следующее.

Задание3.

Прочитай текст. Замени выделенные фразы крылатыми  выражениями.                

Порыбачили.

     Еще с вечера Коля и Вася договорились о рыбалке. Вася  проснулся очень рано , закусил быстро, торопливо  и стал ждать Колю. Но тот почему-то опаздывал. Наверное, проспал.

    Долгое время   прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Да ничего, успеем,- оправдывался Коля. - Речка-то очень близко.
...Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. Вдруг Вася замечает: клюет. Вытаскивают удочку и видят на ее конце маленькую плотвичку. «Стоит ли ее брать? -думают ребята.   Родилась-то она совсем недавно. И выбросили рыбку в воду.

    В этот день ребята так ничего и не поймали. Вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях .

Очень рано - ни свет ни заря.

Закусили быстро, торопливо -на скорую руку.

Долгое время — битый час.

Очень близко — рукой подать.

Родилась совсем недавно — без году неделя.

Обманувшись в своих ожиданиях - не солоно хлебавши.

IV.  Подведение итогов.

III. Д.З Составить интересную и необычную историю, используя выражения: «битый час», «ни свет ни заря», «на скорую руку», «рукой подать», «с пустыми руками».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление одаренных детей в начальной школе

Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....

Выявление одаренных детей

Статья "Выявление одаренных детей". Творческий проект создания изделия из бисера "Сумочка для сотового телефона", используя технику плетения "ручное ткачество"....

Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности школьников

В данной статье рассматриваются различные виды  по выявлению творческих способностей детей, их одаренности....

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

"Принципы выявления одаренных детей"

Выступление на педсовете...

Роль учителя начальной школы в выявлении одаренности детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования ...

"Выявление одаренных детей в начальных классах"

В данной статье раскрывается актуальная проблема современного образования - выявление и развитие одаренности в младшем школьном возрасте....