Главные вкладки

    Материал по теме:
    Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

     

    Доклад на тему:

    «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx28.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23»

    Доклад на тему:

    «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

    Подготовила учитель начальных классов 1 категории Саяхова Е.В.

                                                 г. Энгельс                              

                              2010г.

    Ключевые компетентности в начальной школе; структура, показатели и особенности формирования.

    Главная задача современной системы образований — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

    Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.

    Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

    Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались доказать отличия между понятиями «компетентность» и «компетенция»: «компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция - крут вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

    По определению Хуторского А.В. компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно -смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

    Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин не может

    реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьников формировать.

    Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной  деятельности.

    -<-v

    Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные

    составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к

    будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения., Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которой участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.  Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы,

    поэтому во время его учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

    Компетенция не сводится только к знаниям и только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и

    их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще не достаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций

    Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании  учебного процесса.

    Очевидно, что одни компетенции являются более общими и значимыми чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.

    В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (дли всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

    - ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)

    1. общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
    2. предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

    Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

    Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями ролью в образовании.

    Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:

    1. название компетенции;
    2. тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);
    3. круг реальных объектов действительности, но отношению к которым вводится компетенция;
    4. социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);
    5. смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);
    6. знания о данном круге реальных объектов;
    7. умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;
    8. способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;
    9. минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (но ступеням обучения);
    10. индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).

    Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников,, в том числе и в измерителях уровня их креативности.

    Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

    Учебно-познавательные компетенции;

    -        ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить своюцель;

    1. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
    2. задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
    3. ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
    4. выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

    -        иметь опыт восприятия картины мира.
    Информационные компетенции:

    1. владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
    2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее;
    3. ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них Главное н необходимое;
    4. уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал СМИ;
    5. овладеть навыками использования информационных устройств;
    6. применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

    Коммуникативные компетенции:

    1. уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
    2. уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого знания иностранного языка;                
    3. владеть способами  взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
    4. владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;
    5. определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
    6. иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
    7. действовать в сфере трудовых отношений с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
    8. - владеть элементами художественно-творческих компетенции читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
    9. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.

    Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения развития критического мышления;

    КОГНИТИВНОГО обучения; обучения в глобальном информационном

    сообществе.

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Органы чувств человека»  Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала орган чувств человека и результат -

    разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки . Формировались  такие компетенции, как коммуникативные - умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные — для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги, необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные -надеемся, что органы чувств человека нужно беречь, ученики ведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища.

    1. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Роль учителя заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности.
    2. На уроке математике в 4 классе по теме «Многогранник», ученикам предлагается рассмотреть несколько фигур и ответить на вопрос, что

    Называют гранями, ребрами и вершинами многогранника. Этот вопрос

    довольно сложный, для решения которого учащиеся должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Анализируя слова (ребра, вершины, грани), они сопоставляют их и примеряют относительно этих фигур. Такойанализ уже может направить их в определенном направлении и придти к выводу, который и будет правильным ответом на поставленный вопрос.

    Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует

    В заключении советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

    1. главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;
    2. помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
    3. необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
    4. помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;

    1. приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;
    2. творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи;
    3. в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;
    4. поощряйте исследовательскую работу учеников;
    5. учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимое 1ью;

    -объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

    Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и

    развитие личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

    Доклад был прочтен на ШМО учителей начальных классов....

    Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

    Доклад на тему: "Проектная деятельность в начальной школе"...

    Доклад на тему: «Творческие проекты в начальной школе"

    Проекты в младших классах – это трудно! Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоят...

    Доклад на тему "Интеграция искусств в начальной школе"

    В статье показана интеграция двух видов искусств: изо и музыка...

    Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.

    Доклад Ключевые компетентности в начальной школе:  структура, показатели, особенности формирования....

    Доклад на тему «Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД»

    Доклад на тему «Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД»...


     

    Комментарии

    Лопатина Лилия Анатольевна

    Интересная научная работа!