Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе учителя начальных классов Кузьминой Е.Г.
статья по теме

Кузьмина Елена Геннадьевна

В данной  работе  излагается  использование  здоровьесберегающих  технологий  на  уроках  и  во   внеклассной  работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих  образовательных  технологий  в  учебном  процессе  и  внеклассной  работе  учителя  начальных  классов  Кузьминой  Е.Г.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

В.А. Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери  и отца, врача и учителя”.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Именно поэтому, уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Здоровьесберегающие  образовательные  технологии…  Мы  только  тогда  можем  сказать, что  учебно-образовательный  процесс  осуществляется  по  здоровьесберегающим  технологиям, если  при  реализации  используемой  педагогической  системы  решается  задача  сохранения  здоровья  учащихся  и  педагогов.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей (методика  В. Ф. Базарного,  дыхательная  гимнастика  К. П. Бутейка, Стрельниковых, методика  тренировки  мышц  глаза  Э. С. Аветисова).  И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках и во вне учебной деятельности младших школьников должны привести к улучшению состояния здоровья подрастающего поколения.

А здоровый ребёнок – это хороший ученик!

Работа по оздоровлению моих  ребят  проводится  в нескольких направлениях:

  1. Первое направление предусматривает профилактику и коррекцию нарушения зрения, так  как  в  процессе  обучения  школьников  до  80-90%  нагрузки  приходится  на  зрительный  анализатор. Масштабы  нагрузки, получаемой  зрительным анализатором, подтверждает  тот  факт, что  если  всё  увиденное  человеком  в  течение  дня  перенести  на  киноплёнку, то  нужно  израсходовать  её  около  20 км.

Проводится гимнастика для глаз:

-Крепко  зажмурить  глаза  на 3-5 с., затем  открыть  глаза  на  3-5 с. (6-8 раз).

Укрепляет  мышцы век, способствует  улучшению  кровоснабжения  и  способствует  расслаблению  мышц  глаз.

- Быстро  моргать  в  течение  1-2 мин.

Способствует  улучшению  кровообращения.

- Медленно  переводить  взгляд  справа  налево  и  наоборот.

Укрепляет  мышцы  глаз  горизонтального  действия  и  совершенствует  их  координацию.

- Посмотреть  вверх, медленно  перевести  взгляд  сверху  вниз  и  обратно.

Укрепляет  мышцы  глаз  вертикального  действия  и  совершенствует  их  координацию.

- Посмотреть  вверх, вниз, в  правую  и  в  левую  сторону, круговые  движения. (6-8 раз).

Совершенствует  сложное  движение  глаз.

В классе есть офтольмотренажёр ( каждая траектория изображена своим цветом), по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.

С  первых  дней  детей  в  школе  я  формирую  правильную  рабочую  позу  своих  учеников  и  в

течение  урока  я  постоянно  за  ней слежу, обучаю  учащихся  правилам  гигиены  зрения, привлекаю  к  этой  работе  родителей.

  1. Второе направление предусматривает психогимнастику,

направленную на развитие различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. Специальные игровые упражнения направлены на совершенствования внимания, памяти, воображения. Психогимнастика помогает выработать у ребенка положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброту и т.п.), ребенок эмоционально раскрепощается. 

Старый гриб
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой шляпки.
Выразительные движения. Стоять, колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу.
Радость
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Показать, как люди радуются какому-либо событию.
Поссорились и помирились
Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций.
Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей.
Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.
Гроза
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы.
За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкает молния. Грозно гремит гром.
Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.
Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.
Можно использовать музыкальное сопровождение М. Раухвергер «Гром».
Лисенок боится
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы.
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Имитировать встряхивание с ног воображаемых капелек воды.
Удивление
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Дети очень удивились: они увидели, как из маленьких зернышек могло вырасти так много фруктов и овощей.
Мимика. Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Раздумье
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок. 
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».
Кто я?
Цель. Упражнение тренирует у детей способность использования жестов и мимики при подражании предметам внешнего мира.
Педагог предлагает одному из детей подумать и изобразить что-то или кого-то жестами, мимикой, звуками (например, поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка, морскую свинку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар и т. д.). Остальные дети отгадывают изображаемый предмет. После правильного ответа педагог спрашивает, по каким признакам ребенок догадался, что изображен именно этот предмет.
Затем отгадавший сам изображает, а после отгадывания рассказывает, что он делал, чтобы изобразить это.
Грязь
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, а земля вокруг разрыта, потому, что дорогу ремонтируют. Очень грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать свои ботинки.
Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.
Хорошее настроение
Цель. Этюд имитирует хорошее настроение.
Мама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, — сказала она. — Мы выпьем с тобой чаю и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. Звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».
Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда переходящий на поскоки. Мимика. Улыбка.
Птицы
Педагог предлагает детям порадоваться веселым птичкам-невеличкам. Подняв лицо и вытянув руки в стороны, ладонями вверх, приветствуют птиц. Педагог говорит вместе с детьми: «Мы любим вас, птицы. Мы всегда радуемся вашему пению».
Лес шумит
Педагог вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «ш–ш–ш...» Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «ш–ш–ш...»
Кузнечик
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шея вытянута вперед, ступает на кончики пальцев. 
Кружатся на месте в медленном темпе, руки в стороны. 
Бегут друг за другом.
Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. 
Останавливаются, поднимают руки вверх, затем плавно опускают их вниз.
Малоподвижные игры
Движения на ветру
Цель: развитие творческого воображения и двигательных навыков.
Поговорите с детьми о том, что ветер иногда уносит самые разные вещи. Попросите детей назвать какие-либо вещи, которые может унести ветром. Велите детям притворятся, будто они и есть эти вещи, которые уносит ветер:
Будьте листиками и на землю медленно опадайте.
Будьте листиками, которые быстро несет по двору.
Будьте капельками дождя, падающими на землю.
Будьте перышками, которые быстро уносит ветром.
Будьте легкими снежинками, порхающими на ветру.
Замри! - 2
Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку ансамбля «Спейс». Затем под слова покачиваются с ноги на ногу, стоя на месте.

Корабль качается — раз!
Корабль качается — два!
Корабль качается — три!
В космическом танце — замри!
Когда произносится последняя строка речитатива, все замирают. Лучшая фигура отмечается педагогом.

Угадай-ка
Дети образуют круг, берутся за руки. По сигналу педагога, стоящего в центре круга, начинают движение в правую сторону, произнося следующий текст:
«Угадай-ка, угадай-ка,
Ну-ка с нами поиграй-ка!
Твои загадки отгадаем,
Мы овощи и фрукты знаем»
Педагог подает команду «Стоп!», дети останавливаются. Педагог называет чье-либо имя, определяя, кто из детей будет отгадывать название овоща или фрукта по описанию педагога.
Педагог. Саша, угадай! Этот овощ зеленого цвета, у него много одежек и все без застежек, внутри находится белая, сладкая кочерыжка.
Саша. Это капуста.
Педагог. Света! Этот овощ растет в земле, он красного цвета, с длинным хвостиком, кругленький, как маленький мячик.
Света. Это редис.
(И так далее.)
Назови гриб (ягоду)
Дети образуют круг. В центр круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст: 
Ну-ка, Лена (Маша, Саша), не зевай! 
Гриб скорее называй!
Или:
Ягод много есть в лесу,
Ты назови всего одну.
Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб или ягоду. Игра продолжается.

  1. Третье направление – это организация режима учебно-воспитательного  процесса.

Если в режиме дня не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на выполнение домашних заданий.

Поэтому при составлении расписания учитываю  работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов.

Понедельник – самый  малопродуктивный  день, вторник  и  среда – наиболее  продуктивные  дни, в  среду  начинает  отмечаться  некоторое  снижение  работоспособности; четверг – значительное  снижение  работоспособности; пятница – повышение  работоспособности.

1-ые уроки – фаза   врабатывания – предметы  средней  сложности;

2-е-3-и  уроки – предметы  максимальной  сложности;

4-ые  уроки – лёгкие  предметы.

  1. Четвёртое направление предусматривает комплекс общеоздоровительных мероприятий:

физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены.

- Каждое  утро  мы  начинаем  с  утренней  гимнастики.

Цель утренней гимнастики – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения.

Основу гимнастики до занятий составляют физические упражнения для различных мышечных групп. В утренний комплекс должны включаться упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой), мышц спины и брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в стороны), мышц нижних конечностей (приседания, выпады), подскоки. Заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте.

И.п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч.
1. Наклоны головы вправо-влево.
2. Руки на поясе, поднять руки к плечам, вверх, потянуться.
3. Руки на поясе, повороты туловища вправо-влево.
4. Руки подняты вверх, наклоны с вытянутыми руками вправо – вперед – влево.
5. Руки на поясе, прыжки на месте с хлопками на внимание: впереди – вверху – за спиной (с возвращением рук на пояс на каждый второй счет).
6. Ходьба на месте, колено поднимается до прямого угла, носок оттянут вниз.

Утренняя гимнастика нацелена на то, чтобы дети проснулись. Поэтому она должна заряжать их положительными эмоциями, которые мы передаем детям  через наше общение с ними. Это примерно звучит так:

– Доброе утро, ребята!!! Улыбнитесь друг другу!!!
– Приятного вам дня, ребята!!! Успехов в учебе!!!

Во время гимнастики я  периодически приободряю их словами: «Молодцы!!! Умники!!!»

 Ведь для учеников младших классов так  важно, когда их хвалят! Похвалите, и вы увидите, как улучшится их настроение.

- Физкультминутки  на  уроках  подбираются  в  зависимости  от  вида  урока, его  содержания. Предпочтение  отдаётся  упражнениям   для  утомлённых  групп  мышц: физкультминутки  для  мозгового  кровообращения, для  снятия  утомления  с плечевого  пояса, для  снятия  напряжения  с  мышц  туловища.

 Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения

а). Исходное положение - сидя на стуле.

1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение;

3-голову наклонить влево; 4-исходное положение;

5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение.

Повторить 3-4 раза. Темп медленный,

 б).   Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-поворот головы направо; 2-исходное положение;
3-поворот головы налево; 4-исходное положение.

Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а). Исходное положение - стоя, руки на поясе.

1-правую руку вперёд, левую вверх;

 2-переменить положение рук.

Повторить 3-4 раза.

Затем расслабленно опустить вниз и  потрясти кистями,   голову наклонить вперёд.

Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний,

б). Исходное положение - сидя или стоя.

 Кисти тыльной стороной на поясе.

1 -2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;

3-4-локти назад, прогнуться.

Повторить 5-6 раз.

Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно.

 Темп медленный.

 в).   Исходное положение - сидя, руки вверх.

 1-сжать кисти в кулак;

2-разжать кисти.

Повторить 6-8 раз.

Затем руки расслабленно опустить вниз  и потрясти кистями. Темп средний.

Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища,

 а).   Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за голову.

1-5-круговые движения тазом в одну сторону;

4-6-круговые движения тазом в другую сторону;

7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.

Повторить  4-6 раз. Темп средний,

б). Исходное положение - стойка, ноги врозь.

1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх;  

3-4 - исходное положение;

5-8-то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз. Темп средний.

Физкультминутки (ФМ) для младших школьников на уроках с элементами  письма:

а).   Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение - сидя, руки на поясе.

1-поворот головы направо; 2-исходное положение;

3-поворот головы налево; 4-исходное положение;

5-голову наклонить вперёд; 6-исходное положение.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

б).   Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

 Исходное положение - сидя, руки подняты вверх.

1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти.

Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Пальчиковые  игры.

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать мы начинаем.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо  встать.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на поясе.

1-повернуть туловище направо;

2-повернуть туловище налево.

Во время поворота ноги остаются неподвижными.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.

1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс;

3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо;

5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо;

11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс;

13-14-хлопки руками по бёдрам.

Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный;

2-3 раза - средний; 3-4 - быстрый; 1-2 - медленный.

- Локальная  гимнастика  для  различных  частей  тела.

Комплекс №1

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак – ребро – ладонь,,), произнося их вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук  с точностью до наоборот.

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

- Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.  На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения.

На   переменах  и  во  внеурочной  деятельности  я  часто  использую  музыкотерапию  и  танцетерапию.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение  необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:

  1. самые различные настроения  — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
  2. интеллектуальные  и  волевые  процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
  3. обобщенные  свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
  4. самые разнообразные характеристики  движений — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Танцевальная терапия –  это поистине волшебный секрет для тех, кто хочет стать раскрепощенным и гармоничным человеком, научиться двигаться в такт со своим партнером по танцам,  это психотерапевтический метод, в рамках которого человек выполняет определенные движения, и начинает осознавать свое тело, что, в свою очередь, способствует личностному развитию и психологическому оздоровлению.

В  гимназии  большое   внимание  уделяется  спорту. В  спортивной  жизни  гимназии  участвуют  не  только  дети, но  и  родители.

Соблюдение  воздушно – теплового  режима  также  оказывает  влияние  на  работоспособность  и  состояние  здоровья  детей: на  дыхание, реакцию  сердечно – сосудистой  системы, иммунный  статус, тепловое  состояние.

В  перспективе  я  планирую  использование  сенсорных  крестов  и  очень  хотелось  бы  иметь  в  классе  хотя  бы  две  парты - конторки.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяет  увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей.

10  золотых  правил  здоровьесбережения.

  1. Соблюдайте  режим  дня!
  2. Обращайте  больше  внимания  на  питание!
  3. Больше  двигайтесь!
  4. Спите  в  прохладной  комнате!
  5. Не  гасите  в  себе  гнев, дайте  ему  вырваться  наружу!
  6. Постоянно  занимайтесь  интеллектуальной  деятельностью!
  7. гоните  прочь  уныние  и  хандру!
  8. Адекватно  реагируйте  на  все  проявления  своего  организма!
  9. Старайтесь  получать  как  можно  больше  положительных  эмоций!
  10. Желайте  себе и  окружающим  только  добра!