Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».
материал по теме

 

Доклад на тему:

«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»

Доклад на тему:

«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

Подготовила учитель начальных классов 1 категории Саяхова Е.В.

                                             г. Энгельс                              

                          2010г.

Ключевые компетентности в начальной школе; структура, показатели и особенности формирования.

Главная задача современной системы образований — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались доказать отличия между понятиями «компетентность» и «компетенция»: «компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция - крут вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

По определению Хуторского А.В. компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно -смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин не может

реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьников формировать.

Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной  деятельности.

-<-v

Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные

составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к

будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения., Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которой участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.  Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы,

поэтому во время его учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Компетенция не сводится только к знаниям и только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и

их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще не достаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций

Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании  учебного процесса.

Очевидно, что одни компетенции являются более общими и значимыми чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (дли всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

- ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)

  1. общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  2. предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями ролью в образовании.

Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:

  1. название компетенции;
  2. тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
  3. круг реальных объектов действительности, но отношению к которым вводится компетенция;
  4. социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
  5. смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
  6. знания о данном круге реальных объектов;
  7. умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
  8. способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
  9. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (но ступеням обучения);
  10. индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников,, в том числе и в измерителях уровня их креативности.

Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

Учебно-познавательные компетенции;

-        ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить своюцель;

  1. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  2. задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  3. ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
  4. выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

-        иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:

  1. владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
  2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее;
  3. ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них Главное н необходимое;
  4. уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал СМИ;
  5. овладеть навыками использования информационных устройств;
  6. применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

  1. уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
  2. уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого знания иностранного языка;                
  3. владеть способами  взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  4. владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;
  5. определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  6. иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  7. действовать в сфере трудовых отношений с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  8. - владеть элементами художественно-творческих компетенции читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
  9. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения развития критического мышления;

КОГНИТИВНОГО обучения; обучения в глобальном информационном

сообществе.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Органы чувств человека»  Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала орган чувств человека и результат -

разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки . Формировались  такие компетенции, как коммуникативные - умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные — для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги, необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные -надеемся, что органы чувств человека нужно беречь, ученики ведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища.

  1. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Роль учителя заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности.
  2. На уроке математике в 4 классе по теме «Многогранник», ученикам предлагается рассмотреть несколько фигур и ответить на вопрос, что

Называют гранями, ребрами и вершинами многогранника. Этот вопрос

довольно сложный, для решения которого учащиеся должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Анализируя слова (ребра, вершины, грани), они сопоставляют их и примеряют относительно этих фигур. Такойанализ уже может направить их в определенном направлении и придти к выводу, который и будет правильным ответом на поставленный вопрос.

Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует

В заключении советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

  1. главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
  2. помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
  3. необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
  4. помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;

  1. приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;
  2. творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи;
  3. в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
  4. поощряйте исследовательскую работу учеников;
  5. учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимое 1ью;

-объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и

развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Доклад на тему: "Ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы".

Проведённый анализ современного начального образования позволил выявить ключевые понятия и основные принципы построения новой гуманистической начальной школы....

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.

Доклад Ключевые компетентности в начальной школе:  структура, показатели, особенности формирования....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы стан...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...


 

Комментарии

Лопатина Лилия Анатольевна

Интересная научная работа!