ИКТ на уроках в начальной школе как фактор повышения познавательной активности младших школьников
методическая разработка по теме

Руднева Светлана Валерьевна

Государственная стратегия образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в обучении. Основная задача модернизации образования состоит в достижении нового качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных, быстро меняющихся социально-экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных компетенций, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Наименование опыта.

«Использование информационных технологий и проектной деятельности в

целях формирования ключевых компетенций младших школьников и

повышения их познавательной активности».

2. Условия возникновения, становления опыта.

Государственная стратегия образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». В этой связи необходимо реализовать субъективный подход в обучении. Основная задача модернизации образования состоит в достижении нового качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных, быстро меняющихся социально-экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных компетенций, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

             Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Над проблемой использования проектно-исследовательского метода и внедрения в образовательный и воспитательный процесс ИКТ как технологий формирования ключевых компетенций младших школьников я работаю с 2006 года.

3. Актуальность и перспективность.

        Работая на протяжении ряда лет над проблемой внедрения новейших технологий в т.ч. ИКТ в учебный процесс (курс начальной школы), повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Назрела объективная необходимость разработки и внедрения в практику новой методики воздействия на качество обучения. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов.

        Толчком для использования компьютерных технологий в школьном курсе начальной школы явились следующие обстоятельства:

  1. оснащение кабинета современным компьютерным, в том числе мультимедийным, оборудованием,
  2. появление мультимедийных учебников для начальной школы, а также мультимедийных пособий по отдельным темам курса.

Развитие личности младшего школьника происходит в основном  в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться основные компоненты этой ведущей деятельности:

  1. учебно-познавательные мотивы,
  2. учебные действия,
  3. контроль и самоконтроль,
  4. оценка и самооценка

         Еще одна  немаловажная проблема современного образования – потеря интереса к учению у школьников.  Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности развитию креативных способностей.

В условиях гуманизации учебного процесса, социализации растущего человека, направленных на всестороннее развитие личности с активной жизненной позицией, актуальность темы моего опыта значительно повысилась.

        Методологическую основу деятельности по моделированию и построению образовательного процесса составляют идеи философской и педагогической антропологии (Н.А. Бердяев, В.Дильтей, В.В. Зеньковский, В.П. Зинченко, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.), научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А. Амонашвили, Р.Бернс, Я.Корчак, В.А. Сухомлинский и др.), публикации о возможностях и условиях использования личностно ориентированного подхода в педагогической практике (Д.А. Белухин, С.Л. Братченко и др.), научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, М.М. Поташник и др.).  Изучен и проанализирован опыт работы А.И. Комашинского, Е.В. Оспенниковой, А.И. Овчинникова, Т.А. Берсеневой, Г.К. Селевко, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.

 Новизна моего опыта заключается в усовершенствовании, т.е. модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания.

        Принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания является активное применение современных информационных технологий в проектной деятельности учащихся.

При проведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога.  Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе.

Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях.

        Учитель в свою очередь также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития учащихся. Применение компьютера на уроке призвано во многом облегчить труд учителя и повысить его производительность. В этом плане преподаватель видит компьютер как:

  1. эффективного помощника, позволяющего автоматизировать наиболее трудоемкие элементы учительского труда;
  2. еще один источник информации;
  3. еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения.

Область применения ИКТ широка. Используя лишь один мультимедийный компьютер в классе, преподаватель, тем не менее, обладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов.

Это может быть и анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука.

Пользуясь возможностями компьютера, изменяется порядок и структура урока, исходя из уровня подготовленности класса, дополняю учебный материал событиями своего региона, непосредственно своей школы, образно и наглядно иллюстрирую квалифицированно отобранный дополнительный материал.

При этом вовсе не исключаются традиционные виды деятельности учеников на уроке. Это может быть заполнение таблиц, схем, составление рабочего конспекта, ответы на вопросы итогового текста, распечатанного на бумаге. Применение мультимедийного оборудования позволяет применить вариант, когда компьютерные задания выводятся на экран.

Переориентация на развивающее обучение ставит во главу такие методы, которые побуждают к активности и самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и новыми способами деятельности. Изменения в построении всех форм обучения в соответствии с новыми дидактическими принципами, создает комфортную обстановку для детей в процессе познания.

Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Соответственно, с каждым годом  увеличивается количество учебного материала, который должны освоить школьники.

         Растущий объем информации неизбежно встречает препятствие в виде ограниченного количества часов, отводимых на его изучение. Выход – интенсификация обучения. А это невозможно без использования современных информационных технологий (см.приложение 2). Их применение как раз и дает возможность освоить большее количество знаний. И вот тут свою миссию может и должен выполнить учитель.

Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого интереса к учению перед учителем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. урок должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, вызывающие интерес у школьников к учебному предмету и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию способностей учеников.

Переход от изучения компьютера к использованию его возможностей в образовательных целях в некоторых школах дается с трудом и происходит чрезвычайно медленно. Недостаточная востребованность, я думаю, обусловлена следующими причинами:

  1. Учителя не осознают и не оценивают интереса современных школьников к работе с компьютером
  2. Не осознают образовательный и развивающий потенциал информационных технологий
  3. У учителей не сформирована готовность к работе с использованием ИКТ обучения младших школьников
  4. Не преодолена психологическая зависимость учителя от устаревшей технологии обучения младших школьников

Применение компьютерной техники на уроках как раз и позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Пути конкретной реализации этого подхода могут быть любыми, что обусловливается и своеобразием изучаемых вопросов, и уровнем владения программными средствами, и применением уроков различного типа.

          Принципиально новым является изучение программного материала с помощью опоры на опыт детей, привлечение знаний полученных ранее, добывание новых знаний  в учебном процессе. Это дает возможность включать в учебную деятельность не только интеллект, но и волевую сферу ребенка, тем самым, благоприятную, насыщенную эмоциями атмосферу в процессе обучения.

        Изменение позиции учителя и ученика ведет их к их тесному содружеству, создает условия для детского развития.

        Данный опыт дает простор для творческого подхода учителя ко всем видам работы. Он требует существенной перестройки самого учителя, побуждает к постоянному поиску, повышает уровень знаний, заставляет всегда помнить о том, что ребенок должен чувствовать себя на уроке исследователем, творцом и находиться при этом в интересной и доброй атмосфере.

           Эта работа трудоемкая, аналитическая, требует от учителя знаний психологии, хорошей методической подготовки, творческого задора, стремления к самосовершенствованию. Что в свою очередь способствует творческому росту учителя и ставит его на более высокую профессиональную ступень.

4.  Теоретическая база опыта.

Использование информационных технологий, являющееся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития методов и организационных форм обучения. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, быть самостоятельным в учебных действиях.

Средства ИКТ используются в педагогических целях, из которых наиболее важными являются:

  1. повышение коммуникабельности в системе «преподаватель-     обучаемый»;
  2. интенсификация учебно-воспитательного процесса;
  3. подготовка учащихся к жизни в условиях информационного и интеллектуального общества;
  4. формирование информационной культуры обучаемого.

        Они активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать значительно более сложные задачи педагогики – задачи развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, способности выполнения работы с различными источниками информации.

            Главная задача начальной школы – формирование общеучебных умений, которые являются умениями, прежде всего информационными, так как связаны непосредственно с процедурой получения и обработки информации. Среди них:

  1. наблюдение объектов окружающего мира;
  2. устное описание объекта наблюдения;
  3. сравнение;
  4. работа с моделями;
  5. обучение искусству диалога;
  6. овладение первоначальными умениями поиска, передачи, преобразования, хранения информации;
  7. поиск необходимой информации в словарях, справочниках;
  8. представление информации в табличном виде;
  9. упорядочивание информации по алфавиту, по числовым параметрам.

        Поэтому одной из важных задач, стоящих перед начальной школой, является формирование информационной культуры и информационных умений младших школьников.

          Рациональные приемы хранения информации, на развитие которых у младших школьников в первую очередь обращаю  самое пристальное внимание, базируются на таких умениях и навыках кодирования, как:

  1. вербализация результатов самостоятельных наблюдений;
  2. использование приемов графического изображения итогов наблюдения;
  3. ведение записей и зарисовок в ходе экскурсии, беседы, рассказа;
  4. знание рациональных приемов изображения слов; сокращений, графических символов;
  5. ведение самодельных тематических словарей;
  6. составление ребусов, кроссвордов.

Любая система обучения включает в себя 7 компонентов  

Из опыта работы знаю, что учитель начальных классов не добьется хороших результатов в своей работе без знаний психологии, логики, педагогики, психопедагогики, логопедии и, конечно, учебного материала и методики преподавания.

        Процесс обучения – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на:

  1. сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков,
  2. формирование умения применять их в жизни,
  3. на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся,
  4. овладение элементами культуры умственного труда,
  5. формирование основ мировоззрения и мировосприятия                      

          Система обучения – это целостная, научно – обоснованная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Система направлена не только на максимальную эффективность обучения и воспитания, но и дает огромный простор для творческого подхода учителя ко всем видам работы с учащимися.

          Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ученика. И функция школы базируется на решении трех задач - обучение, развитие, воспитание учащихся.

          Исходя из поставленных задач, строю свою работу – урочную и внеклассную. При формировании общих ЗУН необходимого базового уровня использую различные формы и методы работы

 Выбор их обуславливается рядом факторов: и методической целесообразностью, и здоровьесберегающими принципами. Опираясь на опыт, учитываю:

  1. способность данного класса усвоить необходимую информацию,
  2. прочность усвоения предыдущей темы,
  3. наличие пробелов у отдельных учащихся,
  4. соблюдение валеологического подхода к выбору форм и методов построения урока.  

           Методами обучения принято называть пути и способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на решение учебных задач. Методы являются инструментами педагога. Используя методы, он передает знания, формирует умение и навыки учащихся и всесторонне воздействует на развитие их личности. Поэтому доскональное знание всего арсенала методов обучения и умение виртуозно владеть ими являются профессиональной необходимостью для педагога и одновременно показателем его мастерства.

В своей работе стараюсь осуществлять поиск и разрабатывать такие методы обучения, которые наилучшим образом:

  1. помогают ученику связать теоретические знания с практическим их использованием;
  2. обеспечивают активность и переживания учащимся положительных чувств, связанных с учением;
  3. развивают познавательные силы и способности;
  4. вооружают умениями и приемами в области интеллектуальной деятельности

         Все мы живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формирование у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний. При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

        Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения более мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

        «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

        В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера использую по нескольким направлениям:

  1. непосредственно обучение основам работы с компьютером. Изучение информатики в классе происходит с 2007 года по учебникам А.В. Горячева «Информатика и ИКТ». Мною разработана рабочая программа для 3-4 класса «Технология (информатика и ИКТ)»
  2. использую компьютерные обучающие программы  («Уроки Кирилла и Мефодия») Концептуальные положения:
  3. компьютерные средства и информационные технологии значительно влияют на дидактический процесс, повышая его эффективность,
  4. информационный подход к педагогическому процессу,
  5. принцип педагогической целесообразности в применении ИКТ в учебном процессе,
  6. принцип оптимизации в использовании информационно-компьютерных средств,
  7. интеграция информационных технологий с педагогическими,
  8. интерактивный характер общения «человек-компьютер»,
  9. принцип охраны здоровья детей при использовании ИКТ,
  10. принцип неограниченных возможностей: дать ребенку столько материала, сколько он захочет и сможет усвоить,
  11. невозможность замены человека машиной: компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его!

Следует заметить, что внедрение информационных технологий как инновационная деятельность в образовательной сфере соответствует стратегическим целям государства в области образования, среди которых особенно важны следующие:

  1. формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей;
  2. реализация принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

        Достижению этих целей в немалой степени может способствовать применение информационных технологий. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

         Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

        На основе своих исследований могу утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизация познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
  6. приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

        Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов.

         Рынок предлагает сегодня большое количество дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста.

         Мультимедийный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с традиционным:

  1. в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации;
  2. осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  3. предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  4. осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала.

        В основе подготовки учителя к использованию компьютерных технологий в учебном процессе лежат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения.

        Главными задачами для меня стали следующие:

  1. создание условий для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участниками образовательного процесса;
  2. обеспечение контроля;
  3. расширение информационного пространства, обучение пользованию информационными ресурсами;
  4. обеспечение интегрированного подхода в преподавании.

        Анализ существующих сегодня компьютерных программ, предназначенных для обучения и развития младших школьников, позволяет выделить основные подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

  1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных классах: объяснение нового, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;
  2. теоретической части целесообразно придать справочный характер, выделяя основные термины и понятия каждой темы;
  3. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;
  4. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

         Компьютерные технологии можно использовать на всех типах уроков:

  1. при получении новых знаний и формировании умений;
  2. при практическом применении знаний, умений;
  3. при обобщении и систематизации изученного;
  4. при контроле и коррекции знаний, умений.

        Планируя урок с применением компьютерных технологий, мною соблюдаются дидактические требования в соответствии с которыми:

  1. четко определяю педагогическую цель применения компьютерных технологий в учебном процессе;
  2. уточняю, где и когда использую компьютерные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;
  3. учитываю специфику учебного материала и особенности класса;
  4. анализирую и обсуждаю с классом принципиальные вопросы изучаемого материала.

В настоящее время традиционные формы обучения устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к происходящему (например, через ролевую или деловую игру и т.п.).

        Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам, на которых можно использовать компьютерные технологии:

  1. урок-экспедиция;
  2. урок-соревнование;
  3. урок-исследование;
  4. урок-конференция;
  5. урок-викторина;
  6. урок-практикум;
  7. творческий отчет  
  8. урок-экскурсия;
  9. урок-игра;
  10. урок-деловая игра;
  11. круглый стол;
  12. урок-конкурс.

        При проведении таких уроков меняется роль педагога. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы, что ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного метода обучения к самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся, увеличению объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

      Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями,  в своей работе использую метод проектов. 

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. выбор учеником на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
  2. определение целей и задач проекта;
  3. работа над проектом и оформление отчета;
  4. защита творческой работы (презентации) по проекту и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника

         Проект может выполняться как в группах, так и индивидуально и предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной межпредметной задачи.

        Для этого большую часть необходимой информации школьники собирают и анализируют сами, используя литературу, энциклопедии, а многие учащиеся информационные ресурсы Интернета. Все это помогает учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения. Некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями.

        Проанализировав  существующую литературу по данному вопросу, мною было разработано Положение о проектной деятельности учащихся.

           Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр  способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Следовательно, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.         

Активное использование ИКТ в учебном процессе натолкнуло меня на идею применения новейших технологий и во внеурочной работе: создания в начальной школе собственного печатного органа. С сентября 2006 года в школе функционирует объединение в системе дополнительного образования детей «Основы журналистики», которое объединяло учащихся 5-11 классов. В 2007 году в это объединение вошли учащиеся моего класса.

Курс «Основы журналистики» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания - формирование социально активной личности. Главным достижением этого объединения является ежемесячный выпуск школьной газеты «Большая перемена». По аналогии, под моим руководством и при поддержке коллектива класса и родителей вышла в свет газета для учащихся начальной школы «АБВГДейка»

Применение компьютерных технологий во внеклассной работе (соревнования, смотры, конкурсы, КВН, семинары и т.п.) способствует решению еще одной задачи – повышению общей информационной культуры учеников. А информационная культура в целом сейчас обоснованно трактуется не только как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, но и как одно из условий социальной защищенности личности в информационном обществе.

5.  Ведущая педагогическая идея.

        В основу моей работы положена идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьников. Эта идея пронизывает программы и учебные пособия для начальной школы (в т.ч. мультимедийные), методы обучения, организационные формы учебно-воспитательной работы и предполагает определенный педагогический подход к воспитанию в его неразрывной связи с обучением.

        Ведущей педагогической идеей моего опыта является идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

        Этой идеей обусловлено:

  1. организация коллективного поиска на уроке;
  2. организация атмосферы творчества;
  3. организация самостоятельной познавательной деятельности;
  4. изучение программного материала с помощью опоры на опыт детей.

6.  Технология опыта.

       В большинстве случаев на уроках в начальной школе при использовании информационных компьютерных технологий применяется программа подготовки презентаций Microsoft Power Point.

        Созданные презентации можно использовать на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и во внеклассной работе. Особенно ярко используется презентация для изучения тем  регионального компонента, например, при изучении ПДД

Подготовку и проведение любого урока  строю по следующему плану:

  1. отбор содержания;
  2. подбор методов, форм, приёмов формирования ЗУН учащихся и контроля за их усвоением;
  3. ликвидация пробелов;
  4. индивидуальная работа с учащимися с разным уровнем реальных возможностей.

                Благодаря возможности отбирать содержание, основываться на свежих исследованиях, уроки стараюсь давать соответственно тем требованиям, которые предъявляются к современному уроку.

               При разработке плана урока  заранее предусматриваю применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий задание или работающий над проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой.

        Если ребенок предпочитает наглядно-образную деятельность,  предлагаю ему задания с  наличием в программах игровых занимательных сюжетов; если он стремится все логически объяснить, любит рассуждать, ему удобнее работать с программой, где правила представлены в виде алгоритмов. Если ребенок склонен к анализу, если ему необходимо умственные действия закрепить в графической форме, предлагаю начать с работы по блок-схемам.

        Воздействуя на развитие возможностей ребенка, можно создать с помощью современных технологий ситуацию успеха для таких школьников, и тем самым повысить мотивацию учения.

        В качестве примера рассмотрим электронное учебное пособие для начальной школы.         Яркие рисунки, необычные, интересные задания способствуют повышению интереса к предмету у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

        Анализ моего опыта показывает, что методических приемов применения электронных учебных пособий достаточно много. Главная моя цель – выработать наиболее адекватную тактику использования электронного продукта в обучении и воспитании школьников.

        Дифференциация процесса обучения достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности из широкого спектра заданий, предложенных в электронном учебном пособии.

        Индивидуальную работу учащихся педагогически и психологически целесообразно начинать тогда, наступает спад активности учащихся. Из опыта работы считаю, что наиболее оправданно привлечь для выполнения тренировочных или исследовательских заданий в это время тех школьников, которые снизили активность и инициативность участия в учебном процессе.

        Задания высокого уровня сложности предлагаю выполнить тем ученикам, которые быстрее и успешнее других справились с общим для класса заданием.

        Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Оказываю помощь таким детям, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников  рекомендую проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

        Мои наблюдения подтверждают эффективность еще одного из приемов использования компьютера в учебном процессе – работы с электронными учебными материалами в группе. Подобная совместная работа детей помимо учебных целей позволяет формировать и развивать умение работать в группе, толерантность, взаимовыручку, личную ответственность за коллективно полученный результат.

Наличие проекционной аппаратуры или телевизора с большой диагональю, размещенного слева от доски и подключенного к компьютеру, позволяет использовать электронный продукт для фронтальной работы с классом в целом.        Слайды, выведенные на большой экран, - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока:

  1. обычная иллюстрация
  2. использование анимации в слайдах
  3. мультимедиа-панорама как наиболее интересный прием наглядности

Кроме того, использование стандартных средств управления электронными программами способствует формированию у школьников первой ступени обучения информативно-коммуникативной компетентности.

 Нельзя забывать и о здоровьесберегающих технологиях: необходимо строго придерживаться санитарно-гигиеническим нормам при организации рабочего места учащихся за компьютером. Их неукоснительное соблюдение, а также проведение во время уроков физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, позволит сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе.

.         

7. Анализ результатов /УПР/.

УПР воспитательного аспекта:

  1. Благодарственные отзывы учащихся и их родителей
  2. Сложилась система личностно-ориентированных педагогических технологий по формированию здорового образа жизни, есть его мониторинг
  3. Отсутствуют правовые нарушения, случаи травматизма носят единичный характер
  4. Сформировавшийся положительный опыт воспитательного воздействия обобщен и известен на уровне школы и района,  компьютерная версия опыта размещена на Тульском школьном портале http: //www.tulaschool.ru/
  5. Применение мультимедийных программ и электронных учебников в курсе начальной школы повышает мотивацию учащихся и результативность обучения в среднем на 18%-22%

УПР учебного аспекта:

  1. Результативность внутришкольного контроля, инспектирование, проверок качества преподавания и уровня знаний учащихся, умения, навыков и нормативов 100%.
  2. Целевые установки по воспитанию и обучению есть и выполняются затруднения во взаимоотношениях учителя и учеников отсутствуют.
  3. Присутствуют мотивации, выбор оптимальных форм, методов, средств, технологий обучения и специальные требования к предмету.
  4. Наличие рабочей программы курса в школе, ее выполнение, методическое руководство, учебное обеспечение выполняется во всех классах.
  5. Положительные выводы результатов различных проверок работы учителя.
  6. Система критериев оценки учащихся – качественные характеристики с учетом индивидуальностей и мониторинга.

Анализ профессионального мастерства учителя

В современных социальных условиях одним из наиболее существенных профессиональных качеств педагога является умение выстраивать свою собственную социально-деятельную траекторию. Техническим средством преобразования собственной деятельности является проектирование. Владея методами проектирования и применяя их в своей педагогической деятельности, показываю важную квалификационную составляющую профессионализма учителя.

Результаты диагностики профессиональных умений педагога за 2007-2010 учебный год представлены в квалификационной карте учителя.

Квалификационная карта.

Уровень выраженности

Критерии оценки

Умение опреде-лить цель и задачи урока

Умение опреде-лить структуру урока

Умение отобрать учебный материал

Деятель-ность учителя

Деятель-ность уча-щихся

Результа-тивность урока

Очень высокий

+

+

+

+

Высокий

+

+

Анкета учителя

Общепользовательские навыки

Ответ

(да, нет)

Можете ли Вы:

- написать письмо, используя текстовый редактор?

Да

- отправить коллегам файл?

Да

- обмениваться опытом и знаниями с другими в форуме/ телеконференции в Интернете?

Да

- создать презентацию с несложной анимацией?

Да

Педагогичская ИКТ-компетентность

- готовить уроки, на которых школьники будут использовать ИКТ?

Да

- найти полезные материалы в Интернете?

Да

- использовать ИКТ для выступлений и объяснений?

Да

- использовать Интернет (например, сайты, форумы) для поддержки учебной деятельности учащихся?

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...

Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

В современном российском образовании особое внимание уделяется применению мультимедийных средств обучения как к одному из видов наглядности. Наглядность предлагаемого материала повышает уровень овладе...

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...