Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?
статья по теме

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Педагог должен уметь:

•  успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

•  ориентироваться в ситуации на рынке труда, хотя бы в своем городе (районе), и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

•  видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

•  проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;

•  чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

•  связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;

•  закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

•  планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;

•  ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

•  в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;

•  привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

•  привлекать экспертов и специалистов (преподавателей вузов; работников фирм, банков, организаций и учреждений; милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;

•  демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, а также в ходе выполнения проектов, ролевых игр и психологических тренингов, которые позволяют им обнаружить и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения и проверить это поведение «на пригодность»;

•  оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;

•  оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;

•  видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Кроме того, педагог должен понимать, что:

•  стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;

•  строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

•  его главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников — самые верные его союзники;

•  любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать Ученикам;

они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;

•  достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

•  по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;

•  передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;

•  представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;

•  мелочных правил и инструкций;

•  бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

      Что должен уметь ребенок при поступлении в школу? Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовно...

Что должен уметь Ваш ребёнок в 6-7 лет?

Что должен уметь Ваш ребёнок в 6-7 лет?...

Эссе «Как я реализую компетентностный подход на уроках»

Предлагаю вам эссе, написанное во время прохождения курсов, по теме «Как я реализую компетентностный подход на уроках». Оно предназначено для учителей начальных классов, работающих над формирован...

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

ДОШКОЛЬНИК, ТЫ УЖЕ МНОГО ЧЕГО МОЖЕШЬ,  БУДЬ ГОТОВ ТРУДИТЬСЯ !Дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их...

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу.

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу....

презентация "Что должен уметь выпускник подготовительной к школе группы"

Материал для родительского собрания на тему"Что должен уметь выпускник подготовительной к школе группы"...