Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе
методическая разработка (3 класс) по теме

Сулинова Наталья Сергеевна

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения. Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo.rar20.32 КБ
Файл prodolzhenie.rar1.81 МБ
Файл okonchanie.rar2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

 дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области

 Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

        

ПРОЕКТ

по теме:

«Использование технологии КСО (коллективный способ обучения)

на уроках английского языка в начальной школе»

 

 

Выполнила:

Сулинова Наталья Сергеевна

заместитель директора по УВР,

учитель английского языка

МОУ СОШ №14 с УИОП

г.Сергиев Посад

 

Сергиев Посад

2012

Содержание

Введение 

Актуальность технологии  КСО в преподавании иностранного языка в начальной школе ………………………………………………………                                                                                                              

Разработки уроков английского языка с использованием технологии КСО ………………………………………………………..

Урок  английского языка в 3 классе                                      

Тема: «Какого домашнего питомца ты хотел бы иметь?»……………………………………………………………………

Урок  английского языка в 3 классе                                      

Тема: «Проверь себя»……………………………………………………

Урок  английского языка в 3 классе                                      

Тема: «Ты хорошо знаешь своего друга?»……………………………..

Урок  английского языка в 3 классе                                      

Тема: «Мы будем вместе веселиться!» - 1 ……………………………

Урок  английского языка в 3 классе                                      

Тема: «Мы будем вместе веселиться!» - 2 ……………………………

Заключение 

Дальнейшие пути самообразования педагога в контексте реализации технологии КСО в образовательном процессе…………………………

Список использованной литературы  ……………………………….                                                            

                 

3 – 4

5 –

5 – 7

8 – 10

10 – 12

13 – 17

17 – 20

21 – 22

22

Введение

Актуальность технологии  КСО

в преподавании иностранного языка

Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, создавать личность, способную стать творцом новой жизни.

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения. Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в начальной школе «…изучение иностранного языка  будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).»[1]

Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый ребёнок пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение учащихся на иностранном языке становится  более раскованным, живым. В каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников — 4 человека.

В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителю нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время он должен обучать класс, как единую группу. Как бы учитель ни старался, это противоречие при классно-урочной системе остается непреодолимым.

При коллективном способе обучения каждый ученик отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Происходит полное совпадение, единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам. 

 КСО реально превращает школьников в субъектов самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становиться более привлекательным для учащихся, возрастает его эффективность.

Разработки уроков английского языка

с использованием технологии КСО

Урок по теме:

«Какого домашнего питомца ты хотел бы иметь?»[2]

Тип урока:

совершенствование речевых навыков (по Е.И. Пассову);

закрепление знаний, умений, навыков (дидактическая классификация).

Форма урока:

урок с применением технологии КСО

Цель урока:

совершенствование речевых навыков: монологической и диалогической форм общения

Задачи урока.

  1. Учебный аспект: совершенствование   грамматических навыков употребления времен Present и Past Simple, модальных глаголов can, should, must, may; развитие умения читать и аудировать с целью извлечения конкретной информации;
  2. Развивающий аспект: развивать коммуникативные навыки учащихся, навык взаимоконтроля и взаимооценивания;
  3. Воспитательный аспект: формирование бережного отношения к животным, толерантности;
  4. Социокультурный аспект: знакомство с тем, как американские дети заботятся о своих домашних питомцах.

Оборудование и оснащение урока:

аудиозапись на  MP3, магнитофон или компьютер, картинки (фото) с изображением домашних животных, карточки-опоры, оценочные листы.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания, введение в тему, определение задач урока.

Упражнение 5 с. 104.

Учащиеся зачитывают предложения, объясняющие, что понравилось другу Хью на ферме в Калифорнии и почему. Находят предложения в Past Simple и Present  Simple, предложения с модальными глаголами.

Цель: скрытый контроль усвоения материала предыдущих уроков - употребление Past Simple и Present  Simple Tenses, модальных глаголов can, should, must, may.

Форма работы: фронтальный опрос.

Учащиеся продолжают знакомиться с повседневной жизнью американского мальчика Хью. Сегодня разговор пойдёт о домашних питомцах…

С.105 – чтение и перевод учащимися темы урока. Определение задач урока учащимися, исходя из темы занятия.

  1. Работа над темой урока.
  1. Аудирование. Упражнение 1 с. 105.

Учащиеся слушают аудиозапись без зрительной опоры: рассказ Хью о том, как его одноклассники, которые не могут держать животных дома, заботятся о питомцах в школе. По ходу слушания необходимо дать ответ на вопрос: «О каких животных заботятся дети в школе?» Учащимся выдаются карточки-опоры, которые они заполняют:

Tim & Jack

Nick & Bill

Цель: развитие умения аудировать с целью извлечения конкретной информации.

Форма работы: индивидуальная.

Проверка: на доске таблица аналогичная карточкам-опорам у детей. Учитель переворачивает картинки с изображением животных, о которых шла речь в рассказе. Предлагает 1-2 учащимся сделать к ним подписи. Каждый проверяет свою карточку.

Цель: развитие навыка самоконтроля и орфографической зоркости.

Tim & Jack

Nick & Bill

a rabbit

a hamster

  1. Чтение. Упражнение 1 с. 105.

Учащиеся зачитывают предложения, содержащие ответ на вопрос: «Что должны дети делать, чтобы содержать питомцев здоровыми?»

Цель: развитие умения читать с целью извлечения конкретной информации.

Форма работы: фронтальный опрос.

  1. Составление монологических высказываний.

Технология КСО.

У учащихся картинки (фотографии) с изображением домашних питомцев. Им предлагается ответить на вопрос: «Что делаешь ты, чтобы твой питомец был счастлив?» Задача: рассказать о своём питомце 2-3 человекам, послушать рассказы других, получить оценку и оценить других. Условие: нельзя «передвигаться», если рассказал плохо. У каждого – оценочный лист. Проверяющий закрашивает «смайлик» соответствующим цветом: зелёный – «рассказ понравился, ошибок не было»; жёлтый – «рассказ понравился, ошибки есть, но не затрудняют понимание»; красный – «рассказ не понравился, ошибки затрудняют понимание».

Tanya S.

Pasha S.

☺________

☺________

Индивидуальная работа. 

  1. Каждый ученик по опоре в учебнике (с.105) составляет монологическое высказывание из 6 фраз.

I have got …

Its name is…

I must … every day.

I must sometimes …

I like …

Работа в парах сменного состава. 

2. Первый партнер рассказывает второму о своём питомце.

3. Второй партнер рассказывает первому о своём.

Оценивают друг друга и переходят в новую пару. 

В новой паре работают как в первой (по пунктам 2-3).

Выслушав рассказы друг друга и оценив их (2-3 «смайлика»), учащиеся возвращаются к своим первым партнёрам.

  1. Составление диалогических высказываний.

Работа в паре.

Упражнение 2 с.106. Учащимся предлагается побеседовать о питомцах своих одноклассников, расспросить друг друга о них: «Какой питомец у Паши? Как его зовут? Как он о нём заботиться? Какого питомца он хотел бы иметь ещё?»

Подготовленный диалог учащиеся проигрывают перед всем классом.

3. Подведение итогов. Домашнее задание. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Учащиеся сдают оценочные листы. Оценивается деятельность учащихся с учётом их взаимооценок.

Даётся инструктаж по выполнению домашнего задания, которое связано с темой урока (Книга по чтению с.63-65).

Урок по теме: «Проверь себя»[3]

№ урока

по теме:                 

3 урок по теме «Проверь себя» (работа над ошибками)

Тип урока:

контроль речевых навыков (по Е.И. Пассову);

контроль знаний, умений, навыков (дидактическая классификация).

Форма урока:

урок с применением технологии КСО (взаимообмен заданиями)

Цель урока:

контроль и коррекция основных навыков и умений, над которыми велась работа в цикле 7.

Задачи урока.

  1. Учебный аспект: контроль и коррекция умения читать, используя изученные правила чтения гласных; навыков употребления модальных глаголов и времени Past Simple; навыка использования лексических единиц по теме «Внешность»;
  2. Развивающий аспект: развитие способностей к самоконтролю и самооценке, переключению внимания в упражнениях в разных видах речевой деятельности;
  3. Воспитательный аспект: воспитание самостоятельности и формирование способности оценивать свои умения и умения товарищей в различных видах речевой деятельности;

Подготовительный этап.

На первом уроке по теме «Проверь себя» была проведена проверка умения понимать речь на слух с общим охватом содержания. Вид задания — multiple choice (множественный выбор). Была выполнена часть READING (задания 1 и 2). Цель — проверка умения читать с полным пониманием содержания. Вид задания 1 — short answer (краткий ответ), задание  2 контролирует умение переводить притяжательный падеж существительных.

На втором уроке  учащиеся выполнили самостоятельно (индивидуально):

  1. 3 задание части READING на этапе classifying (классификация): учащиеся письменно распределяли слова по столбикам в соответствии с правилами чтения выделенных гласных.
  2. Задания части VOCABULARY/GRAMMAR. Задание 1 позволяет проверить уровень сформированности навыков употребления модальных глаголов и времени Past Simple. Вид задания — multiple choice (множественный выбор). Цель задания 2 - проверить уровень сформированности навыка использования лексических единиц по теме «Внешность». Вид задания — gap filling (заполнение пропуска).

Учитель:

  1. выполнил проверку самостоятельной работы учащихся;
  2. определил 3 малые группы для дальнейшей работы над вышеуказанными заданиями READING, VOCABULARY/GRAMMAR. Группы разнородны по своему составу, тем самым слабые учащиеся будут иметь возможность воспользоваться помощью сильных учеников, а сильные ученики выступят в роли учителей.

Ход урока.

  1. Анализ самостоятельной (индивидуальной)  работы. Определение задач урока.

 Учитель даёт краткую справку о результатах самостоятельной работы учащихся на предыдущем уроке. Объясняет задачи текущего урока.

Класс разбивается на 3 группы (по количеству заданий) из 4-6 человек (мальчики и девочки разного уровня обученности). Внутри группы распределяются роли (учитель, эксперт, спикеры).

2. Работа в малых группах.

Группам даётся определённое задание. По ходу выполнения оно объясняется вслух учеником-учителем и контролируется экспертом (сильные учащиеся). После его выполнения спикеры будут представлять задание для всего класса.

Группа 1 выполняет работу над заданием READING. Вид задания — classifying (классификация), reading aloud (чтение вслух). В задании контролируется умение читать, используя правила чтения.

Сначала учащиеся письменно распределяют слова по столбикам в соответствии с правилами чтения выделенных гласных: №3 с.80 Activity Book (объясняет ученик-учитель). Затем читают вслух (эксперт - хорошо читающий ученик – контролирует).

Группа 2 работает над выполнением задания 1 VOCABULARY/GRAMMAR (с.80 – 81) Activity Book. Цель – коррекция ошибок, допущенных при употреблении модальных глаголов и времени Past Simple. Вид задания — multiple choice (множественный выбор).

Группа 3 выполняет задание 2 VOCABULARY/GRAMMAR (с.81) Activity Book. Цель – коррекция ошибок, допущенных при использовании лексических единиц по теме «Внешность». Вид задания — gap filling (заполнение пропуска).

  1. Представление результатов. Коллективная работа.

После выполнения заданий всеми группами учитель организует общее представление работы:

  1. на доске учащимися записываются ключи к заданиям;
  2. спикеры каждой группы объясняют своё задание;
  3. работа каждой группы оценивается самими учащимися по критериям -  правильность выполнения, доступность изложения.

По ходу представления задания группой 1 учащиеся групп 2 и 3 корректируют ошибки, допущенные ими в задании READING. При представлении задания 1 VOCABULARY/GRAMMAR группой 2 учащиеся групп 1 и 3 работают над своими ошибками в этом задании. Аналогично при демонстрации задания 2 VOCABULARY/GRAMMAR группой 3 действуют учащиеся групп 1 и 2.

4. Завершение работы. Взаимооценивание и контроль. Работа в парах сменного состава.

Учащиеся каждой группы проверяют правильность и качество выполнения своего задания учащимися других групп (группа 1 проверяет также чтение слов вслух). Оценивают друг друга.

В результате, в тетрадях у каждого ученика три выполненных задания (работа над ошибками) и три оценки одноклассников за качество их выполнения.

Учитель собирает тетради для дополнительной проверки.

5. Домашнее задание.

WRITING (с.82 Activity Book)

       Цель — проверка умения написать о своем любимом времени года и своем питомце. Вид задания — letter writing (написание письма).

Урок по теме:

«Ты хорошо знаешь своего друга?»[4]

№ урока

по теме:                 

2 урок по теме «Ты хорошо знаешь своего друга?»

Тип урока:

совершенствование речевых навыков (по Е.И. Пассову);

закрепление знаний, умений, навыков (дидактическая классификация).

Форма урока:

урок с применением технологии КСО (взаимообучение чтению и переводу)

Цель урока:

совершенствование навыка чтения и умения понимать прочитанное

Задачи урока.

  1. Учебный аспект: формирование навыков чтения (буква Аа в сочетаниях: ar, ay, ai, are, air), развитие умения читать с целью полного понимания содержания и с целью извлечения конкретной информации;
  1. Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков учащихся, внимания, способности к догадке по аналогии, по картинкам, к обобщению, классификации, выявлению языковых закономерностей, развитие способности к решению речемыслительных задач;
  2. Воспитательный аспект: формирование потребности в  полезном времяпрепровождении с друзьями, толерантного отношения к одноклассникам;
  1. Социокультурный аспект: знакомство с литературным творчеством британских детей (рассказ о дружбе).

Оборудование и оснащение урока:

карточки с буквосочетаниями и транскрипционными знаками, аудиозапись на  MP3, видеоролик песни «Если счастлив ты…», компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания, введение в тему, определение задач урока.

Учащиеся совместно с учителем повторяют правила чтения буквы Аа. Почему буква Аа читается по-разному? Вспоминают, что чтение буквы зависит от окружающих ее других букв.  Учитель использует карточки с буквосочетаниями и транскрипционными знаками.

Проверяют домашнее задание: упражнение 2 с. 86 (Activity Book).

  1. Формирование навыков чтения.

Автоматизация чтения буквы Аа.

Упражнение 2 с. 114.

- Friends like spend time together. Where do they play together? How do they spend their time? Учащиеся сначала читают слова по столбикам, затем выбирают слова для ответа на вопросы.

Упражнение 3 с. 114.

- Do you know your friend well?

 Учащиеся слушают аудиозапись утверждений с опорой на зрительный образ (текст) и отмечают карандашом те предложения, которые могут относиться к их друзьям, затем они вслух читают эти предложения.

О значении незнакомых слов они догадываются по картинкам, узнают в словаре.

Технологии КСО (взаимообучение чтению и переводу).

Задание 2 с.67-68 (Reader).

Работа в группе.

Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Сначала дети знакомятся со словами, которые использовала британская девочка Энн в своём рассказе. Строят предположения, о ком она сочинила рассказ. Интересно услышать рассуждения детей о том, по каким словам они могли догадаться о героях рассказа. Этими словами могут быть to bark, to scare.

Далее перед учащимися ставиться задача: поставить отрывки в правильной последовательности, чтобы получился рассказ.

Индивидуальная работа.

Каждый из партнеров получает свой отрывок текста для работы. Учащиеся читают и переводят свой отрывок самостоятельно.  

Работа в парах.

  1. Первый партнер читает второму свой текст, второй слушает.  
  2. Второй партнер переводит текст первого партнера с опорой на этот текст. Первый слушает, добавляет.
  3. Обмениваются текстами и переходят в следующую пару в группе.
  4. В новой паре работают так, как в первой (по пунктам 1-2).
  5. Обмениваются текстами и переходят в следующую пару.
  6. В новой паре работают так, как в первой и во второй (по пунктам 1-2).

В результате каждый из четырёх членов группы прочитал и знает содержание всех отрывков рассказа.

Работа в группе.

Группа обсуждает и восстанавливает последовательность рассказа. Проверяют, правильно ли догадались, о ком рассказ. Решают, какая картинка не подходит к рассказу. Распределяют слова из рассказа согласно правилам чтения буквы Аа.

Коллективная работа.

Называется последовательность отрывков. Представители каждой группы зачитывают по одному отрывку из рассказа в нужной последовательности. Другой представитель от группы записывает на доске слова из рассказа согласно одному из типов чтения буквы Аа. Коллективное обсуждение. Оценивание работы групп (ставится единая оценка всей группе).

Видеоролик  песни «Если счастлив ты…» Учащиеся поют и выполняют движения под музыку.

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

- What is the title of the lesson? Why?

Упражнение 1 с.85 (Activity Book).

- Can you write a poem about your friends?

Дома учащимся надо составить стишки из рифмующихся строк и  подготовить выразительное чтение понравившегося.

Наизусть выучить написание 5 слов (с. 132).


[1] Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – с.47

[2] Цикл 7 «У тебя есть домашний питомец?». Урок 4. УМК “English-3” (серия УМК 2-11). Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. – М.: Просвещение, 2011.

[3] Цикл 7 «У тебя есть домашний питомец?». Урок 5. УМК “English-3” (серия УМК 2-11). Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. – М.: Просвещение, 2011.

[4] Цикл 8 «Какие они – настоящие друзья?». Урок 2. УМК “English-3” (серия УМК 2-11). Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...

Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».

Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...

Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе

Каким должно быть современное образование? Влияние соременных электронных технологий на процесс преподавания....