Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования
олимпиадные задания по теме

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannyy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках  как средство повышения качества образования.

Обломова Г.В

Учитель начальных классов.

 С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают  учёные  положительно скажется на состоянии здоровья школьников.

Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних – зрительная, других – слуховая, третьих – рукодвигательная. Наша задача – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям

В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов.

В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения.

Ф. И. О. автора

Понятия

Е. С. Рабунский

1) Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по общеобразовательным учебным программам и факультативам (в старших классах), предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.

2) Индивидуализация обучения – особая организация учебного процесса в коллективе класса (группы), которая направлена на

осуществление требований индивидуального подхода.

3) Дифференциация образования – разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях, в специализированных школах и классах.

4) Дифференцированный подход – дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы, например, по интересам, успеваемости и т. п.

5) Дифференциация обучения – дифференциация учебной работы. Они означают реализацию дифференцированного подхода в обучении, нацеливают на борьбу против ориентации исключительно на учебный класс.

А. А. Кирсанов

1) Дифференциация поисков деятельности школьников – предоставление им возможности решать поставленную перед классом познавательную задачу или возникшую перед ним в ходе учебно-практической работе проблему своими путями, своими способами, своим темпом, исходя из уровня подготовленности и познавательных возможностей.

2) Индивидуализация учебной деятельности – система воспитательных и дидактических средств, соответствующих цели деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность каждого ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения.

И. Э. Унт

1) Индивидуализация – это учет в процессе обучения индиви-дуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

2) Дифференциация– это учет индивидуальных особенностей учащихся в этой форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным плана и программам.

М. К. Акимова и другие

1) Индивидуальный подход – ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.

2) Внутриклассная индивидуализация обучения – это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель на уроке в обычном классе массовой школы.

Педагогическая энциклопедия

Индивидуализация определяется как организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению.

А. М. Абрамов и другие

Дифференциация обучения – создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам ( содержание, уровень учебных требований, интересы, формы обучения и т. п.)

Г. В. Дорофеев и другие

Дифференциация – такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся условиях, получая право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Приведенные высказывания свидетельствуют о тесной взаимосвязи понятий дифференциации и индивидуализации обучения. Это отмечает И. Э. Унт в своей книге «Индивидуализация и дифференциация обучения».

В настоящее время в научно-методической литературе выделены следующие виды дифференциации: а) внешняя; б) внутренняя; в) профильная; г) уровневая; д) поисковая; ж) непрерывная.

Под   внешней  дифференциацией И. М.Шахмаев  понимает такую организацию  учебного процесса, при которой для учёта индивидуальных особенностей учащихся – последние объединяются в специальные дифференцируемые группы.

В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов под внешней дифференциацией понимают создание на основе определённых принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, для которых содержание обучения и предъявляемые к школьникам требования различаются.

То есть под внешней дифференциацией понимают создание специальных форм обучения, ориентированных на интересы, потребности и способности учащихся.

В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий,объяснительно-иллюстративных,эвристических,репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.

Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся разрабатываются и апробируются системы разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят: тренировочные задания и тесты, задачи и диктанты по предмету, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы.

Критерием успешной работы служит качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, Так как все учащиеся неодинаково развиваются, в классах появляются отличники, хорошисты и отстающие.Поэтому целесообразным является организация уровневой дифференциации на некоторых этапах урока. В основном это прослеживается при закреплении и контроле ЗУН. С этой целью можно мысленно объединить учащихся в несколько временных типологических групп, и строить учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную.

В связи с этим в процессе обучения стоят две главные задачи. Одна– выделение в классе временных типологических групп; другая– разработка и применение приёмов обучения и контроля ЗУН, отвечающих особенностям каждой группы.

При решении первой задачи можно исходить из обученности школьников. Она устанавливается с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы содержания географического образования и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. Также по классному журналу происходит ознакомление с успеваемостью учащихся по другим учебным предметам, изучение мнения учителей о классе в целом и об отдельных его представителях, беседы с родителями некоторых учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей ребёнка.

Учащиеся,у которых отсутствует познавательный интерес к предмету или часто пропускающие с небольшим багажом знаний относятся к типологической группе – отстающие.Для таких учащихся рекомендовано проводить индивидуально-групповые занятия, вовлекая их во внеклассные мероприятия и открытые уроки, давая тем самым почувствовать себя уверенней.

Вторая задача,т.е. разработка и применение приёмов дифференцированного обучения, решается наиболее успешно при использовании индивидуальной и коллективной форм организации учебной деятельности. Один из способов дифференциации проверки ЗУН– сложность заданий. О сложности заданий можно судить по ряду показателей. Например, творческие или проблемные задания объективно сложнее для учащихся, чем репродуктивные. Также имеет значение число звеньев в ходе рассуждения от условия до ответа: чем это число больше, тем задание объективно сложнее. Для учащихся отстающей группы задания должны быть достаточно просты по выполнению и их содержание необходимо готовить с учётом обязательного минимума (стандарта)содержания образования по предмету.

Представляется возможным применять другой способ– дифференциацию помощи со стороны учителя при выполнении одного и того же задания. Этот способ дифференциации означает, что слабые школьники получают более подробную инструкцию по сравнению с более сильными. Учащиеся сильной группы выполняют задание без всякой помощи со стороны учителя. Они сами отбирают источники знаний и определяют логику выполнения задания. Средняя группа пользуется типовым планом  характеристики. Для слабой группы заготавливаются карточки с вопросами в соответствии с логикой эвристической беседы, жёстко направляющей всё рассуждение от первого этапа до последнего.

Следующий способ дифференциации– учёт интересов школьников. Он проявляется, например, в том, что я поручаю отдельным учащимся подготовить небольшие сообщения на основе дополнительной литературы, составить кроссворд или викторину, придумать комментарий к фильму или продолжение сценария фильма и т. д.

Список литературы:

      1. Арапов А.И.Дифференциация обучения в истории отечественной       педагогики и школы. - Новосибирск:НГПУ, 2003, - 243 с.

     2. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения. – Челябинск, 1995.

      3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд.“Институт практической психологии”,НПО “МОДЭК”,1998, - 137 с.

4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

5.Савинков А. Одаренные дети: методика, диагностика и стратегия обучения // Директор школы. - 1999. - № 5.

6.Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 1992.

7.Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. – 1999. - № 8. – с.61.

8.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.

9.Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. – 1992. - № 9-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.

Содержание:   Введение……………………………………………………………….……3 Актуальность проблемы……………………………………….….………3Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4Организация работы по ...

Статья «Системно - деятельностный метод обучения, как средство повышения качества образования».

Основная цель обучения по ФГОС НОО (Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) второго поколения – развитие личности ребёнка на основе усвоения униве...

Педагогический совет на тему : «Технология личностно- ориентированного обучения как средство повышения качества образования»

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.Основным принципом разработки ...

«Дистанционное обучение как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»

Краткая характеристика 5 сервисов для повышения качества процесса образования и воспитания детей с ОВЗ....

Технология смешанного обучения как средство повышения качества образования.

Описание технологии смешанного обучения, модель "Ротация станций", и практическая значимость данной технологии....

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...

«Организация дифференцированного обучения как средство повышения качества образования»

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики уче...