Особенности адаптации школьников в процессе обучения.
статья (1 класс) по теме

Семенова Светлана Владимировна

Трудности, с которыми встречаются первоклассники в первые дни учебы школы. Роль учителя  в адаптационный период, методы и приемы, которые мотивируют обучающихся на получение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar4.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации школьников в процессе обучения.

В первые дни учебы все ребята переполнены радостью и волнением от новых условий жизни. Подавляющее число малышей страстно хотят учиться.

Однако дети испытывают значительные трудности при адаптации к новым условиям  обучения и воспитания. Они напряжены психически: эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта у ребят. Ведь так мал их жизненный опыт! Психические нагрузки и новый режим ломают прежние стереотипы. Даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и приучен жить в условиях твердого режима, изменяется поведение. У некоторых детей появляется возбудимость, раздражительность. Перегрузки, которые испытывает ребенок, могут привести к утомлению, снижению работоспособности.

Развитие работоспособности зависит от многих факторов. Здесь необходимо учитывать эмоциональную заинтересованность ребенка в задаваемом деле, интерес к конечному результату. Утомляемость разрушает работоспособность. Сталкиваясь с трудностями, малыш чаще всего падает духом, что приводит к капризам, плаксивости, раздражительности.

В адаптационный период дети нуждаются в особом, эмоционально окрашенном внимании учителя. Выражение подбадривания, уверенности в том, что он, как  и другие сверстники, будет успешно учиться  и справится с правилами поведения в школе, не только успокоит его, но и придаст уверенности в своих силах. В классе есть дети, которые с трудом справляются с программой, испытывают затруднения при обучении.

Учителю необходимо поддержать их в трудный момент, не критиковать ребенка излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.

Многолетний опыт  работы и посещение  большого количества уроков разных учителей позволили выделить некоторые приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.

Наиболее успешно реализуется прием поощрения. Его можно распространять на одного ученика, на группу учеников или  целый класс.

Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, чтения, письма и др. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой – такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся. Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Можно применять поощрения  с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми. Например, я говорю ребятам: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, солнышко на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.

Поощрения  часто используются во время игры. Например, детям предлагается игра « Кто подарит этот букет?» Смысл её в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее  отличившимся учащимся. На уроках такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.

В течение всего учебного дня игра используется в конце недели, четверти. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.

Учитывая эмоциональную восприимчивость первоклассников, я постоянно использую музыку в процессе урока: провожу музыкальные и физкультурные минутки с элементами ритмической гимнастики, танцевальных движений.

Организация урока с использованием музыки снимает физическое и умственное напряжение, длительно поддерживает работоспособность, бодрый настрой. Кроме музыки на уроках использую и другие приемы, эмоционально окрашивающие занятие: речёвки, скороговорки, чистоговорки, потешки, шутки, юмор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации школьников к процессу обучения.(из опыта работы)

     Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. ...

Программа психологической адаптации детей к процессу обучения

Данная программа предназначена для учителей, психологов, родителей будущих первокласников. Она помогает подготовить ребенка к будущим переменам в его жизни, адаптироваться к новой среде, процессу обуч...

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...

Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».

В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам....

Особенности формирования познавательного интереса и развития мышления у младших школьников в процессе обучения.

Урок является ключевым средством для формирования способностей и организации взаимодействия педагога с учащимися. Далеко не весь учебный материал для младших школьников интересен. Чтобы у ребенка появ...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения

Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения...