Главные вкладки

    Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
    статья на тему

    Санжаина Баярма Гомбожаповна

    Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_ikt.ppt588 КБ

    Предварительный просмотр:

    Санжаина Баярма Гомбожаповна

    Учитель начальных классов

    Забайкальский край

    Дульдургинский район

    Село Алханай

    Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

         В настоящее время школа работает  в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Готовясь к введению ФГОС, педагоги МО учителей начальных классов МБОУ «Алханайская средняя школа» внимательно изучили условия, технологии и порядок формирования УУД. Разрабатывая основную образовательную программу, в качестве механизма формирования  УУД мы указали среди прочего информационно-коммуникационные технологии. Мы считаем, что методически правильное, последовательное и системное применение ИКТ позволяет не только успешно сформировать УУД, но и избежать возможных рисков.

    В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

    Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

    Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно - деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся.    В стандартах по каждому предмету все это конкретизировано в требованиях к уровню подготовки выпускников.

    На опыте собственной работы убедилась, что преподавание в начальных классах  необходимо ориентировать  на использование  ИКТ-технологий и ЦОР. Это позволяет сформировать у ребенка представление об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

         Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять  роль тренажеров.

          Мультимедийные  продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

          Развитие обобщенных компьютерных умений в сочетании   с предметными знаниями в конкретных областях составляют основу компетентостного подхода, узловым понятием которого являются ключевые компетенции.                                                  

          Ключевые компетенции  позволяют осуществлять системный подход  к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах.

         Использование ИКТ- технологий и ЦОР в образовании значительно облегчает переход к личностно-ориентированному обучению. При помощи мультимедиа технологий можно совершенно по новому показать проблему учащемуся, что развивает мотивацию для дальнейшего обучения.  

     Использование ИКТ на различных этапах урока позволяет:

    - развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    - овладевать практическими способами работы с информацией;

    - развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    Этапы урока:

    1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

    На этом этапе происходит формирование и развитие УУД обучающихся:

    – личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    – познавательные – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    – коммуникативные – контролировать действия партнера;

    – регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    2.  На этапе актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности идет формирование и развитие УУД обучающихся:

    –  личностные – критического отношения к информации и избирательности её восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, речи;

    – познавательные – поиск информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать аналогии;

    – коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    – регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя; оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

    - в информационной среде вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    3. Постановка учебной задачи.

     Формирование и развитие УУД обучающихся:

    – личностные – учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию;

    – познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках;

    – регулятивные – принимать, сохранять и ставить учебную задачу.

    4.Физминутка

    Формирование и развитие УУД обучающихся:

    – личностные – установка на здоровый образ жизни.

    5. Этап планирования формирует и развивает УУД обучающихся:

    – регулятивные – формирование умения  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

    6. Поисково-исследовательская работа

    Формирование и развитие УУД обучающихся:

    -  личностные – формирование способности к самоучению, саморазвитию;

    – понимание чувства других людей и сопереживание им; регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

    – познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту электронных словарях и справочниках;

    – ориентироваться на разнообразие способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    – регулятивные – использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия

    – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    – осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; готовить своё выступление;

    – коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    – излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

    7.    Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием.

    Формирование и развитие УУД обучающихся:

    – личностные – ответственно относиться к собственному здоровью, внимательно относиться к красоте окружающего мира; нравственному содержанию поступков;

    – понимать чувства других людей и сопереживать им;

    – регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

    – развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

    – познавательные - фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

    - структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

    -создание простых гипермедиасообщений;

    -построение простейших моделей объектов и процессов

    – коммуникативные – активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы;

    – регулятивные – выполнять учебные действия в громкоречевой форме; осуществлять пошаговый контроль.

    8. Итог урока. Включение в систему знаний и повторение.

     Формирование и развитие УУД обучающихся:

    – личностные – определять личностный смысл учения;

    – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    – познавательные – устанавливать причинно-следственные связи;

    – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    – регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу;

    – осуществлять итоговый контроль;

    – оценивать результаты собственной деятельности и деятельности группы;

    – коммуникативные – выступление с аудиовизуальной поддержкой.

    9. Рефлексия деятельности.

    Формирование и развитие УУД обучающихся:

    – личностные – развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

    – регулятивные – оценивать результаты собственной деятельности; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося

      Для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках  возможно только при комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса.   Необходимо менять отношение детей к изучению  предметов,  делать его более серьезным и осмысленным.

                Для того, чтобы будущие выпускники в совершенстве владели навыками использования всех возможностей,  которые представляет разнообразная компьютерная техника и интернет - технологии, нужно на уроках в начальной школе подходить системно к формированию универсальных учебных действий,  для чего надо обучать детей с привлечением тех же самых технологий.

    Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно – коммуникационной компетенции.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе

    В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....

    Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

    Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

    Презентация к докладу на семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов"...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...

    Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

    Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...